Дети пяти-шести лет способны овладеть довольно большим объемом умений и
навыков по аппликации, совершенствовать их при вырезании и наклеивании
узоров из геометрических и растительных форм, предметов простой и более
сложной формы и строения, при выполнении сюжетно-тематических
композиций. Эти задачи нашли отражение в «Программе воспитания и
обучения в детском саду».
Наряду с вырезанием различных форм на глаз дети должны научиться
изображать предметы приемом сгибания заготовки бумаги пополам для
передачи зеркального соответствия правой и левой стороны елочек, ваз,
листьев, чашевидных цветков, бабочек и т. д.; многократно складывая
бумагу гармошкой, вырезать композицию типа гирлянды, хоровода, где
равномерно повторяются листья, цветы, матрешки, петрушки (вырезанные из
бумаги ярких расцветок с дополнительными наклейками, они нарядно
выглядят в праздничном оформлении групповой комнаты, зала, участка
детского сада).
Для усиления выразительности некоторых образов воспитатель должен умело
использовать прием обрывной аппликации. Так, дошкольники могут
изобразить пушистых цыплят, мягкие почки вербы, мимозы, соцветия
одуванчика, облака.
В начале учебного года следует закреплять приобретенное умение вырезать
геометрические фигуры и предметы, в основе которых лежит форма круга,
овала, квадрата, прямоугольника, треугольника в разных сочетаниях (мячи,
воздушные шары, дома, игрушки, машины).
Закрепление приемов вырезания геометрических фигур лучше всего
осуществить в процессе выполнения заданий декоративно-орнаментального
характера. Воспитатель специально
отбирает наиболее простые и яркие композиции, связанные с
украшением таких распространенных в быту предметов, как полотенца,
платки, салфетки, ленты, фартуки, шарфы, и готовит основу для аппликаций
в форме этих предметов. Так дошкольники приобщаются к народному
творчеству, местным традициям искусства, знакомятся с особенностями
искусства других национальностей нашей страны, что способствует
воспитанию чувства патриотической гордости и интернационализма.
Творческая направленность данной деятельности позволяет поддерживать
интерес детей к содержанию аппликаций и получению оригинального
результата путем комбинаций форм, окраски, величин, композиционных
построений.
Образцы геометрических орнаментов на квадратах и
полосках
Варианты украшения рукавиц геометрическими орнаментами
Путем вырезания округлых геометрических фигур дети изображают реальную
форму овощей и фруктов — сначала близкую к эталонной (апельсин, арбуз,
дыня, слива, ягоды черники, смородины, винограда), а затем с
характерными очертаниями (яблоко, груша, огурец, морковь, свекла). Из этих экземпляров можно создавать композиции натюрморта,
сопоставляя предметы по форме, величине, окраске, располагая яблоки,
груши, виноград, апельсины в корзинах, на тарелке и т. д.
Фрукты и ягоды
Огурец и морковь. Фрукты в вазе
При подготовке к таким занятиям воспитатель вместе с детьми отбирает
цвет и форму бумаги для заготовок и фона, чтобы научить каждого ребенка
правильно и красиво сочетать основу с силуэтами предметов и их отдельных
элементов (листья, ботва, черенки). Например, на зеленой яркой бумаге
красиво выделяется оранжевый апельсин, янтарная гроздь винограда,
оттененная темно-зелеными листьями. На желтой основе хорошо смотрятся
фиолетовые сливы с красной россыпью смородины и крупным арбузом.
Заключительное занятие по изображению группы предметов, характерных для
осени, можно провести в форме коллективной аппликации на тему: «Осенний
натюрморт» или «Урожай» (вариант более узкой трактовки темы: «Грузовики
везут богатый урожай овощей и фруктов»).
Проведению этого занятия должна предшествовать большая воспитательная
работа с детьми. Сюда включается рассматривание картин, иллюстраций,
чтение рассказов, стихотворений, просмотр телепередач, экскурсии в
овощной магазин или на овощную базу. На этой основе проводится беседа об
осени, уборке урожая в колхозах, совхозах, на участках, о героическом
труде колхозников по выращиванию овощей и фруктов в поле, садах, на
огороде.
В процессе выполнения аппликации воспитатель объединяет детей общей
целью, организует их совместную деятельность, помогает распределять
задания, направляет активность каждого участника, способствует его
сотрудничеству с другими детьми, формирует чувство удовлетворения от
коллективных усилий в достижении положительного результата. Результаты
оказываются положительными тогда, когда воспитатель учит детей сообща
планировать предстоящую работу, после распределения задания
согласовывать свои действия с действиями партнеров, в ходе занятия
оказывать помощь товарищам, чувствовать ответственность за выполнение
своего участка работы как составной части коллективной деятельности.
Чтобы научиться вырезать и составлять более сложные предметы (силуэты
домов, транспорта, изображения птиц, зверей, человека), дети старшей
группы должны уметь четко выделять части предмета, определять их форму,
устанавливать отношения по величине, пространственному расположению на
плоскости листа бумаги, окраске. Это уточняется в ходе обследования
предметов и акцентируется при объяснении задания воспитателем. Большая
роль принадлежит подбору заготовок бумаги для вырезания, которые
помогают детям правильно передавать форму частей и их пропорциональные
взаимоотношения. Например, для грузовика надо подготовить три полосы
размером 4x10 см, 4x12 см, 4x8 см (их цвет должен соответствовать цвету
машин — красные, зеленые, синие, желтые, а для колес — черная полоска).
Первая полоса (4х10 см) используется в готовом виде для кузова
грузовика, вторую разрезают поперек так, чтобы одна часть получилась
короче другой примерно на одну треть. Из них затем вырезают форму кабины
и мотора, закруглив у каждой заготовки верхний левый угол. Третью
полоску (8x4 см) складывают пополам и сразу вырезают два колеса. Ил
обрезков бумаги вырезают окно, фары и т. д.
Эти умения дети закрепляют и учатся гибко применять при изображении
разных видов грузовых машин, автобуса, легковой машины и т. д.,
видоизменяя строение корпуса, вырезая и наклеивая окна, кабину шофера и
другие детали. Каждый ребенок должен уметь свободно сочетать цвета
бумаги (красный с желтым, синим; оранжевый с белым и коричневым; голубой
с синим и белым); изменять размер и пропорции частей предмета. По типу
автобуса можно создать троллейбус и вагон трамвая для выполнения
коллективной аппликации: «Улица нашего города». Но для этого надо еще
научиться вырезать части и составлять из них дома разного типа
(сельского, городского — традиционной и современной архитектуры).
Выполняют их по принципу плоскостного конструирования.
Дом сельского типа вырезают с прямоугольным основанием, рядом окон и
трапециевидной крышей. Дополнительно можно наклеить веранду, красивые
резные ворота, наличники для окон из бумаги ярких расцветок. Именно
здесь дети могут проявить свое творческое отношение к выполнению
задания.
Разновидности домов современного и традиционного типа представлены на
рисунке. Так, первый вариант аппликации получают из отдельных сборных
блоков на квадратной или прямоугольной основе с наклеенными окнами,
балконами, подъездами, витринами. Эти блоки затем собирают на общем
прямоугольнике в определенном порядке по этажам вертикальной
протяженности. Творческая активность детей в ходе выполнения такой
аппликации проявляется в свободном решении облика дома. Например, можно
передать разное количество этажей, их расположение по горизонтали или
вертикали, использовать элементы украшения, декоративного оформления (в
зависимости от назначения дома). При этом следует соизмерять ширину,
длину заготовок бумаги, соотношение частей по конфигурации и т. д.
Дома разного типа
Дом традиционной архитектуры создают с фронтоном (треугольное поле под
двускатной крышей здания), башнями, колоннами, лестницами. По такому
типу дети выполняют аппликацию «Дворец культуры»,
«Театр», каждый раз внося какие-то дополнения, новые цветовые акценты.
Здесь следует готовить бумагу примерно в таких сочетаниях: розового или
голубого или светло-зеленого с белым; оранжевого или темно-красного с
серым и зеленым.
Какова же последовательность вырезания и наклеивания частей такого
здания? Сначала вырезают и наклеивают горизонтальное основание
прямоугольника, а к нему с двух сторон приклеивают две вертикальные
полоски. Между ними помещают ряд полосок — колонн. Сверху над ними
наклеивают треугольную крышу с фронтоном. Из узких полос разной длины
образуют лестницу.
Дети могут также выложить в аппликации упрощенное изображение Спасской
башни Кремля, получаемого сочетанием прямоугольных и треугольных фигур
разного размера, положения и окраски. Так, центральная часть получается
из трех прямоугольников, наклеиваемых один над другим по убывающей
величине. Вершина башни и ее уступы заканчиваются треугольными пиками
зеленого цвета. Боковые башенки можно расположить ниже по высоте и
составить только из двух частей, что уравновешивает всю композицию,
акцентируя ее центр. Можно вырезать и наклеить стены с зубчиками. Они
образуются из двух треугольников. Центральную башню украшают круглыми
часами, узкими окнами-бойницами, а на острие шпиля помещают яркую
пятиконечную звезду.
Представленные варианты аппликаций могут найти разнообразное применение в
тематических заданиях: «Дома, украшенные к празднику», «Наш
микрорайон», «Праздничный салют над Кремлем». Здесь дополнительно
вырезают и наклеивают флаги, стяги, воздушные шары, разноцветные огни
салюта на цветном фоне, что усиливает праздничное звучание аппликаций,
вызывает у детей радостные эмоции.
|