Что такое «образное преподавание»?
Образное
преподавание, собственно, и сориентировано главным образом на эти формы.
Известны
— а потому кажутся понятными - выражения: образная речь,
образное восприятие, образное мышление. Образ обычно связывается в нашем
представлении с художественным началом, с художественным творчеством и,
соответственно, противопоставляется научному понятию. Понятие
предстает осмысленным, точным, аргументированным, а образ -
эмоционально-окрашенным, размытым, субъективным.
Согласно положениям
отечественной психологии, мышление ребенка в
своем развитии проходит несколько стадий: сначала ребенок мыслит
«наглядно-действенно», затем осваивает наглядно-образное мышление и, наконец, уже в школьные годы, учится мыслить словесно-логически. При этом понятийное
мышление принято рассматривать как
вершину познавательного развития.
Школьные
практики, как правило, тоже склонны рассматривать образное
мышление как «низшую форму» умственной деятельности. И
традиционное обучение в целом сориентировано на его преодоление.
Однако,
вопреки распространенному в «педагогическом быту» представлению,
стадии развития мышления не сменяют друг друга и не исчезают в связи с
появлением новых форм. Они не только сохраняются, но продолжают
развиваться. То есть должны продолжать развиваться, если не встречают
на своем пути специально воздвигнутых педагогических баррикад.
В чем
усматривают недостатки образного мышления? В том, что оно
воспринимает явления действительности целостно, не расчленяя и не выделяя их
отдельных свойств. Но стоит лишь изменить точку
отсчета, и эти недостатки обернутся достоинствами. Ведь именно в силу целостности образы содержат гораздо
больше информации о
действительности, предметах и явлениях, чем понятия. Кроме того целостность является важным качеством
научного мышления, а не только художественного.
Современную науку сегодня все больше привлекает
живое знание, и она все чаще пользуется для описания исследуемых процессов и явлений метафорами и
образами.
Поэтому
установка на преодоление образного мышления в процессе
обучения, господствующая в современной школе, должна уступить место новому
подходу - развитию образного мышления, одним из путей которого является
образное преподавание. Ведь образ как ничто другое стимулирует
воображение и будит творческую фантазию, будит предчувствие
знания.
По отношению же к маленьким
детям - старшим дошкольникам и младшим
школьникам - образное преподавание, образное преподнесение материала вообще является единственно приемлемым для них способом обучения, так как
соответствует возрастным
особенностям их мышления.
В силу своей многомерности,
многослойности образ обладает потенциалом
«опережающего развития». Смыслы свернуты в нем, упакованы на разном уровне глубины. И то, что ребенок в данный момент
не может воспринять с ясной осознанностью, не является для него непонятным и потому травмирующим. Оно скорее незаметно. К образу можно возвращаться вновь и вновь
- на новых возрастных ступенях,
обнаруживая новые подробности и смысловые оттенки.
Образное
преподавание - не открытие сегодняшнего дня. Оно лишь требует
более серьезного осмысления и сознательного использования педагогами. Формы же
его наработаны столетиями.
Образное
движение
С
образным движением в качестве дидактического приема мы впервые
встречаемся в фольклоре - прежде всего в материнском фольклоре
и в детских народных играх. Достаточно вспомнить по-тешку
«Идет коза рогатая»: она сопровождается движениями, имитирующими
бодливую козу. Движение здесь служит средством стимулирования двигательной и
эмоциональной активности ребенка и средством
развития имитационных навыков.
В
начале XX века Айседора Дункан
создала школу свободного движения, куда, в отличие от традиционных балетных школ, мог поступить любой ребенок независимо от своей
комплекции и хореографических способностей. Свободное образное движение, считала
Дункан, доступно всем. Оно раскрепощает человека (ребенка) и рождает ощущение творческих сил. Образное
движение с целью развития у детей
музыкального чувства использовал в своей педагогической деятельности С.Т. Шацкий. Это были музыкальные игры, в которых
требовалось движениями передавать характер музыки.
В
семидесятых годах прошлого столетия образное движение в
нашей стране нашло свое применение в качестве игрового приема для
обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
иностранному языку. Впоследствии оно стало применяться более широко в детском
саду и в первых классах начальной школы -для развития мелкой моторики
руки, для организации так называемых «физкульминуток», на
занятиях по обучению грамоте, счету, развитию речи. Возникла так
называемая «логоритмика».
Одна из
существенных задач образного движения — формирование
двигательного воображения, а оно является основой осмысленной творческой
моторики.
Есть и
еще одна функция у образных движений: они позволяют превратить
невидимое в видимое. Слово звучит. Но скрытое в нем значение можно сделать
явным. Как в детской игре про дедушку Мазая:
«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем!».
«Видимые»
понятия
Материализация,
опредмечивание слов и понятий - еще одна форма образного преподавания.
Великий греческий математик Евклид написал книгу, по которой античные школяры постигали
основы математики. Называлась она «Начала
геометрии». Большинство присутствующих в ней понятий классической
геометрии «отсылали» ученика к зримым,
вполне материальным образам окружающего мира. Об этом свидетельствует
происхождение терминов. Так, понятие
«линия» восходит к слову Нпшп (льняная нить), понятие «трапеция» - к слову
гарегюп, что означает «столик». За столиком такой формы греки вкушали
«трапезу».
Этот
же принцип «видимых» понятий мы по прошествии столетий
обнаружим в разработках М. Монтессори. Числа здесь изображаются бусинками,
нанизанными на проволоку. Проволока с десятью бусинками - десяток.
Плашка из десяти таких скрепленных между собой проволок - сотня. Кубик из десяти плашек
- тысяча. Чтобы «выложить» число 3452,
ребенок возьмет три кубика, четыре плашки,
пять цепочек и проволоку с двумя шариками. Примерно так же работают пособия, рассчитанные на формирование
представлений о плоских и объемных
геометрических фигурах, о точке, отрезке
ломаной. Это образы внешние - те, что педагогика традиционно' связывает с «наглядностью».
Но есть образы внутренние,
не требующие (по крайней мере, в момент
своего предъявления) зрительного ряда, но все же вос-требуемые ребенком. Это образы сказок.
Сказки
Сказки относительно недавно стали объектом внимания
ученых. Сначала литераторов (XVIII век), потом - мифологов и фольклористов (XIX век). А к середине двадцатого века их
стали изучать психологи. И тут оказалось, что
действие сказочных текстов направлено не столько
на сознательное восприятие, сколько на подсознательное усвоение. Детям потому так полезно и важно рассказывать
сказки, что они несут в себе мощный
психотерапевтический потенциал. Главное их
назначение - «питать душу».
Ребенок, как правило, не просто слушает сказку. Он ее
проживает. Такое проживание сказок может быть
связано с возвратом к сказочному сюжету на уровне активной
деятельности ребенка - рисования, лепки,
игры, театрализованного представления. Эта деятельность всегда носит для ребенка творческий характер и служит
опредмечива-нию его впечатлений, полученных в
результате знакомства со сказкой (то есть переводу
невидимых реалий в видимые). Игры по известным
сказочным сюжетам широко используются в сказкотерапии и в практике организаторов ролевых игр.
Один из широко используемых приемов развития речи детей и коррекции детских проблем связан с игровыми переделками
сказок, с сочинением сказок в соответствии со
сказочными матрицами. Этот способ впервые
использовал в работе с детьми младшего школьного возраста и подробно описал
Джанни Родари. Использование этого способа
в образовательном процессе является мощным фактором развития речи и чувства
юмора, а также «отыгрывания» внутренних конфликтов
детей. Но такая работа практически всегда несет в себе элементы пародийности на «материнскую» сказку. А это, в
свою очередь, предполагает, что участники
процесса уже «напитались» сказками, умеют
пользоваться их языком и обладают достаточно развитой фантазией. Необходимым условием пародийной работы со
сказкой является преодоление ребенком
тождества со сказочной действительностью. Оно
приходится на возраст 9-10 лет, характеризующийся становлением понятийного мышления. В этом возрасте ребенок
оказывается в состоянии понять структуру
сказки и «расчленять тело сказки» без ущерба
для развития своего внутреннего мира.
Что же
касается малышей 5-6 лет, они еще в силу психических особенностей могут
фантазировать на тему сказки и играть в нее «по
мотивам», но не готовы смеяться над сказкой. Сказка для них -это серьезно. Для
них это полноценная, полноправная реальность.
«Шляпа
волшебника»
Обучение
грамоте в рамках образного преподавания должно было бы учитывать все
перечисленные формы. Но образное обучение очень сложно поддается
описанию. Хотя помнить о нем и использовать его на занятиях с
детьми необходимо. Зато принцип построения обучения на основе
сказочных образов и видимых понятий усматривается в книге
«Азбучные сказки» достаточно легко.
А
«волшебная» сила сказки такова, что должна суметь передать читателю
игровой дух методики.
Методика
образного преподавания предполагает, что педагог, решившийся
по ней работать, умеет играть. Не «организовать игровую
деятельность», а именно погрузиться в игру, заразиться ее настроением,
ее азартом, ее интригой. Для этого недостаточно иметь перед собой тексты на
сказочной подкладке. Нужно именно уметь почувствовать, как восковой
мелок на ладони превращается в волшебную палочку. Нужно уметь
видеть, как звуки порхают, заставляя воздух вокруг дрожать от
взмахов своих крылышек. И как они застывают в образе букв, исполненных
внутренней тайны.
Гласные
звуки предоставляют педагогу прекрасную возможность связать
изучение грамоты с психогимнастикой и дыхательными упражнениями,
которые будут использоваться на протяжении всего курса «Азбучных сказок».
Что же касается упражнений на узнавание букв, они могут носить совершенно
«материальный» характер. Одна учительница, например, как-то принесла в
класс корешок растения и попросила детей отгадать, какую букву она отыскала в
лесу. Это была буква к. Точно так же можно предложить детям
отыскать букву в алюминиевой ложке. Буквы обнаружатся и в
циркуле, и в треугольнике, и в колючках кактуса.
Скоро
дети сами начнут удивлять вас своими изысканиями. Дайте им
только толчок. Кстати, обнаружится, что и сказок про буквы они знают гораздо
больше, чем вы им рассказали: то ли услышали где-то, то ли сами
придумали.
И это
очень нелохая идея - взять и вместе с детьми придумать свою
книгу «азбучных» сказок.
Педагог,
работающий с малышами, должен все время ощущать на своей голове «шляпу
волшебника» и быть готовым к тому, что из нее вылезет кролик. Чаще
всего - в виде детского вопроса. А вопрос -это всегда узенький мостик к
сотрудничеству и сотворчеству.
Будучи
увенчанным волшебной шляпой, невозможно в течение всего занятия
занимать только одну позицию - позицию сверху: ведь игра демократична
по своей природе. А потому будет правильно, если учебное
(точнее игровое) помещение превратится в сложно организованное пространство,
существовать в котором можно по крайней мере в трех позициях:
1) сидя за столами, 2) стоя (стоя очень удобно, например, рассматривать
выставку рисунков или пейзаж за окном, а также играть в мяч) и 3) сидя (или
даже лежа на животике) на ковре.
Такое
расположение, во-первых, открывает новые возможности для перемещений, т. е. для
дополнительных движений во время занятия: перейти с одного места
на другое, сесть, встать, лечь, подпрыгнуть и даже проползти (если
дети сидят на ковре, то выполняющий задание, естественно, не «выходит к
доске», а выползает на четвереньках в середину круга). А во-вторых,
разрушает представление об учебной группе как о чем-то линейно
упорядоченном и построенном в затылок друг другу. Можно, конечно, и в
затылок, если так удобнее смотреть на доску или на картину. Но, кроме
этого, можно еще и в кругу, глаза в глаза, лицом к лицу, или буквой п
(Ура! - буквой!), или парами, или микрогруппами.
Основной
эффект непростой организации пространства - разрушение казенной атмосферы и
академической холодности и, следовательно,
расширение границ возможного. А можно, например, бегать. Беготня и крик во время эстафет или других соревнований,
организованных, конечно же, с серьезнейшими образовательными целями, заряжают воздух невероятным количеством
ионов мотивации - страстного желания отдать все силы во имя освоения грамоты
или другой учебной премудрости.
Не это
ли наша заветная педагогическая мечта - пробудить в ребенке желание учиться?
На
подобных занятиях от взрослого требуется актерское мастерство,
помогающее представить сюжет, событие и даже упражнение как
составляющие игровой или сказочной действительности, а также способность
разделить с ребенком эмоцию радостного удивления.
Но если
по каким-то причинам дети в данный момент возбуждены другим происшествием,
мысли и чувства их принадлежат другому значимому для них событию,
или они сегодня настроены только играть, или только слушать и
слушать сказку, педагог должен изменить план занятия и даже
отказаться от реализации своих великих обучающих задач. Иначе он и дети
окажутся в разных плоскостях реальности, и это исключает любую возможность
сопереживания и сотворчества.
И
волшебная шляпа окажется пустой уловкой не очень умелого фокусника...
"Азбучные сказки" Марины Аромштам ищите на нашем сайте в разделе "Развивающие сказки"
|