Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 19:38

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » ВАЖНО ЗНАТЬ

К методике образного обучения грамоте

Что такое «образное преподавание»?

Образное преподавание, собственно, и сориентировано главным образом на эти формы.

Известны — а потому кажутся понятными - выражения: образная речь, образное восприятие, образное мышление. Образ обычно свя­зывается в нашем представлении с художественным началом, с ху­дожественным творчеством и, соответственно, противопоставляет­ся научному понятию. Понятие предстает осмысленным, точным, аргументированным, а образ - эмоционально-окрашенным, размы­тым, субъективным.

Согласно положениям отечественной психологии, мышление ребенка в своем развитии проходит несколько стадий: сначала ре­бенок мыслит «наглядно-действенно», затем осваивает наглядно-образное мышление и, наконец, уже в школьные годы, учится мыс­лить словесно-логически. При этом понятийное мышление приня­то рассматривать как вершину познавательного развития.

Школьные практики, как правило, тоже склонны рассматривать образное мышление как «низшую форму» умственной деятельности. И традиционное обучение в целом сориентировано на его преодоление.

Однако, вопреки распространенному в «педагогическом быту» представлению, стадии развития мышления не сменяют друг друга и не исчезают в связи с появлением новых форм. Они не только со­храняются, но продолжают развиваться. То есть должны продолжать развиваться, если не встречают на своем пути специально воздвиг­нутых педагогических баррикад.

В чем усматривают недостатки образного мышления? В том, что оно воспринимает явления действительности целостно, не расчле­няя и не выделяя их отдельных свойств. Но стоит лишь изменить точку отсчета, и эти недостатки обернутся достоинствами. Ведь имен­но в силу целостности образы содержат гораздо больше информа­ции о действительности, предметах и явлениях, чем понятия. Кроме того целостность является важным качеством научного мышления, а не только художественного. Современную науку сегодня все больше привлекает живое знание, и она все чаще пользуется для описания исследуемых процессов и явлений метафорами и образами.

Поэтому установка на преодоление образного мышления в про­цессе обучения, господствующая в современной школе, должна ус­тупить место новому подходу - развитию образного мышления, од­ним из путей которого является образное преподавание. Ведь образ как ничто другое стимулирует воображение и будит творческую фан­тазию, будит предчувствие знания.

По отношению же к маленьким детям - старшим дошкольни­кам и младшим школьникам - образное преподавание, образное преподнесение материала вообще является единственно приемле­мым для них способом обучения, так как соответствует возраст­ным особенностям их мышления.

В силу своей многомерности, многослойности образ обладает потенциалом «опережающего развития». Смыслы свернуты в нем, упакованы на разном уровне глубины. И то, что ребенок в данный момент не может воспринять с ясной осознанностью, не является для него непонятным и потому травмирующим. Оно скорее неза­метно. К образу можно возвращаться вновь и вновь - на новых возрастных ступенях, обнаруживая новые подробности и смыс­ловые оттенки.

Образное преподавание - не открытие сегодняшнего дня. Оно лишь требует более серьезного осмысления и сознательного использования педагогами. Формы же его наработаны столетиями.

Образное движение

С образным движением в качестве дидактического приема мы впервые встречаемся в фольклоре - прежде всего в материнском фольклоре и в детских народных играх. Достаточно вспомнить по-тешку «Идет коза рогатая»: она сопровождается движениями, ими­тирующими бодливую козу. Движение здесь служит средством сти­мулирования двигательной и эмоциональной активности ребенка и средством развития имитационных навыков.

В начале XX века Айседора Дункан создала школу свободного движения, куда, в отличие от традиционных балетных школ, мог поступить любой ребенок независимо от своей комплекции и хоре­ографических способностей. Свободное образное движение, счита­ла Дункан, доступно всем. Оно раскрепощает человека (ребенка) и рождает ощущение творческих сил. Образное движение с целью развития у детей музыкального чувства использовал в своей педаго­гической деятельности С.Т. Шацкий. Это были музыкальные игры, в которых требовалось движениями передавать характер музыки.

В семидесятых годах прошлого столетия образное движение в нашей стране нашло свое применение в качестве игрового приема для обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку. Впоследствии оно стало применяться более широко в детском саду и в первых классах начальной школы -для развития мелкой моторики руки, для организации так называе­мых «физкульминуток», на занятиях по обучению грамоте, счету, развитию речи. Возникла так называемая «логоритмика».

Одна из существенных задач образного движения — формирова­ние двигательного воображения, а оно является основой осмыслен­ной творческой моторики.

Есть и еще одна функция у образных движений: они позволяют превратить невидимое в видимое. Слово звучит. Но скрытое в нем значение можно сделать явным. Как в детской игре про дедушку Мазая: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем!».

«Видимые» понятия

Материализация, опредмечивание слов и понятий - еще одна форма образного преподавания. Великий греческий математик Евклид написал книгу, по которой античные школяры постигали основы математики. Называлась она «Начала геометрии». Большинство присутствующих в ней понятий классической геометрии «отсы­лали» ученика к зримым, вполне материальным образам окружа­ющего мира. Об этом свидетельствует происхождение терминов. Так, понятие «линия» восходит к слову Нпшп (льняная нить), поня­тие «трапеция» - к слову гарегюп, что означает «столик». За столи­ком такой формы греки вкушали «трапезу».

Этот же принцип «видимых» понятий мы по прошествии сто­летий обнаружим в разработках М. Монтессори. Числа здесь изоб­ражаются бусинками, нанизанными на проволоку. Проволока с де­сятью бусинками - десяток. Плашка из десяти таких скрепленных между собой проволок - сотня. Кубик из десяти плашек - тысяча. Чтобы «выложить» число 3452, ребенок возьмет три кубика, четыре плашки, пять цепочек и проволоку с двумя шариками. Примерно так же работают пособия, рассчитанные на формирование представле­ний о плоских и объемных геометрических фигурах, о точке, отрез­ке ломаной. Это образы внешние - те, что педагогика традицион­но' связывает с «наглядностью».

Но есть образы внутренние, не требующие (по крайней мере, в момент своего предъявления) зрительного ряда, но все же вос-требуемые ребенком. Это образы сказок.

Сказки

Сказки относительно недавно стали объектом внимания ученых. Сначала литераторов (XVIII век), потом - мифологов и фольклорис­тов (XIX век). А к середине двадцатого века их стали изучать психо­логи. И тут оказалось, что действие сказочных текстов направлено не столько на сознательное восприятие, сколько на подсознательное усвоение. Детям потому так полезно и важно рассказывать сказки, что они несут в себе мощный психотерапевтический потенциал. Глав­ное их назначение - «питать душу».

Ребенок, как правило, не просто слушает сказку. Он ее проживает. Такое проживание сказок может быть связано с возвратом к сказочно­му сюжету на уровне активной деятельности ребенка - рисования, лепки, игры, театрализованного представления. Эта деятельность все­гда носит для ребенка творческий характер и служит опредмечива-нию его впечатлений, полученных в результате знакомства со сказ­кой (то есть переводу невидимых реалий в видимые). Игры по изве­стным сказочным сюжетам широко используются в сказкотерапии и в практике организаторов ролевых игр.

Один из широко используемых приемов развития речи детей и коррекции детских проблем связан с игровыми переделками ска­зок, с сочинением сказок в соответствии со сказочными матрицами. Этот способ впервые использовал в работе с детьми младшего школь­ного возраста и подробно описал Джанни Родари. Использование это­го способа в образовательном процессе является мощным фактором развития речи и чувства юмора, а также «отыгрывания» внутренних конфликтов детей. Но такая работа практически всегда несет в себе элементы пародийности на «материнскую» сказку. А это, в свою оче­редь, предполагает, что участники процесса уже «напитались» сказка­ми, умеют пользоваться их языком и обладают достаточно развитой фантазией. Необходимым условием пародийной работы со сказкой яв­ляется преодоление ребенком тождества со сказочной действительно­стью. Оно приходится на возраст 9-10 лет, характеризующийся ста­новлением понятийного мышления. В этом возрасте ребенок оказы­вается в состоянии понять структуру сказки и «расчленять тело сказки» без ущерба для развития своего внутреннего мира.

Что же касается малышей 5-6 лет, они еще в силу психических особенностей могут фантазировать на тему сказки и играть в нее «по мотивам», но не готовы смеяться над сказкой. Сказка для них -это серьезно. Для них это полноценная, полноправная реальность.

«Шляпа волшебника»

Обучение грамоте в рамках образного преподавания должно было бы учитывать все перечисленные формы. Но образное обуче­ние очень сложно поддается описанию. Хотя помнить о нем и ис­пользовать его на занятиях с детьми необходимо. Зато принцип по­строения обучения на основе сказочных образов и видимых поня­тий усматривается в книге «Азбучные сказки» достаточно легко.

А «волшебная» сила сказки такова, что должна суметь передать читателю игровой дух методики.

