В Национальной образовательной инициативе
«Наша новая школа», озвученной президентом РФ в
2009 году, качество образования является главным
приоритетом. Этот аспект образовательной
политики влечет за собой поиск эффективных
подходов в обучении и воспитании детей
дошкольного возраста. В условиях модернизации
системы дошкольного образования для повышения
его качества особенно актуализируется проблема
гендерного воспитания детей.
Гендерное воспитание – процесс, направленный
на формирование качеств и свойств, определяющих
необходимое обществу отношение человека к
представителям противоположного пола(Л.О.
Ковальчук). Гендерное воспитание
рассматривается как комплексная
психофизическая проблема, включающая в себя
биологические, психологические и социальные
аспекты. При этом роль биологических различий, в
том числе гормональных, центрально-нервных,
морфологических не отрицается, но уходит на
второй план.
Одно из важнейших условий реализации
гендерного подхода в воспитании детей — это
преодоление разобщенности мальчиков и девочек в
дошкольные годы, формирование у них дружеских
отношений, культуры общения, уважения друг к
другу. Для этого организуется интересная для
детей обоего пола совместная деятельность
(игровая, трудовая, художественная). Рисование
– один из любимых видов детской деятельности у
дошкольников. Именно в процессе рисования
видно, что мальчики осваивают художественный мир
в целом, а девочек интересуют конкретика,
детализация. Здесь срабатывают разные механизмы:
у мальчиков процесс рисования происходит на
уровне смысловых образований, а у девочек
включается уровень восприятий, позволяющий
детально видеть красоту окружающего мира (А. В.
Бакушинский).
Анализ исследований, педагогической практики,
наблюдение за деятельностью детей в группе,
выявленные и обозначенные в ходе изучения
данного вопроса проблемы побудили к созданию
системы работы с детьми 5-7 лет, цель которой –
способствовать гендерному воспитанию детей
посредством рисования. На основе данной цели
определены следующие задачи:
– развивать творческие способности мальчиков
и девочек в процессе рисования;
– формировать адекватную полу модель поведения
у детей;
– воспитывать культуру взаимоотношений между
мальчиками и девочками;
– учить детей работать индивидуально и
создавать коллективные композиции, соотносить
свои желания и интересы с желаниями и интересами
других детей;
– учить детей использовать в рисовании
разнообразные материалы и техники, разные
способы создания изображения, соединения в одном
рисунке разных материалов с целью получения
выразительного образа и др.
Занятия по рисованию проводятся как со всей
группой, так и по подгруппам – отдельно с
девочками, отдельно с мальчиками, что зависит
от тематики занятия. При их организации
учитываются такие особенности детей, как:
– интерес к рисованию, независимо от пола
ребенка, возникает на основе игровой мотивации,
специально созданной взрослым;
– кисть руки мальчика в своем развитии отстает
на 1,5 года от кисти руки девочки;
– у девочек лучше развита
зрительно-двигательная координация;
– у мальчиков больше задатков к творческой
деятельности;
– девочки больше нуждаются в стимулах,
построенных на основе слухового восприятия;
– мальчики плохо воспринимают объяснение на
слух, для них предпочтительнее использовать
визуальные средства, построенные на зрительном
восприятии;
– при оценке поведения детей и результатов их
деятельности девочки крайне чувствительны к
интонациям, форме оценки, ее публичности. Для
девочек очень важно, чтобы ими восхищались в
присутствии других людей (детей, родителей).
Для мальчика наиболее значимым является
указание на то, что он добился результата в
чем-либо.
На занятиях по рисованию важно создавать
условия для того, чтобы девочки и мальчики могли
выразить то, что для каждого из них интересно или
эмоционально значимо. Для этого используются
разнообразные педагогические приемы, среди
которых следующие:
1. Проблема: мальчики часто испытывают
затруднения в изображении объекта в движении.
Пути выхода:
– предложить из геометрических фигур
выложить фигуру человека в движении;
– выложить из палочек фигуру человека в
движении;
– продемонстрировать перед детьми разные
движения человека (демонстрирует сам педагог,
дети друг другу);
– попросить самого ребенка изобразить движение
человека и посмотреть на себя в зеркале.
2. Проблема: Мальчики часто не могут
рисовать кистью тонкую линию и нажимают на всю
плоскость кисти. Пути выхода:
– дать мальчикам тонкую кисть для прорисовки
рисунка, заранее нарисованного простым
карандашом;
– предложить схему использования тонкой кисти;
– давать тонкую кисть даже при закрашивании
крупных деталей.
3. Проблема: мальчики ограничиваются
несколькими цветами, выбирают темные оттенки.
Пути выхода:
– предложить мальчику варианты раскрашивания
будущего рисунка: цветные фишки, цветные схемы –
пусть мальчик перед раскрашиванием поварьирует
цветовую гамму и вместе с воспитателем обсудит и
выберет цвета для своего рисунка.
4. Проблема: девочки очень широко
разворачивают тему, придумывают большой сюжет,
долго делают набросок. Пути выхода:
– разделить процесс рисования на 2 части: 1
часть – рисование крупных деталей, 2 часть –
после просушки вырисовывание мелких деталей –
даем схему;
– дать схему – распределитель времени на
набросок и раскрашивание.
5. Проблема: мальчики делают рисунок
малопредметным, недостаточно детализируют и
обогащают. Пути выхода:
– посадить мальчика с девочкой за одним столом
для того, чтобы мальчик учился, глядя на рисунок
соседки – девочки;
– предложить мальчикам схему с изображением тех
деталей, которыми они могут дополнить рисунок
(схему продумываем к каждому занятию).
Важное место при гендерном подходе в процессе
рисования занимает организация
предметно-развивающей среды для дошкольников.
Для создания уголка изотворчества привлекаются
сами дети. Для этого первоначально выявляются
предпочтения детей в его цветовом решении с
помощью вводного занятия на тему «Какой цвет я
люблю», в процессе которого мальчики и
девочки из множества цветов и оттенков
выбирают самые любимые. Таким образом,
формируется цветовая гамма, которую
предпочитают мальчики и девочки по отдельности в
оформлении данного пространства группы.
Педагогом реализуется заданное детьми цветовое
решение уголка изотворчества. Появляются места
для рисования в индивидуальном решении для
мальчиков и девочек. Наполнение уголка
производится в зависимости от интересов детей,
индивидуальных, возрастных, половых, полоролевых
и гендерных особенностей:
– разные по форме и цвету стаканчики для
изобразительных материалов (Н: для мальчиков – в
виде ракеты, самолета и др., для девочек – в виде
дерева, цветка и др.);
– подкладные салфетки для бумаги для мальчиков с
изображением мужских видов спорта,
разнообразной техники, узорами в клетку и линию,
подводного мира, мужских героев мультфильмов и
сказок и др., а для девочек – с изображением
насекомых, животных, кукол, сказочных принцесс и
др.
– кисти, карандаши, фломастеры украшены
«юбочками» из любимых цветов девочек;
– раскраски с различными изображениями (Н:
красавиц для девочек и рыцарей для
мальчиков);
– трафареты с изображением предметов мужского
(машины, иструменты) и женского (цветы,
бабочки) характера;
– рамочки для детских рисунков самых
разнообразных цветов и оттенков, которые
самостоятельно по своему предпочтению
выбираются мальчиками и девочками;
– схемы для мальчиков и девочек,
помогающие им в рисовании;
– сюжетная мебель (стул в виде цветка для
девочек, стул в виде болтика для мальчиков и др.) и
многое другое.
Осуществляя гендерный подход в рисовании мы
избежим нарушения свободы творческого и
личностного самовыражения каждого мальчика и
каждой девочки, научимся относиться к их
внутреннему миру бережно и с уважением,
сможем понять и принять их такими, какими их
создала природа – разными и по-разному
прекрасными! |