Дидактические задания являются одним из структурных
компонентов прогулки.
Прогулка должна быть интересна ребенку, а это
возможно, если он будет занят разнообразной и полезной для его развития деятельностью.
Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические
упражнения, интересные задания и игры с природным материалом. Они
непродолжительны, занимают по времени не более 3—4 минут. Проводятся несколько
раз в течение одной прогулки. Для этого взрослый общается то с одним ребенком,
то привлекает всех детей. В зависимости от конкретного наблюдения
дидактическое задание может быть предложено детям и в начале и в конце
прогулки, а может вплетаться в ход самого наблюдения. В каждом из этих заданий
присутствуют мастерство, опыт, фантазия взрослого, его изобретательность и
творчество.
Дидактические задания разнообразны, но в них всегда
должен присутствовать игровой элемент, это импонирует детям. Такие задания должны
быть доступными по исполнению, понятны каждому ребенку. Необходимо объяснить,
для чего выполняется это задание, почему нужно приложить усилия к его
выполнению.
Например, взрослый предлагает собрать осенний букет из
разноцветных листьев. Дети начинают разглядывать опавшие листья, оценивать,
красив ли будет каждый лист в букете, подносят их взрослому, ожидая его
оценки. Взрослый не должен торопиться. С младшими детьми он рассматривает
окраску листьев, форму, величину, а со старшими уточняет: узкий или широкий
лист, чем понравился.
Педагог одобряет действия каждого, стимулирует их, а
затем произносит: «Один листик, еще один, еще один — и получился красивый
осенний букет, пышный, разноцветный, яркий. Всем на радость!» Дети осознанно
относятся к такой оценке букета, он им тоже нравится. Они удовлетворены,
чувствуя свою сопричастность к общему делу. Заодно понимают и запоминают те
слова, которыми взрослый охарактеризовал букет. Пройдет немного времени, и эти
слова появятся в лексиконе детей.
Но бывает и так, что воспитатель к концу прогулки
забывает о букете. Все уходят с участка, а на скамейке остается сиротливо лежать
тот самый букет, которым совсем недавно все любовались. Дети замечают все, для
них не существует мелочей. В следующий раз энтузиастов для составления букета
будет намного меньше. К тому же необходимо помнить, что непосредственные
действия детей не должны являться самоцелью. Тогда они становятся не интересными
для всех, и дети отказываются их выполнять. Поэтому как только собрали осенние
листья, рассмотрели их цветовую гамму, форму, величину, тут же следует как-то
использовать их, например, для каждого из детей сделать какую-то игрушку,
украшение.
Опираясь на имеющиеся у детей представления, в
дидактических заданиях могут решаться одновременно несколько задач. Младшие
дети могут отбирать из общей корзинки определенный природный материал: только
ракушки или только камешки, а затем уже выкладывать силуэты самолета, лодки,
флажка и т. д. Дети старшей подгруппы отбирают материал и по величине, выкладывая
узор из больших и маленьких камешков или чередуя желуди с камешками.
Активный двигательный поиск сопровождает задания на
закрепление цвета, формы, величины предметов природного материала: набрать
только маленькие камешки, только белые и т. д.
Интерес к таким заданиям поддерживается многообразием
самого природного материала: шишки, желуди, камешки, ракушки, травинки,
палочки, каштаны, листья и т. д. Разнообразные действия с этим материалом
обогащают самостоятельную деятельность детей.
При этом в играх они не только копируют усвоенные
действия, но и создают собственные варианты.
Дидактические задания могут выполняться с
использованием разных форм детской активности, например, с помощью активных
движений, когда детям предлагают: «Покажи дерево. Найди такое же». Или: «Раз,
два, три — к березе беги!» И тут же ставится другая, более сложная задача: «А
как ты узнал, что это береза?»
Очень часто дидактическое задание переплетается с
трудовыми поручениями. Например, собрали осенние листья, стало чисто, из
листьев стали делать украшения.
Все вместе на опушке леса собирают веточки, кому какая
понравится, а потом взрослый спрашивает: «Чем тебе понравилась эта веточка?»