Методика образного преподавания предполагает, что педагог, решившийся по ней работать, умеет играть. Не «организовать игро­вую деятельность», а именно погрузиться в игру, заразиться ее на­строением, ее азартом, ее интригой. Для этого недостаточно иметь перед собой тексты на сказочной подкладке. Нужно именно уметь почувствовать, как восковой мелок на ладони превращается в вол­шебную палочку. Нужно уметь видеть, как звуки порхают, заставляя воздух вокруг дрожать от взмахов своих крылышек. И как они зас­тывают в образе букв, исполненных внутренней тайны.

Гласные звуки предоставляют педагогу прекрасную возможность связать изучение грамоты с психогимнастикой и дыхательными уп­ражнениями, которые будут использоваться на протяжении всего курса «Азбучных сказок». Что же касается упражнений на узнава­ние букв, они могут носить совершенно «материальный» характер. Одна учительница, например, как-то принесла в класс корешок рас­тения и попросила детей отгадать, какую букву она отыскала в лесу. Это была буква к. Точно так же можно предложить детям отыскать букву в алюминиевой ложке. Буквы обнаружатся и в циркуле, и в тре­угольнике, и в колючках кактуса.

Скоро дети сами начнут удивлять вас своими изысканиями. Дай­те им только толчок. Кстати, обнаружится, что и сказок про буквы они знают гораздо больше, чем вы им рассказали: то ли услышали где-то, то ли сами придумали.

И это очень нелохая идея - взять и вместе с детьми придумать свою книгу «азбучных» сказок.

Педагог, работающий с малышами, должен все время ощущать на своей голове «шляпу волшебника» и быть готовым к тому, что из нее вылезет кролик. Чаще всего - в виде детского вопроса. А вопрос -это всегда узенький мостик к сотрудничеству и сотворчеству.

Будучи увенчанным волшебной шляпой, невозможно в течение всего занятия занимать только одну позицию - позицию сверху: ведь игра демократична по своей природе. А потому будет правильно, если учеб­ное (точнее игровое) помещение превратится в сложно организованное пространство, существовать в котором можно по крайней мере в трех позициях: 1) сидя за столами, 2) стоя (стоя очень удобно, например, рассматривать выставку рисунков или пейзаж за окном, а также играть в мяч) и 3) сидя (или даже лежа на животике) на ковре.

Такое расположение, во-первых, открывает новые возможности для перемещений, т. е. для дополнительных движений во время за­нятия: перейти с одного места на другое, сесть, встать, лечь, под­прыгнуть и даже проползти (если дети сидят на ковре, то выполняю­щий задание, естественно, не «выходит к доске», а выползает на чет­вереньках в середину круга). А во-вторых, разрушает представление об учебной группе как о чем-то линейно упорядоченном и построен­ном в затылок друг другу. Можно, конечно, и в затылок, если так удобнее смотреть на доску или на картину. Но, кроме этого, можно еще и в кругу, глаза в глаза, лицом к лицу, или буквой п (Ура! - буквой!), или парами, или микрогруппами.

Основной эффект непростой организации пространства - разру­шение казенной атмосферы и академической холодности и, сле­довательно, расширение границ возможного. А можно, например, бегать. Беготня и крик во время эстафет или других соревнований, организованных, конечно же, с серьезнейшими образовательными целями, заряжают воздух невероятным количеством ионов мотива­ции - страстного желания отдать все силы во имя освоения грамоты или другой учебной премудрости.

Не это ли наша заветная педагогическая мечта - пробудить в ре­бенке желание учиться?

На подобных занятиях от взрослого требуется актерское мастер­ство, помогающее представить сюжет, событие и даже упражнение как составляющие игровой или сказочной действительности, а также способность разделить с ребенком эмоцию радостного удивления.

Но если по каким-то причинам дети в данный момент возбужде­ны другим происшествием, мысли и чувства их принадлежат друго­му значимому для них событию, или они сегодня настроены только играть, или только слушать и слушать сказку, педагог должен изме­нить план занятия и даже отказаться от реализации своих великих обучающих задач. Иначе он и дети окажутся в разных плоскостях реальности, и это исключает любую возможность сопереживания и сотворчества.

И волшебная шляпа окажется пустой уловкой не очень умелого фокусника...

"Азбучные сказки" Марины Аромштам ищите на нашем сайте в разделе "Развивающие сказки"

Категория: ВАЖНО ЗНАТЬ | Добавил: admin (03.05.2012)
Просмотров: 1734 | Теги: методист ДОУ, дети раннего возраста в детском сад, дети дошкольного возраста, диагностика, детский сад, методические рекомендации для воспи, обучение | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru