Способность человека к игре –
врожденный инстинкт, игра учит и лечит
В основе театрального искусства лежит
игра. Актерская игра – это загадка, как и сам
театр. Люди собираются в одном помещении и
распределяются по ролям – одни разыгрывают
истории для других. Во всех известных
человечеству обществах этот ритуал
представления существовал и существует. Почти
невозможно жить и не играть роль, сознательно или
подсознательно: роль отца, матери, учителя, друга.
Современный психоанализ придерживается мнения,
что мы строим собственное "Я”, разыгрывая роли,
которые были разыграны ранее перед нами нашими
родителями. Чаще всего первым излюбленным
театральным представлением, с которым
сталкивается ребенок, становится наблюдение за
тем, как мама, дурачась, заслоняется подушкой, а
потом снова появляется. "Так ты меня видишь, а
так – нет, ку-ку! Где я?” Малыш заливается смехом,
попутно усваивая, что самое трагичное событие в
жизни – разлуку с матерью – можно
испытать и освоить. А самое главное, пережить в
комическом, театральном ключе. Ведь это все
понарошку, и мамочка снова выглянет из-за подушки
и улыбнется ему. Ведь это игра, маленькое
представление, спектакль.
В этом примере я "закидываю крючок” к
отработкам детских страхов с помощью
театральной игры, игры-драматизации и сказки.
Природа подарила нам игру с ее
напряженностью, с ее радостью, шуткой, забавой.
Всякая игра есть свободная деятельность, она
украшает жизнь, дополняет ее. Игра всегда находит
себе место в сфере праздника, культа, в сфере
священного. Ведь она разыгрывается в
определенных рамках пространства и времени, она
начинается и заканчивается. Игра сыграна и в
определенный момент, будучи сыгранной, она
остается в памяти, как духовное творение или
ценность. Игре присущи все явления и законы
прекрасного – напряжение, равновесие,
балансирование, контраст, завязка и разрешение.
Инобытие и тайна игры наглядно
выражается в переодевании, надевая "маску”,
ребенок играет другое существо. Игра –
представление, и в жизни ребенка подобное
представление полно образности. Ребенок всегда
воображает что-то более красивое, более
возвышенное или наоборот более опасное, более
страшное. Он видит себя принцем или отцом, злой
ведьмой или тигром. При этом он испытывает такую
степень восторга, которая роднит его с мыслью,
что он и взаправду принц. Из этого следует, что
ребенок развивает себя и свою идентичность,
наблюдая и играя персонажей, сыгранных перед
нами нашими старшими братьями, сестрами,
друзьями, соперниками, учителями, врагами и
героями. Значит, чем больше ребенок играет, чем
больше ролей он примеряет на себя, тем богаче и
разнообразнее становится его внутренний мир.
Умение играть, данное ребенку
природой, обычно развивается, когда мы начинаем
уделять ему внимание. Вот основная задача
преподавателя театральной деятельности –
предоставить ребенку территорию для игры,
создать ее, расширить, умело завести игру,
спровоцировать ребенка на участие в ней. Но есть
особая игра, которая оказывает и позитивное,
терапевтическое воздействие на душу ребенка,
игра, которая приходит на помощь. Игра способная
победить тревожность, агрессивность,
депрессивность в детской среде. Игра-сказка,
игра-метафора, игра-драматизация.
Психотерапевтические возможности
метафоры определяются прежде всего тем, что она
является языком правого полушария, которое в
большей степени, чем левое отвечает за образную и
эмоциональную сторону мышления. Значит метафора
напрямую работает с подсознанием и вызывает в
нем необходимые ассоциации и изменения.
Путь от рождения эмоций к ее
сценическому и пластическому выражению
Конечно, к сказке-метафоре мы подходим
уже с определённым багажом знаний и умений. Мы
изучаем такие разделы актёрского мастерства, как
пластика, сценическая речь, основы мизансцены,
работаем над мимикой и дыханием. Мы уже знаем, кто
такой персонаж и какие выразительные средства
он использует, чтобы точнее донести со сцены свой
сюжет, свою идею. Но быть выразительным
невозможно без эмоционального богатства чувств.
Эмоциональный опыт - великая вещь, ведь гораздо
проще и правдивее воспроизвести на сцене уже
пережитое чувство, чувство прожитое или
проигранное в самом серьёзном смысле слова
"игра”.
И чтобы постоянно пополнять этот
внутренний, эмоциональный багаж, мы с детьми
учимся наблюдать, описывать и имитировать наши
чувства и эмоции. Все мы знаем, что прародителем
эмоций является мысль, мысль рождает образ, а
образ пробуждает к жизни наши эмоции. Образ может
быть задан словесно, в картине, в музыке. Ребёнок считывает мысль,
присваивает её себе с помощью воображения и
фантазии, эмоции просыпаются и находят своё
сценическое выражение.
1. Мысль (слово, музыка)
2. Образ
3. Эмоция
4. Сценическое выражение
В процессе театральной игры мы с
детьми осваиваем, так называемую шкалу
эмоциональных состояний. Но, прежде чем получить
ту или иную эмоцию, мы стараемся её изучить. Для
примера выделим наиболее сильные эмоции в
психике человека и попробуем с помощью
режиссёрских и педагогических ходов, а также с
помощью драматической подпитки, разработать
стимульные ситуации, которые бы разбудили эмоции
и эмоциональный образ у ребёнка.
Наиболее яркой человеческой эмоцией
является радость. На уроках театра мы
отправляемся на поиски радости. Замечено, что
если мы направляем усилия на достижение радости
самой по себе, то она ускользает. Нельзя
изобразить радость вообще, тем более, что актом
творчества является процесс, а не результат. Мы
должны заронить зерно радости в своей душе,
взрастить и, наконец, родить удивительно яркую и
нужную эмоцию. Нужно в
воображении своём проиграть ситуацию, ведущую к
радости, получая удовольствие от мельчайшей
подробности. Примером ситуации может быть
завершение сложной и важной работы, встреча
старого друга, триумфальный успех, тихая радость
мечтания. Реакция улыбки у человека врождённа и
универсальна - самое простое и настоящее
рождение улыбки происходит в ответ на улыбку.
Одними из упражнений на вызов пробуждения эмоции
является цикл игр в "Маску”. Дети рисуют маски
клоунов, придумывают грим артистам комического
жанра, затем меняются рисунками и обсуждают их.
Следующий этап – воспроизвести свои
впечатления. Мы пробуем специально механически
выстроить на своём лице маску невероятного
счастья и оживить её. Это упражнение можно
выполнять с помощью зеркала,
или партнёра, который в этом задании играет роль
твоего отражения. Чувства, которые испытывает
человек перед эмоцией радости: удовольствие,
облегчение, расслабление, уверенность,
успешность. Вследствие радости возникает
физическое освобождение, раскрепощение, но и,
конечно же, активность. Состояние радости всегда
способствует хорошей творческой работе и поиску.
У ребёнка рождается желание творить и
действовать.
Приведу в пример упражнение "Звезда”.
Представьте, что внутри вашего тела (в области
солнечного сплетения) растёт звезда или
распускается цветок, прекрасный, тёплый, яркий и
наполняет всё ваше тело энергией. Она светится и
движется в вас - это состояние наполненности как
бы провоцирует нас к радости. Появляется улыбка.
Дети очень легко и отзывчиво проделывают эти
задания, эмоция радости воспроизводится легко и
искренне. Мы с детьми сочиняем "радостные”
физические действия - летаем, танцуем, порхаем. В
этом есть попытка соединить эмоциональное
состояние с пластическим его выражением. Но
эмоция радости невероятно многогранна и уловить
все оттенки её не просто, а тем более найти им
точное сценическое и пластическое выражение.
Попробуем составить своеобразный словарь
эмоциональных экспрессий. Итак, эмоция – радость
и её возможные оттенки, и образно- динамическое
их выражение. Все эти определения могут
послужить основой для игр, упражнений и этюдов.
Словарь эмоциональных экспрессий на
примере человеческих эмоций - радость и страх
РАДОСТНО.
1. Невесомо – прыгать по облакам в
яркий, солнечный день.
2. Феерично – взлетать самолётом, разрываться
фейверком.
3. Лучезарно – восход солнца, светлеющее небо.
4. Искромётно – огню в камине тесно, он трещит и
хочет вырваться на волю.
5. Проворно – солнечный зайчик, лучик, целующий
всех, всех.
6. Полётно – взлёт на качелях, от которого
замирает сердце.
7. Игриво – ручеёк в горах, родник, пробивающийся
из под земли.
8. Лучисто – свет от любимой улыбки.
9. Звонко – весенняя сосулька, капель.
10. Легко – пушинка,снежинка плавает в воздухе.
11. Ослепительно – в высоком небе разрывается
звезда.
А теперь возмём противоположную по
силе и значимости человеческую эмоцию – страх. И
попробуем сочинить образно – динамическое
выражение его оттенков.
СТРАШНО.
- Тревожно – состояние крепко сжатой пружины.
- Смятенно – вспорхнувшая, испуганная стая птиц.
- Лихорадочно – неожиданный стук в дверь,
дребезжание стекла.
- Мертвенно – перед прыжком с обрыва.
- Робко – в тишине ночи накрапывает дождь.
- Оцепенело – жертва, загипнотизированная
коброй.
- Малодушно – сделаться маленьким и пятиться
назад, поджав хвост.
- Трепеща – парус, трепещущий на ветру.
И так далее.
Такая эмоция, как страх выбрана для
упражнений не случайно, ведь территория детских
страхов огромна, и является постоянным обьектом
исследования детских психологов. На уроках мы
часто слушаем "страшилки ", рисуем их, потом
дети сочиняют про них разные истории, и самый
главный момент – мы проигрываем эту историю,
превращая её в игру- драматизацию. Ведь проживая
определённую ситуацию, которая пугает ребёнка,
он освобождается от страха, преодолевает и
побеждает его.
Профилактика детских страхов в
игровых упражнениях
Вот некоторые сценки – упражнения,
которые родились на наших занятиях с детьми в
учебно- воспитательном комплексе № 1604, и которые
выполняют задачу профилактики страха темноты и
мистических песонажей у детей.Роли в них
исполняют и взрослые, и дети. Конечно мы не просто
проговариваем текст (он стихотворный и его дети
быстро запоминают), мы стараемся создать нужную
атмосферу. Приглушается свет, используются
костюмы, реквизит, декорации и музыкальное
оформление.И самое главное, что дети играя в этих
сценках, действуют преодолевая страх, находя в
себе новые возможности и ресурсы для победы над
ним.
Первая сценка называется "РАЗГОВОР
СО СТРАХОМ”.
Роли:
1. Ребёнок – герой: мальчик, девочка
2. Страх – взрослый
или ребёнок, эту роль с удовольствием исполняюв
все дети, можно нарядить "страх " в бесформенный
чёрный плащ и устроить на сцене дом для него,
откуда он будет кричать и выть, вобщем, вести себя
как настоящий "страх”.
3. Мама –
взрослый.
Страх: (завывая и раскачивая домик)
– Я колючий страшный страх!
Ребёнок: (испуганно прижимая руки к
щекам)
– Ах!
Страх:
– Не шутите вы со мной!
Ребёнок:
– Ой!
Страх:
– Напугаю! Засвищу!
В лес дремучий утащу! У-у –у!
Ребёнок: (становясь смелее и
приближаясь к жилищу страха)
– Ну –ка,страх, не
кричи
И ногами не стучи!
(грозит ему пальцем и говорит строго и
уверенно)
– Лучше страх, улетай,
Малых деток не пугай!
Мама: (включая свет,
снимая плащ с ребёнка, который играет "страх”)
– Вот включила мама свет,
Посмотри – ка, страха нет!
Мы видим двух детей, которые исполняли
роли. Мама предлагает им подойти друг к другу и
обняться.Обьятия и победа над страхом
сопровождается аплодисментами группы детей,
которые были зрителями.
" СТРАШНЫЙ ЗВЕРЬ”
В качестве декораций в этой сценке
можно использовать штору или кулисы, за которые
прячется ребёнок.
Ведущий:
– В тёмной комнате пустой
Притаился зверь большой.
Он рычит и шипит,
Занавеской шевелит.
(Ребёнок за занавеской старается
выполнить роль "страшного” зверя, проделывая
все действия, предложенные ведущей)
Ребёнок (сидит один на стуле, поджав
ноги, вдали от занавески и смотрмт на неё)
– Я, конечно же, не трус,
Но немножечко боюсь
(спускаясь со стула, приближается к
занавеске)
Сейчас я к зверю подкрадусь,
К занавеске прикоснусь…(открывает штору)
И со зверем подружусь!
В этот момент оба участника сценки
смеются и обнимаются, затем с удовольствием
меняются местами
"ШАГИ”
Эта сценка может играться как в группе,
так и индивидуально. В группе веселее, все дети
сидят или лежат на ковре и представляют, что
пришла ночь и они засыпают.
Ведущий: (в тёмном плаще и капюшоне)
– Вот в кроватках мы лежим,
Мы не спим, мы дрожим.
В этой гулкой тишине
Очень, очень страшно мне.
Ведь как только ночь приходит
В нашем доме кто- то ходит…(угрожающе топает
ногами)
Топ- топ – топ!
Вот шаги всё ближе, ближе.
Одеяло выше, выше.
Дети показывают,как они подтягивают одеяло и
прячутся под подушку.
Топ- топ – топ!
Чтобы нам не испугаться,
Нужно громко рассмеяться.
Только голос пропадает…(пробуем беззвучно
кричать)
А шаги всё наступают.
Дверь открылась – ой – ой – ой!
Ты не страшный, ты смешной.
Ведущий скидывает капюшон, а там надета весёлая
маска или клоунский нос.Так же можно раскрыть
перед детьми один из рисунков, где они изобразили
свой страх, они с удовольствием рисуют разных
Бабок- ёжек, Кощеев, Вампиров, и при носят эти
рисунки на занятия.
Мы хохочем над тобой!
Дети смеются, даже показывают в сторону
рисунка.
Лучше весело смеяться,
Чем лежать, дрожать, бояться! (Этот текст
повторяем все вместе.)
Такие игры со "страхами” очень увлекают детей,
они хотят играть в "страшилки” ещё и ещё,
главное, чтобы такие сценки- упражнения
заканчивались ситуацией успеха, торжеством и
праздником смелости.Мы не можем научить ребёнка
играть, он уже от рождения умеет это делать, но мы
можем помочь ему научиться быть свободным в игре,
в выборе ролей, научиться не зажиматься в этом
богоданном праве – праве на игру.
|