Затем предлагает сравнивать: длинная—короткая для малышей, старшим
дополнительно: толстая—тонкая. Каждый раз дети учатся сравнивать, сопоставлять:
длиннее—короче, шире—уже, больше—меньше. Незаметно старшие дети начинают
считать. Сначала больше—меньше, затем много и один, а потом уже один, два,
три... Например, сколько в букете тюльпанов, а нарциссов? При выкладывании
узоров: две ракушки—два камешка и т. д.
В ходе самостоятельных игр детям нравится уточнять
цветовую гамму предметов. Малыши сами выкладывают из белых камешков по контуру
зайчика, из серых — сову.
Собрали осенние листья, и взрослый обращается ко всем:
«Смотрите, какой ярко-красный лист. У кого сегодня красное платье, кому дадим
этот листик? А вот желтый лист. У кого рубашка такого же цвета? У кого шорты
коричневые? Саша, какого цвета твои сандалии? Вот и найди здесь лист зеленого цвета.
А теперь соберитесь все вместе. Смотрите, дети. Пестрый букет из листьев, и
такой же красивый букет из детей получился!» Все смеются — и вправду букет!
Детям легче понять суть предмета, если они новое
представление пропустят через призму собственного восприятия. И педагог использует
такой прием: «Посмотрите внимательно, дети, у нас есть своя божья коровка (на
Люде платье красное в черный горошек), стрекоза (у Вики два прозрачных
огромных банта на голове), бабочка (платьице с крылышками), солнышко (Сережа
весь в желтом: и шорты и маечка)» и т. д. «Зимою у зайца шубка белая, как у
Марины. А у кого из вас шуба, как у медведя: коричневая?» «У маленькой Олечки
коричневая шубка с желтыми пятнышками, как у олененка. Олечка — олененок
маленький, не толкайте нашего олененка, берите за ручку, когда выходите на
прогулку».
Дети сами начинают проявлять инициативу: «У меня шубка
рыжая, я лисичка». Взрослый добавляет: «Лисичка-сестричка, лисонька хитрая.
Елизавета Патрикеевна что любит? Кого обманывает? Где живет?» А тут и «серые
волчата» прибежали. «Порычите, волчата, грозным голосом. Попугайте
лисоньку-лису хитрую!»
С интересом дети выполняют задание на развитие
тактильных ощущений: пальчиками проводят по камешкам и ракушкам. Что гладкое,
что шероховатое, а что колется (шишка)? «Сложи ладошки лодочкой. Я вложу в них
что-то, а ты пощупаешь и отгадаешь, что я положила: камешек или шишку,
травинку или палочку» и т. д.
Разнообразно действуя с предметами природного
окружения, дети начинают понимать и обозначать словами ощущения: «пушистый» —
котенок, цветок, снег; различать «мягкий» и «твердый»: лед и снег, яблоко и
малина.
Нравятся детям и задания на определение температурных
различий: «Где вода холодная, где теплая? Скажи, что холоднее: снежок или мяч».
Можно включать задания на активизацию мышечной чувствительности,
предлагая взять в руки шарики (металлический и деревянный): «Какой из них
тяжелый (легкий)?» Те же задания с матрешками (глиняной и деревянной). Играя с
песком, набрать в формочки сухого и влажного песка, определить — что тяжелее,
что легче. В ходе проведения занятия «Тонет—плавает» дети не должны спешить
опускать в воду разные предметы. Сначала пусть определят их тяжесть
(тяжелее—легче), а уже потом проверят на деле собственное предположение: что
утонуло, что плавает.
Закрепляя представления детей об овощах, фруктах и
ягодах, можно проводить интересные дидактические игры на совершенствование
вкусовых ощущений.
Перед младшими детьми ставят блюдо с плодами, и дается
задание: показать и назвать то, что любят грызть зайчики и дети. Какой ягодой
любят лакомиться медведи, ежи и ребята? И каждый раз малыши пробуют то, на что
указывали, а заодно вспоминают то встречу с ежом, то сбор ягод в малиннике. Им
нравятся загадки типа «Попробуй и скажи, что сладкое (огурец, морковь)».
Для старших детей задание усложняется. Рядом с блюдом
ставят поднос с теми же плодами, но нарезанными кусочками. Задание: «Возьми
любой кусочек, попробуй и отыщи на блюде то, что ты пробовал».
Старшие дети с интересом отгадывают (без опоры на
зрительный образ), что пробовал (яблоко, огурец), по запаху определяют, что
лежит на блюде под крышкой (лимон, клубника), и т. п.
Дидактические задания с целью развития слуховых
дифференцировок предлагаются детям на опушке леса: «Послушайте, как журчит
ручеек? Кто скажет?» Или: «Послушайте, как поют лесные птички. А вы сможете?»
Детям нравится отгадывать: «Кто с вами здоровается:
ворона или воробей?»
Более того, дети сами активно включаются в процесс
звукоподражания, упражняясь в правильном произношении звуков: «Ссс!» (поет
вода), «Ввв!» (завывает ветер), имитируя голоса птиц и животных: «Ффф!»
(фырчит ежик).
Все с удовольствием выполняют дыхательные упражнения:
слегка и недолго дуют на осенний лист, на снежинку, султанчики, мыльные
пузыри. Увлекательная игра для всех!
Им нравятся энергичные аукания, переклички. На лесной
опушке: «Ау! Ау! Потерялись мы в лесу!» Прятки на участке. Взрослый: «Ау, вы
где?» Дети: «Ищите нас! Мы спрятались!»
В прятках и перебежках дети успешно справляются с
несколькими задачами одновременно: упражнения в активных движениях,
ориентировка в окружающем сочетается с яркими проявлениями голосовых реакций. В
ходе перекличек дети незаметно для себя учатся безошибочно называть предметы,
точно определять свое местоположение среди них: около куста, за дубом, под
березой и т. д.
Дети начинают понимать: снег может быть легким,
пушистым, белым или тяжелым, мокрым, серым. Взрослый организует обследовательские
действия малышей. Он спрашивает: «Проверьте, можно лепить?» Дети подбросили
снег на лопатке. Он рассыпался облачком, лепить нельзя, сыпучий. Если липнет
на лопатке — мокрый, можно лепить.
Все рассматривают на столе комок снега и пластинку
льда: что у них одинаковое, что разное. Вместе со взрослым уточняют, конкретизируют,
берут в руки, мнут, стучат об стол, рассматривают на свет. Параллельно идет
обогащение словарного запаса: прозрачная льдинка, колется, она хрупкая. В
весеннее время, положив снег и лед на асфальт, можно наблюдать, что быстрее
растает. Дети сами решают, что глубокое, мелкое (лужи), широкое, узкое (канава,
речка). А взрослый уточняет: «Проедет машина или застрянет? Перешагнешь через
канавку или помочь?»
Для активизации мыслительных операций младшим детям
предлагается определить, кто выше (собака, кошка), старшим уточнить, чьи уши
самые длинные (заяц), у кого самый пушистый хвостик (белка, лиса) и т. д.
Но иногда не стоит спешить с вопросами и
предложениями. Пусть ребенок сам пофантазирует. Нашли интересную веточку,
палочку. На что похожа? А этот камешек? Ответы детей зачастую поражают своей
точностью, новизной восприятия.
Собрали много шишек, и дети начинают играть. Пусть
поупражняются в броске, стараясь попасть в пень, перебросить шишку через куст
и т. д.
Итак,
взрослый придумывает разнообразные дидактические задания, предоставляет детям
возможность проявить собственное творческое начало, стимулирует их мыслительные
операции, предлагает выполнять обследовательские действия. В ходе всей этой
работы у детей происходит активное накопление чувственного опыта, развиваются
наблюдательность, внимание, память, разнообразные движения. Во время
выполнения дидактических игр и заданий совершенствуются пространственные
ориентировки каждого, идет интенсивное увеличение словарного запаса, обогащение
его.
|