Мы считаем создание коллектива
единомышленников одной из первоочередных задач
в детском саду-новостройке, т.к. лишь слаженно
работающая команда, имеющая общие цели сумеет
максимально эффективно и оперативно решать свои
профессиональные задачи.
Под адаптацией сотрудников мы понимаем
взаимное приспособление организации и
сотрудника, в результате которого сотрудник
осваивается в новой организации, а именно:
- учится жить в относительно новых для него
профессиональных, социальных и
организационно-экономических условиях;
- находит свое место в структуре организации, как
специалист, способный решать задачи
определенного класса;
- осваивает организационную культуру;
- включается в систему сложившихся до его прихода
межличностных связей и отношений.
Виды адаптации:
- первичная – приспособление молодых
сотрудников, не имеющих опыта профессиональной
деятельности (выпускников ВУЗов);
- вторичная – приспособление сотрудников,
имеющих опыт профессиональной деятельности (в
данной профессии либо в иной).
Уровни адаптации:
- Психофизиологическая адаптация – это
привыкание к новым для организма физическим и
психофизиологическим нагрузкам, режиму, темпу и
ритму труда, санитарно-гигиеническим факторам
производственной среды, особенностям
организации режима питания и отдыха.
- Социально-психологическая адаптация – это
приспособление к новой социальной среде,
включение в систему межличностных связей и
отношений, освоение новых социальных ролей, норм
поведения, групповых норм и ценностей,
идентификация себя с какой-либо формальной или
неформальной группой.
- Профессиональная адаптация – это
приспособление уже имеющегося
профессионального опыта и стиля
профессиональной деятельности к требованиям
нового рабочего места, освоение сотрудником
новых для него профессиональных функций и
обязанностей, доработка требуемых навыков и
умений, включение в профессиональное
сотрудничество и партнерство, постепенное
развитие конкурентоспособности.
- Организационная адаптация – это адаптация к
своему организационному статусу, месту и роли в
общей структуре организации, усвоение
организационных норм и традиций, углубление
понимания организационного и экономического
механизма функционирования организации и
управления ею, осознание её миссии и основных
факторов конкурентоспособности на внешнем
рынке. [1]
Исходя из обозначенных уровней и видов нами
составлен план мероприятий, направленных на
адаптацию вновь принятых сотрудников в
организации.
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный |
Примечание |
1.Психофизиологическая
адаптация |
1.1. Гибкий режим дня |
первый рабочий день |
заведующий |
|
1.2. Практическое занятие "Соблюдение
режима труда и отдыха как фактор профилактики
дезадаптации” |
Первая рабочая неделя |
медсестра |
групповое или индивидуальн. |
1.3. Релаксационный тренинг (снятие
состояния тревоги и эмоц. напряжения) |
еженедельно |
Педагог-психолог |
По плану педагога-психолога |
1.4. Информирование вновь принятого
сотрудника о том, кто и в каких вопросах может
оказать ему помощь. |
Первый рабочий день |
Заведующий детским садом |
|
1.5. Консультации непосредственного
руководителя и прочих сотрудников по
возникающим у "новичка” вопросам (создание
климата соц. поддержки) |
постоянно |
Сотрудники ДОУ |
|
2. Социально-психологическая
адаптация |
2.1. Знакомство работника с организацией:
вручение информационного листа и краткий
комментарий к нему (история развития учреждения;
положение учреждения в настоящее время;
организационная структура, перечень
подразделений; |
Собеседование |
Заведующий |
|
2.2. Представление работника
непосредственному руководителю |
Первый рабочий день |
Заведующий |
|
2.3. Представление сотрудника коллегам |
Первый рабочий день |
Непосредственный руководитель /
заведующий |
|
2.4. Ознакомление с локальными актами
организации: • устав;
• правила внутреннего трудового распорядка;
• должностная инструкция или должностные
обязанности;
• положение об оплате труда; |
при оформлении на работу |
Заведующий |
|
2.5. Вводный инструктаж по технике
безопасности |
При оформлении на работу |
Зам. заведующей по ХР |
Под подпись в журнале вводного
инструктажа |
2.6. Знакомство сотрудника с принятыми
режимными моментами и правилами:
продолжительностью рабочего дня;
днями и порядком выплаты зарплаты, аванса;
дресс - кодом;
действующими социальными программами и
гарантиями;
организацией питания;
регламентированными перерывами на чай/кофе,
отдых и т.п. |
При первичном собеседовании, при приеме
на работу |
Заведующий, зам. заведующей по ВМР, зам.
заведующей по ХР |
|
2.7. Включение сотрудника в "малую
рабочую группу” с четкой постановкой задач её
работы |
С первой рабочей недели |
зам. заведующей по ВМР, зам. заведующей
по ХР |
Возможно включение в несколько групп |
2.8. Закрепление за сотрудником
"наставника” |
В первый рабочий день |
зам. заведующей по ВМР, зам. заведующей
по ХР |
|
2.9. Проведение
социально-психологического тренинга (групповая
сплоченность) |
В начале уч.года, в конце уч.года |
Педагог-психолог |
Для всех сотрудников |
2.10. Проведение тренинговых занятий
(гр.сплоченность, сотрудничество) |
еженедельно |
Педагог-психолог |
Для педагогов |
2.11. Проведение традиционных праздников,
дней рождения сотрудников |
В течение года |
Музыкальный руководитель,
делопроизводитель |
|
3. Профессиональная адаптация |
3.1. Ознакомление с миссией, целями и
задачами организации |
При приеме на работу, в течение года |
Заведующий, зам. заведующей по ВМР, зам.
заведующей по ХР |
|
3.2. Повышение квалификации (посещение
курсов, семинаров, составление плана проф.
саморазвития |
В течение учебного года |
Заведующий, вновь принятый сотрудник |
|
3.3. Участие сотрудника в
производственных совещаниях (собраниях по
рабочим вопросам, пед.консультациях, круглых
столах) |
В течение учебного года |
Непосредственный руководитель |
|
3.4. Анкетирование, диагностика ПВК
педагогов, определение направления
организационной и психолого-педагогической
помощи |
В течение учебного года |
Заведующий, зам. заведующей по ВМР,
педагог-психолог |
|
3.5. Прохождение аттестации, присвоение
квалификационной категории |
Согласно плана |
Заведующий, зам. заведующей по ВМР |
|
4. Организационная адаптация |
4.1. Ознакомление с миссией, целями и
задачами организации |
При приеме на работу, в течение года |
Заведующий, зам. заведующей по ВМР, зам.
заведующей по ХР |
|
Трехмесячный опыт реализации данной программы
позволяет нам уверенно утверждать об ее
эффективности:
Диагностика психологического климата
показала, что в основном в коллективе
преобладает бодрое, жизнерадостное настроение;
доброжелательность в отношениях; в отношениях
между группировками внутри коллектива
существует взаимное расположение, понимание; в
большинстве случаев членам коллектива нравится
участвовать в совместной деятельности,
сотрудники испытывают чувство гордости за
коллектив, если его отмечают руководители;
сотрудники доброжелательно относятся к новым
членам коллектива, помогают им освоится в
коллективе.
Безусловно, мы понимаем, что наша работа по
созданию коллектива единомышленников требует
постоянных усилий, т.к. молодая команда еще
нестабильна и нуждается в постоянной поддержке.
Одной из основных трудностей в адаптации
сотрудников, которую мы можем отметить – это
отсутствие как таковых организационной
культуры, норм и традиций, которые отчасти
совместно формируются сотрудниками в ходе
работы, отчасти предлагаются администрацией
МДОУ исходя из прошлого опыта работы и, в
дальнейшем, корректируются с учетом
особенностей данного образовательного
учреждения.
Перспективу дальнейшей работы мы видим в
создании и поддержании организационной культуры
и традиций учреждения, а также системы мотивации
сотрудников, что каждому сотруднику не только
более качественно выполнять свою работу, но и
комфортно чувствовать себя в детском саду.
|