Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 28.04.2024, 23:19

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » ВАЖНО ЗНАТЬ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА ПРОГУЛКАХ В ДЕТСКОМ САДУ

Дидактические задания являются одним из структурных компо­нентов прогулки.

Прогулка должна быть интересна ребенку, а это возможно, если он будет занят разнообразной и полезной для его развития деятельностью. Приемом стимуляции детской активности являют­ся различные дидактические упражнения, интересные задания и игры с природным материалом. Они непродолжительны, занима­ют по времени не более 3—4 минут. Проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Для этого взрослый общается то с одним ребенком, то привлекает всех детей. В зависимости от конкретно­го наблюдения дидактическое задание может быть предложено детям и в начале и в конце прогулки, а может вплетаться в ход самого наблюдения. В каждом из этих заданий присутствуют мастерство, опыт, фантазия взрослого, его изобретательность и творчество.

Дидактические задания разнообразны, но в них всегда должен при­сутствовать игровой элемент, это импонирует детям. Такие задания должны быть доступными по исполнению, понятны каждому ребен­ку. Необходимо объяснить, для чего выполняется это задание, по­чему нужно приложить усилия к его выполнению.

Например, взрослый предлагает собрать осенний букет из разно­цветных листьев. Дети начинают разглядывать опавшие листья, оценивать, красив ли будет каждый лист в букете, подносят их взрос­лому, ожидая его оценки. Взрослый не должен торопиться. С млад­шими детьми он рассматривает окраску листьев, форму, величину, а со старшими уточняет: узкий или широкий лист, чем понравился.

Педагог одобряет действия каждого, стимулирует их, а затем про­износит: «Один листик, еще один, еще один — и получился краси­вый осенний букет, пышный, разноцветный, яркий. Всем на ра­дость!» Дети осознанно относятся к такой оценке букета, он им тоже нравится. Они удовлетворены, чувствуя свою сопричастность к об­щему делу. Заодно понимают и запоминают те слова, которыми взрослый охарактеризовал букет. Пройдет немного времени, и эти слова появятся в лексиконе детей.

Но бывает и так, что воспитатель к концу прогулки забывает о букете. Все уходят с участка, а на скамейке остается сиротливо ле­жать тот самый букет, которым совсем недавно все любовались. Дети замечают все, для них не существует мелочей. В следующий раз эн­тузиастов для составления букета будет намного меньше. К тому же необходимо помнить, что непосредственные действия детей не должны являться самоцелью. Тогда они становятся не интересны­ми для всех, и дети отказываются их выполнять. Поэтому как толь­ко собрали осенние листья, рассмотрели их цветовую гамму, форму, величину, тут же следует как-то использовать их, например, для каж­дого из детей сделать какую-то игрушку, украшение.

Опираясь на имеющиеся у детей представления, в дидактичес­ких заданиях могут решаться одновременно несколько задач. Младшие дети могут отбирать из общей корзинки определенный природный материал: только ракушки или только камешки, а за­тем уже выкладывать силуэты самолета, лодки, флажка и т. д. Дети старшей подгруппы отбирают материал и по величине, вык­ладывая узор из больших и маленьких камешков или чередуя же­луди с камешками.

Активный двигательный поиск сопровождает задания на закреп­ление цвета, формы, величины предметов природного материала: набрать только маленькие камешки, только белые и т. д.

Интерес к таким заданиям поддерживается многообразием само­го природного материала: шишки, желуди, камешки, ракушки, тра­винки, палочки, каштаны, листья и т. д. Разнообразные действия с этим материалом обогащают самостоятельную деятельность детей.

При этом в играх они не только копируют усвоенные действия, но и создают собственные варианты.

Дидактические задания могут выполняться с использованием разных форм детской активности, например, с помощью активных движений, когда детям предлагают: «Покажи дерево. Найди такое же». Или: «Раз, два, три — к березе беги!» И тут же ставится другая, более сложная задача: «А как ты узнал, что это береза?»

Очень часто дидактическое задание переплетается с трудовыми поручениями. Например, собрали осенние листья, стало чисто, из листьев стали делать украшения.

Все вместе на опушке леса собирают веточки, кому какая понра­вится, а потом взрослый спрашивает: «Чем тебе понравилась эта веточка?» Затем предлагает сравнивать: длинная—короткая для малышей, старшим дополнительно: толстая—тонкая. Каждый раз дети учатся сравнивать, сопоставлять: длиннее—короче, шире—уже, больше—меньше. Незаметно старшие дети начинают считать. Сна­чала больше—меньше, затем много и один, а потом уже один, два, три... Например, сколько в букете тюльпанов, а нарциссов? При выкла­дывании узоров: две ракушки—два камешка и т. д.

В ходе самостоятельных игр детям нравится уточнять цветовую гамму предметов. Малыши сами выкладывают из белых камешков по контуру зайчика, из серых — сову.

Собрали осенние листья, и взрослый обращается ко всем: «Смотрите, какой ярко-красный лист. У кого сегодня красное платье, кому дадим этот листик? А вот желтый лист. У кого рубашка такого же цвета? У кого шорты коричневые? Саша, какого цвета твои сандалии? Вот и найди здесь лист зеленого цвета. А теперь соберитесь все вместе. Смотрите, дети. Пестрый букет из листьев, и такой же красивый букет из детей получился!» Все смеются — и вправду букет!

Детям легче понять суть предмета, если они новое представление пропустят через призму собственного восприятия. И педагог исполь­зует такой прием: «Посмотрите внимательно, дети, у нас есть своя божья коровка (на Люде платье красное в черный горошек), стреко­за (у Вики два прозрачных огромных банта на голове), бабочка (пла­тьице с крылышками), солнышко (Сережа весь в желтом: и шорты и маечка)» и т. д. «Зимою у зайца шубка белая, как у Марины. А у кого из вас шуба, как у медведя: коричневая?» «У маленькой Олеч­ки коричневая шубка с желтыми пятнышками, как у олененка. Олеч­ка — олененок маленький, не толкайте нашего олененка, берите за ручку, когда выходите на прогулку».

Дети сами начинают проявлять инициативу: «У меня шубка ры­жая, я лисичка». Взрослый добавляет: «Лисичка-сестричка, лисонька хитрая. Елизавета Патрикеевна что любит? Кого обманывает? Где живет?» А тут и «серые волчата» прибежали. «Порычите, волчата, грозным голосом. Попугайте лисоньку-лису хитрую!»

С интересом дети выполняют задание на развитие тактильных ощущений: пальчиками проводят по камешкам и ракушкам. Что гладкое, что шероховатое, а что колется (шишка)? «Сложи ла­дошки лодочкой. Я вложу в них что-то, а ты пощупаешь и отга­даешь, что я положила: камешек или шишку, травинку или па­лочку» и т. д.

Разнообразно действуя с предметами природного окружения, дети начинают понимать и обозначать словами ощущения: «пушистый» — котенок, цветок, снег; различать «мягкий» и «твердый»: лед и снег, яблоко и малина.

Нравятся детям и задания на определение температурных разли­чий: «Где вода холодная, где теплая? Скажи, что холоднее: снежок или мяч».

Можно включать задания на активизацию мышечной чувстви­тельности, предлагая взять в руки шарики (металлический и дере­вянный): «Какой из них тяжелый (легкий)?» Те же задания с мат­решками (глиняной и деревянной). Играя с песком, набрать в формочки сухого и влажного песка, определить — что тяжелее, что легче. В ходе проведения занятия «Тонет—плавает» дети не долж­ны спешить опускать в воду разные предметы. Сначала пусть опре­делят их тяжесть (тяжелее—легче), а уже потом проверят на деле собственное предположение: что утонуло, что плавает.

Закрепляя представления детей об овощах, фруктах и ягодах, можно проводить интересные дидактические игры на совершенство­вание вкусовых ощущений.

Перед младшими детьми ставят блюдо с плодами, и дается зада­ние: показать и назвать то, что любят грызть зайчики и дети. Какой ягодой любят лакомиться медведи, ежи и ребята? И каждый раз малыши пробуют то, на что указывали, а заодно вспоминают то встречу с ежом, то сбор ягод в малиннике. Им нравятся загадки типа «Попробуй и скажи, что сладкое (огурец, морковь)».

Для старших детей задание усложняется. Рядом с блюдом ста­вят поднос с теми же плодами, но нарезанными кусочками. Зада­ние: «Возьми любой кусочек, попробуй и отыщи на блюде то, что ты пробовал».

Старшие дети с интересом отгадывают (без опоры на зрительный образ), что пробовал (яблоко, огурец), по запаху определяют, что лежит на блюде под крышкой (лимон, клубника), и т. п.

Дидактические задания с целью развития слуховых дифференцировок предлагаются детям на опушке леса: «Послушайте, как журчит ручеек? Кто скажет?» Или: «Послушайте, как поют лесные птички. А вы сможете?»

Детям нравится отгадывать: «Кто с вами здоровается: ворона или воробей?»

Более того, дети сами активно включаются в процесс звукопод­ражания, упражняясь в правильном произношении звуков: «Ссс!» (поет вода), «Ввв!» (завывает ветер), имитируя голоса птиц и жи­вотных: «Ффф!» (фырчит ежик).

Все с удовольствием выполняют дыхательные упражнения: слег­ка и недолго дуют на осенний лист, на снежинку, султанчики, мыль­ные пузыри. Увлекательная игра для всех!

Им нравятся энергичные аукания, переклички. На лесной опуш­ке: «Ау! Ау! Потерялись мы в лесу!» Прятки на участке. Взрослый: «Ау, вы где?» Дети: «Ищите нас! Мы спрятались!»

В прятках и перебежках дети успешно справляются с нескольки­ми задачами одновременно: упражнения в активных движениях, ориентировка в окружающем сочетается с яркими проявлениями голосовых реакций. В ходе перекличек дети незаметно для себя учат­ся безошибочно называть предметы, точно определять свое место­положение среди них: около куста, за дубом, под березой и т. д.

Дети начинают понимать: снег может быть легким, пушистым, белым или тяжелым, мокрым, серым. Взрослый организует обсле­довательские действия малышей. Он спрашивает: «Проверьте, мож­но лепить?» Дети подбросили снег на лопатке. Он рассыпался об­лачком, лепить нельзя, сыпучий. Если липнет на лопатке — мокрый, можно лепить.

Все рассматривают на столе комок снега и пластинку льда: что у них одинаковое, что разное. Вместе со взрослым уточняют, конкре­тизируют, берут в руки, мнут, стучат об стол, рассматривают на свет. Параллельно идет обогащение словарного запаса: прозрачная льдин­ка, колется, она хрупкая. В весеннее время, положив снег и лед на асфальт, можно наблюдать, что быстрее растает. Дети сами решают, что глубокое, мелкое (лужи), широкое, узкое (канава, речка). А взрос­лый уточняет: «Проедет машина или застрянет? Перешагнешь че­рез канавку или помочь?»

Для активизации мыслительных операций младшим детям пред­лагается определить, кто выше (собака, кошка), старшим уточнить, чьи уши самые длинные (заяц), у кого самый пушистый хвостик (белка, лиса) и т. д.

Но иногда не стоит спешить с вопросами и предложениями. Пусть ребенок сам пофантазирует. Нашли интересную веточку, палочку. На что похожа? А этот камешек? Ответы детей зачастую поражают своей точностью, новизной восприятия.

Собрали много шишек, и дети начинают играть. Пусть поупраж­няются в броске, стараясь попасть в пень, перебросить шишку через куст и т. д.

Итак, взрослый придумывает разнообразные дидактические за­дания, предоставляет детям возможность проявить собственное творческое начало, стимулирует их мыслительные операции, пред­лагает выполнять обследовательские действия. В ходе всей этой работы у детей происходит активное накопление чувственного опы­та, развиваются наблюдательность, внимание, память, разнообраз­ные движения. Во время выполнения дидактических игр и заданий совершенствуются пространственные ориентировки каждого, идет интенсивное увеличение словарного запаса, обогащение его.
Категория: ВАЖНО ЗНАТЬ | Добавил: admin (24.05.2011)
Просмотров: 3398 | Теги: перспективный план работы, методисту детского сада, методика проведения прогулок в детс, организация работы в детском саду | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru