Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 14:07

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » ВАЖНО ЗНАТЬ

Экологическое воспитание дошкольников

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?

Экологическое воспитание — это сложный педагогический процесс. Он формирует систему отношения человека к самому себе с позиции его отношения к природе. Так кто же человек — хозяин природы или ее друг и защитник? Исследователь или завоеватель? Он над природой — как единственное разумное существо, или он вместе с природой — как ее часть? Мы все ее дети. Бережем ли мы ее, заботимся — или принимаем ее дары, не задумываясь о ее щедрости?

Мы хотим воспитать в ребенке уважение к близким, к самому себе, к окружающим его людям. «Что посеешь, то и пожнешь», — говорим мы. Все это относится и к экологическому воспитанию. Любить природу, ухаживать за ней нужно приучать с раннего детства. И мы сами должны служить примером для ребенка. Если он видит, что после пикника остается выжженная трава, мусор, сломанные деревья, как ему потом объяснить, что природу надо любить? Поэтому начинать нужно с себя.

Экологическое воспитание ребенка включает основы экологического мышления:

♦ воспитание любви и бережного отношения ко всему живому;

♦ формирование чувства ответственности за сохранение природы;

♦ предотвращение появления у малышей агрессии по отношению к ней.

Если ребенок говорит: «Если бы я был рыбкой, я бы сказал, что меня нельзя ловить, ведь я такой маленький. Если вы меня поймаете, то мои мама и папа — рыбки будут плакать», — что это, как не начало экологического воспитания?

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА

У каждого ребенка есть место, где он любит играть, — лес, парк, двор. А может, он любит ходить на прогулку по одной и той же тропе? Впрочем, любой уголок природы можно сделать экологической тропой.

Скажите ребенку, что вы станете скорой помощью для природы. А что мы положим в сумку скорой помощи? Соберите ее вместе с ребенком. Купите или сшейте ее из непромокаемой ткани. Следите, чтобы в ней всегда были бутылочка с водой, тряпочки, бинт, хлеб, зерно, лопатка, пропольник, фотоаппарат и другие необходимые вещи.

Экологические игры для детей 3, 4 лет

Летняя скорая помощь

◈ Идя по экологической тропе, ищите больные места. Сломанная ветка? Стоп! Нужно подлечить ее, подвязать. А если разрушен муравейник? Что можно предпринять? Ведь в муравейнике маленькие детки. Вспомните сказку В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Понаблюдайте за работой муравьев.

◈ В конце прогулки подведите итог — кому вы сегодня помогли? Кто скажет вам спасибо?

◈ Понаблюдайте за комарами. Их многие не любят, но что будет, если они исчезнут? Многие лесные птички останутся без корма. Прочитайте стихотворение Т. Смертиной «Откуда пришли комары?».

◈ Заведите «Календарь полезных дел», заполняйте его рисунками-воспоминаниями о прекрасных моментах: полянка цветов, красивая бабочка, причудливая веточка и т. д. Туда же можно зарисовывать те события, в которых вы участвовали. На их основе придумайте рассказы, сказки.

◈ Заведите Красную книгу скорой помощи. Фотографируйте интересные моменты. А вот сигналы «Стоп!» лучше не фотографировать, — ребенку может быть больно от воспоминания неприятных моментов. В конце лета сделайте выставку фотографий, рисунков.

◈ Помните о важности эмпатии, методе сравнения! Постоянно сравнивайте себя с природой: нам больно — и ей больно, нам радостно — и ей радостно. Животные бывают веселые и грустные. Тоже могут помогать друг другу. Предложите ребенку представить себя березкой, птичкой, поющей песенку, сломанным цветком, перевернутым жучком, землей, усыпанной мусором, и т. п.

◈ Побеседуйте о бездомных животных — можно ли бросать их в беде? У нас есть друзья и враги — и у природы тоже. Животные, птицы и растения тоже дружат друг с другом (птичка Тари дружит с крокодилом, опята — с пеньком и т. д.). Мы растем, дышим, пьем, и природа тоже.

◈ Проводите с детьми опыты: какие растения растут лучше (там где земля поливается, удобряется), какие нужно поливать чаще (герань, бальзамин), а какие реже (алоэ), почему? Ведите зарисовки, сделайте огород на окошке.

◈ Нужные произведения: «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Л. Н. Толстого, «Синичкин календарь» («Июнь», «Июль», «Август») В. В. Бианки, «Азбука леса» Н. И. Сладкова, рассказы Е. И. Чарушина про медвежонка, «Разные колеса», «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок» В. Сутеева и др. Смотрите фильмы, сказки о природе, беседуйте по ним. На экологической тропе поможет беседа о растениях, животных птицах.

◈ Понаблюдайте за тополем, за его цветением. Расскажите, как он очищает воздух. Можно взять за основу рассказ «Воздушный санитар и пылеуловитель» о тополином пухе. Познакомьтесь с лекарственными растениями на экологической тропе (спорышем, одуванчиком, мятой). Какую пользу они приносят? Почему растения для приготовления лекарственных отваров лучше рвать в лесу? Побеседуйте о том, откуда берутся шрамы у деревьев.

◈ В конце лета подведите итог наблюдениям, побеседуйте о том, что полезного узнали, сделали. Поиграйте в игру «Что нам дарит природа летом»? (Развлечения, ягоды, грибы, цветы, лекарства и т. д.)

Осенняя скорая помощь

◈ Отметьте, что осенью становится холодно, многие птицы улетают на юг, но некоторые остаются. Ищите тех, кто просит о помощи. Заранее сделайте кормушку для птиц из пакета для молока или пластиковой бутылки. Наблюдайте за повадками птиц. У всех они разные: воробьи — трусишки, голуби — степенные. Холодно ли им?

◈ Идем дальше. На тропе много мусора? Стоп! Соберите его в пакет.

◈ Подышите свежим воздухом, вспомните, что его нам дают растения. Поиграйте в игру «Запахи». Полюбуйтесь красотой осенних листьев. Постарайтесь доступно для ребенка объяснить, почему они желтеют и опадают. Соберите листья для гербария. Не забывайте про фотоаппарат. Всегда носите с собой сумку скорой помощи. Укройте листьями корни деревьев, объясните, почему это нужно делать. Читайте стихи, пойте песни про осень. В конце каждой прогулки подводите итог — кому сегодня помогли, кто нам скажет спасибо? Не забывайте про метод эмпатии — что бы нам сказали голуби, которых мы сегодня покормили, как чувствовала себя рябинка, которой мы привязали сломанную веточку?

◈ Земля летом растит, зимой кормит. Пусть ребенок поможет вам собирать урожай на даче. В конце осени подведите итог наблюдениям. Побеседуйте на тему «У природы нет плохой погоды» (все идет на пользу — дождь поит землю, растения, птиц, животных, ветер помогает разносить семена).

Зимняя скорость помощь

◈ В сильный мороз птицы, нахохлившись, прижавшись друг к другу, сидят на ветках деревьев. Стоп! Опасная зона. Покормите птиц, утеплите кормушки.

◈ Наблюдайте за деревьями — зимой они спят. Стоп! Укройте снегом корни деревьев на тропе. Вспомните, почему это нужно делать. Расскажите сказку В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Предупредите, что в мороз нельзя трогать ветки, они могут сломаться. Если на тропе есть мусор, не забывайте убирать его.

◈ На прогулке увидели бездомную собаку? Стоп! Скорая помощь спешит на помощь. Покормите бездомных кошек, собак — им в мороз тоже очень тяжело. Вспомните песню «Собака бывает кусачей только от жизни собачей...». Домашних животных нельзя выбрасывать на улицу, ведь они — домашние. А может, им сделать укрытие из коробки?

◈ Сколько развлечений нам приготовила зима! Катание на санках, коньках, лыжах; снежки, снежная баба — всего не перечислишь. А поваляться в снегу, а полюбоваться снежинками? Переливающимся снегом? Отметьте, что зимой солнце светит, но не греет. А снег укрывает землю, растения и защищает их от мороза.

Весенняя скорая помощь

◈ Весной солнце пригревает — природа просыпается, радуется, птицы поют песни, появляются проталины около деревьев — это они дышат. Ищем «больные» места на экологической тропе. Мусор? Стоп! Скорая помощь спешит на помощь. Скворцам негде выводить птенцов? Повесьте скворечники. Выпал птенчик? И вновь спешит на помощь скорая помощь. Отметьте, что снег весной стал грязный, темный — это от мусора, пыли, выхлопных газов машин. Падая зимой, снежинки собирали на себя всю грязь из воздуха, и нам становилось легче дышать. Принесите снежок домой и понаблюдайте, как он будет таять. Какая вода осталась? Грязная, с осадком.

◈ Полюбуйтесь красотой весны — цветением яблонь, сирени, черемухи, одуванчиков; первыми бабочками, майскими жуками и т. д. Если по дороге вам попались надломленные ветки — подвяжите их бинтом, веревочкой. А сломанные ветки лучше убрать с дороги, их теперь не оживишь. Поставьте дома в вазу с водой веточку с почками и понаблюдайте за тем, как появляются первые листочки-малыши. Сделайте зарисовку.

◈ Не забывайте про календарь полезных дел. Отмечайте, кому помогли, делайте зарисовки. Фотографируйте интересные моменты.

◈ Постоянно напоминайте ребенку, что Земля — это наш дом. Мы все живем в нем: и растения, и животные, и птицы, и люди. И в нем надо жить дружно.

Полезные стихи

Оставляет ветка плод,

Оставляет пчелка мед.

Нивы — золото зерна,

Золотой янтарь — сосна.

Овцы — тонкое руно,

Лозы — пряное питье,

Оставляет человек

Имя доброе свое.

* * *

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле — каждый колосок.

Речка, небо надо мною —

Это все мое, родное!

* * *

Ты росток, и я росток.

Раз листок и два листок.

Подрастешь еще чуток,

И чего же проще?

Ты дубок, и я дубок.

Станем рядом бок о бок.

Вот и будет роща.

Разговор с пчелой

Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты могла?!»

Пчела в ответ: «А как ты мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он был мне уж-жасно нуж-жен!

Я берегла его на уж-жин!».

* * *

Белые голуби слетались утром к проруби.

Им водицы ледяной хочется напиться

Всего по капельке одной,

Чтоб не простудиться.

* * *

Что сказал ореховый куст зайчонку

— Стой, Зайчонок, не беги по тропинке узенькой,

Лучше ты побереги хвостик свой кургузенький.

Лис крадется вдоль тропы, вряд ли ищет он грибы.

* * *

Разговор лютика и жучка

— Аютик, лютик, что хохочешь?

— Да ведь ты меня щекочешь,

Так листочки мне щекочешь,

Что не хочешь, захохочешь!

Категория: ВАЖНО ЗНАТЬ | Добавил: admin (03.07.2012)
Просмотров: 3461 | Теги: методист ДОУ, диагностика, дети дошкольного возраста, дети раннего возраста в детском сад, детский сад, обучение, методические рекомендации для воспи | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 13
    Гостей: 13
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru