В предыдущих статьях, посвященных развитию
познавательной потребности ребенка в семье, мы говорили о самых разных
вещах — и о семейном климате, о рваном внимании, пренебрежении реальной
познавательной деятельностью ребенка (вопросами) и прочих, своего рода
тактических приемах подавления познавательной потребности. Все вместе
они, конечно, достаточно успешно снижают познавательную потребность,
приводя к вполне заметной ее деформации. Однако есть еще одно средство
уже стратегического, что ли, характера — именно с его помощью родители в
компании с учителями добивают познавательную потребность, после чего
учение воспринимается ребенком уже только как насилие.
Но прежде чем рассказать об этом завершающем ударе —
следует напомнить о главном условии развития способностей. Как мы
говорили ранее, для того, чтобы из задатков развились способности, самой
по себе деятельности, пусть самой развивающейся, по любой, самой
прогрессивной методике, совершенно недостаточно. Необходимо в качестве
обязательного, непременного условия — удовольствие от умственной
деятельности, ярко-выраженные положительные эмоции. Необходимо, чтобы
ребенок получал радость, удовольствие от самого процесса
интеллектуальной деятельности. Если этого нет и ребенок выполняет
умственную деятельность по любым другим мотивам, например из послушания,
из желания получить награду (ту же пятерку), из страха наказания, то
знания ребенок таким путем, конечно, получит, но к способности это не
будет иметь ни малейшего отношения. Хотите, чтобы ребенок был способным,
нужно, чтобы он любил умственный труд от этой неумолимой зависимости
никуда не деться.
И вот ребенок идет в школу. В общем-то с охотой.
Хотя часто и с некоторым страхом — ведь его уже основательно напугали:
ты невнимательный, ты неусидчивый — учительница будет тебя ругать и
т. д. и т. п. Но вот отшумел праздник первого звонка, начались школьные
будни. И ребенок начинает постигать нехитрую школьную заповедь: учение —
это его долг. Ничего более ужасного для и без того уже хилой
познавательной потребности невозможно придумать.
Ребенку ежедневно, дома и в школе, родителями и
учителями, вбивается в голову, что учение — не радость, не удовольствие,
а только исполнение обязанностей. В этом прежде всего глубоко убеждены
родители. Вот характерная оценка. У ребенка поначалу не ладится в школе
ведь большинство детей к школе не готовы — то писать трудно, то высидеть
целый урок невозможно, то отвечать перед классом страшно. Вместо того,
чтобы помочь ребенку, его начинают…стыдить, а то и наказывать.
Мы для тебя ничего не жалеем, — укоряют родители, — а
ты нас так подводишь. Ребенок, еще не расставшийся с мыслью о своей
свободе, заявляет: Не хочу идти в школу. И он где-то прав: ведь от школы
он ждал только хорошего. А родители ему на это с полным сознанием своей
правоты заявляют: Мало ли что ты не хочешь. Мы, может, на работу не
всегда хотим ходить, но это — наш долг, наша обязанность, а твой долг,
твоя обязанность — ходить в школу.
И в ту же дуду дудят и учителя: Ваш долг — учиться.
Вы обязаны учиться, обязаны получать знания. Познавательная способность,
хотя и дана ребенку от природы, уже в таком неустойчивом состоянии, что
ребенка ничего не стоит убедить в том, что учение — тяжелая и
неприятная обязанность. А еще и сами учителя искренне убеждены в этом.
Да и родители не подозревают, что интеллектуальная деятельность может и должна быть одной из самых ярких радостей в жизни.
И все. Если хотите, не будет преувеличением сказать, что с началом
школьного обучения процесс развития способностей для многих детей
фактически заканчивается. Дети получают знания, в каком-то смысле
становятся более зрелыми, но они не становятся способнее. Вот почему с
каждым годом им труднее и труднее учиться, вот почему все больше времени
у них уходит на домашние задания, вот почему все увеличивается нелюбовь
к школе.
Надо сказать, что мысль о том, что учение не
радость, а только долг, тягота, тяжелый, безрадостный труд, идет из
глубины веков. Отсюда и известная пословица: Корень учения горек, зато
плоды его сладки. Все дело в том, что если горек корень учения, то и
плодов сладких никогда не будет.
Конечно, познавательная потребность, как всякая
подлинная потребность, не может быть полностью уничтожена. И она,
конечно, остается, но в каком виде! Для одних детей вся познавательная
потребность сосредоточивается в видике и коллекционировании картинок от
жвачек. Для других — это чтение детективов и решение кроссвордов. Для
третьих — интерес к чужой жизни (а значит, сплетни, интриги, скандалы).
Все это — эрзац-потребность.
При этом и те, и другие, и третьи убеждены, что
настоящая познавательная деятельность — серьезное чтение, наука, вообще
любая сложная умственная деятельность — это тяжелый, мучительный труд и
никогда не удовольствие. Они этим занимаются, но только если надо.
Как-то после одной из моих лекций на эти темы ко мне
подошла учительница и с искренним недоумением спросила: Да разве должно
быть учение радостью? Это же невозможно. А как же учить детей труду?
Давайте разберемся. Конечно, жизнь — не веселая
прогулка и ребенок должен быть готов к трудной и не всегда приятной
деятельности. Все это так. Более того, я считаю, что чувство долга
необходимо воспитывать у ребенка как можно раньше, буквально сразу после
того, как он начал ходить (в полтора года ребенок уже должен убирать
свои игрушки на определенное место). И никого при этом не касается,
испытывает ли он удовольствие от этого или нет. Скорее всего, нет. И не
надо. Но умственная деятельность — дело другое. От того, как ребенок к
ней относится, непосредственно, напрямую зависит развитие способностей.
Именно поэтому, пока не окрепла в ребенке любовь к сложной умственной
деятельности, пока такая деятельность не стала его потребностью, нужно,
чтобы учение было для него радостью. К сожалению, другого выхода нет,
если мы хотим, чтобы дети получали не только знания, но чтобы еще и
развивались их способности.
Я уже сказала, что решительный момент в подавлении
познавательной потребности наступает именно тогда, когда ребенок
усваивает, что учиться — это обязанность. Однако школа этим не
ограничивается и имеет еще немало средств, чтобы окончательно с ней
расправиться. Средства эти известны. Одно из самых мощных — наша
отметочная система. Познавательная потребность — это бескорыстная любовь
к самому процессу умственной деятельности. Отметочная система меняет
стимулы. Ребенок учится уже ради и часто только для отметки. Как говорят
психологи, отметка переводит мотивацию из внутренней во внешнюю.
Наверное, многие слышали критику отметочной системы,
но все же в большинстве случаев учителя считают, что вред отметок
сильно преувеличен. Может быть, их тогда убедит эксперимент, который я
как-то провела несколько лет назад в одном из вторых классов обычной
средней школы.
Я пришла в класс к детям и предложила им рисовать.
Можно было на выбор взять для рисования либо карандаши, либо фломастеры.
Естественно, практически все ребятишки выбрали фломастеры, тем более
что у меня они были яркими, нарядными. В следующий раз я опять
предложила ребятам порисовать и опять предложила на выбор фломастеры или
карандаши, но при этом объявила, что тем, кто выберет фломастер, будет
еще и награда — календарики или конфеты. Дети были приятно удивлены, и,
конечно, на этот раз с еще большим энтузиазмом выбрали фломастеры. Так
продолжалось несколько раз: дети выбирали фломастеры и получали за это
награду. Но вот я пришла в класс и сказала детям, что они снова могут
выбирать, чем им рисовать — фломастерами или карандашами. А что нам
будет за фломастеры? — спросили дети. Ничего, — огорчила я их. —
Кончились и календарики, и конфеты. Вы будете работать просто так.
У-ууу, — сказали дети и… выбрали карандаши. Фломастеры, нарядные и
удобные для рисования, привлекали детей сами по себе, но только до тех
пор пока я не ввела награду. А потом фломастеры стали интересны уже не
сами по себе, а как средство получить эту награду. То же происходит и
при отметочном обучении: читать и решать задачи, в принципе, интересно
некоторым детям и само по себе (тем, у кого еще жива познавательная
потребность), но как только вводится кнут и пряник отметки, то интерес
переключается именно на отметку.
Именно поэтому в младших классах не должно быть
никаких отметок. Потом они, конечно, могут быть, но в виде, скажем,
зачетной системы. А у нас в школе до сих пор существует такое
требование, как накопление отметок. Надо же, нашли, что копить!
Школа, особенно наша, имеет в запасе средства и для
того, чтобы выбить из детей любой интерес к школьному обучению, если он
еще у них остался. Тут и вызовы к доске помимо желания, а точнее, против
желания ребенка. Причем (как утверждают многие специалисты по
дидактике) проверка домашних заданий путем вызова к доске не только
вредна в собственно личном плане для ребенка, не только усиливает его
нелюбовь к школе, но абсолютно бесполезна, а иногда и вредна в
дидактическом плане. Это — архаический и крайне непродуктивный способ
проверки. Другое дело, что ребенок может перед классом сделать какое-то
сообщение, вызваться решить новую задачу, но это уже другие формы
работы.
А как вредны для развития познавательной потребности
многие открытые уроки! Учитель выбрал для открытого урока очень
выигрышную, по его мнению, тему — о Пушкине. Чего только не было на
уроке: и пластинки, и картинки, только что в пляс не пустилась
учительница перед детьми. Детей развлекали на уроке, но к
познавательному интересу это не имело ни малейшего отношения. Более
того, такое сведение познавательного интереса до уровня развлечения
мешает развитию подлинной познавательной потребности, приучая к у
довольствию от пассивного восприятия, а не к радости активной
познавательной деятельности. Нынешняя школа, в том ее виде, в каком она
для многих ребят существует, направлена против познавательной
потребности, а значит, и против развития способностей.
А еще и само общество, несмотря на все
приговаривания о необходимости растить творческих и самостоятельно
мыслящих людей, поддерживает и поощряет отнюдь не интеллектуалов. Во
всяком случае, если судить по условиям жизни.
После всего сказанного остается удивляться не тому,
что большинство детей неспособны к учению, а тому, что все же какая-то
часть детей умудряется развивать свои способности. О таких случаях и
говорит известная поговорка:
Гони природу в дверь, она проникнет через окно.
Мальчик не любит школу, считает учение неприятной и
надоевшей обязанностью, однако дома он с увлечением конструирует — и
этого достаточно, чтобы все же развивались способности. Другой мальчишка
играет в шахматы, часами сидит за компьютером — и это работает на
способности, потому что делается с радостью, с увлечением- Девочка
взахлеб читает, собрала собственную библиотеку любимых поэтов. И этого
достаточно, чтобы способности пусть в усеченном виде, но развивались.
Другая девочка конструирует одежду — и это неплохо для развития. Хорошо,
что у многих детей есть интересы помимо школы. Но развивающие,
познавательные интересы имеют далеко не все из них. Больше тех, кто всю
познавательную потребность свел до развлечения (таким развлечением
бывает и чтение, во многих случаях практически никак не развивающее
человека). И как не бывает одаренных детей без яркой познавательной
потребности, точно так же не может быть способных детей с такой
выродившейся потребностью в познании.
Но можно ли что-нибудь сделать, если познавательная
потребность ребенка деформирована, можно ли ее как-то реанимировать?
Можно ли вернуть ребенка на путь развития способностей, проявления
какой-то его собственной одаренности? Можно, хотя в большинстве случаев
неимоверно трудно и требует от учителя, от родителей огромного терпения,
педагогической выдумки, привлечения к делу самого Дефицитного
воспитательского качества — интуиции.
Анкета
Как показывает наш опыт, текст, который вы только
что прочитали, весьма коварен: он читается так легко, что кажется, что
все, абсолютно все понятно. Было бы хорошо, если бы это было на самом
деле так.
Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания
одаренности? Действительно ли вы можете судить об одаренности ребенка,
понимать причины недостаточного развития способностей у здорового
ребенка? Все это может показать наш тест, который вам предлагается
выполнить.
Дайте на каждый вопрос один из трех ответов: да, нет, не знаю. Приступайте!
1. Нельзя слишком рано учить ребенка читать, даже если он сам к этому стремится.
2. Память — это самое главное для развития способностей.
3. Пока ребенок мал, никаких жестких требований к нему нельзя предъявлять.
4. Нельзя одаренного ребенка учить точно так же, как обычного.
5. Одаренные дети иногда с трудом усваивают знания и навыки, не соответствующие их способностям.
6. Ребенку с ранних лет необходимо предоставить
выбор везде, где это только можно: в еде, одежде, прогулках и даже
выборе друзей.
7. Чувство долга нельзя воспитывать слишком рано,
нельзя предъявлять маленькому ребенку слишком строгие требования — от
этого страдает личность.
8. Любой урок в школе должен быть интересен ребенку — без этого не будут развиваться способности.
9. Одаренный ребенок часто имеет трудности в общении.
10. Математику до 12–13 лет должны достаточно полно изучать все дети, вне различий в способностях.
11. Нужно, чтобы с первых дней обучения в школе ребенок был ориентирован только на отличные отметки.
12. Нельзя к ребенку, пусть даже маленькому, постоянно проявлять свою любовь — можно избаловать.
13. Детей до 11 лет нельзя обучать в профилированных классах — математических, гуманитарных и т. д.
14. Нельзя наказывать ребенка за сломанную игрушку.
15. Ребенка нельзя заставлять читать, особенно художественную литературу.
16. Ребенка с малых лет необходимо приучать к обязанностям по дому.
17. У каждого ребенка должна быть уверенность в своих силах.
18. Нужно постоянно проявлять свою любовь, когда ребенок мал, любовью избаловать невозможно.
19. Нельзя наказывать ребенка за плохое выполнение интеллектуальной деятельности — плохо прочитал, неправильно сосчитал и т. п.
20. Если ребенок обыкновенный, нельзя чтобы он считал себя способным, это будет мешать ему в жизни.
21. Одаренность только от Бога.
22. Одаренного ребенка можно сразу определить — он поражает всех своими знаниями и суждениями.
23. Маленького ребенка нельзя постоянно брать на руки — этим его можно избаловать.
24. Хороший учитель — тот, на уроке которого детям всегда интересно и они не замечают, как идет время.
25. Нужно, чтобы с самого раннего детства ребенку поменьше запрещали, тогда он вырастет настоящей личностью.
26. Маленького ребенка нельзя наказывать, это ведет к подавлению личности.
27. От оценок в школе желательно совершенно избавляться.
28. Когда взрослые читают ребенку, очень важно, чтобы он сидел тихо и прислушивался к каждому слову.
29. Одаренным детям ни в коем случае нельзя говорить, что они — одаренные, они могут зазнаться.
30. Для того чтобы ребенок вы рос способным, с ним обязательно надо заниматься еще до школы чтением, счетом, иностранным языком.
31. Для развития способностей от ребенка необходимо требовать, чтобы он ежедневно читал хотя бы две-три страницы.
А теперь подсчитайте количество правильных ответов.
Следует предупредить, что ответов на некоторые вопросы нет в тексте и
правильный ответ на них свидетельствует о вашей педагогической или
родительской интуиции (либо о просвещенности в этой области).
Итак, если у вас более половины ответов
неправильных, то вам необходимо заняться своим самообразованием (либо
сочинить свою педагогическую теорию). Работать с одаренными детьми вам
пока рановато.
Если неправильных ответов всего 5–7 — очень неплохо,
в целом вы чувствуете, что называется, истину, остается только
реализовать ее на практике.
Если неправильных ответов всего 2–3 — это просто
замечательно, вы настоящий гений педагогической интуиции — вам
необходимо срочно найти себе дело, соответствующее вашим недюжинным
педагогическим способностям.
Ответы на анкету.
верно — (+) не верно — (-)
1. (v) 6. (+) 11. (v) 16. (+) 21. (v) 26. (v) 31. (v)
2. (v) 7. (v) 12. (v) 17. (+) 22. (v) 27. (v)
3. (v) 8. (v) 13. (v) 18. (+) 23. (v) 28. (v)
4. (v) 9. (+) 14. (+) 19. (+) 24. (v) 29. (v)
5. (+) 10. (+) 15. (+) 20. (v) 25. (v) 30. (v)
|