Начинайте читать малышу,
когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте
ритуал «чтения после обеда» или «на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям,
по очереди — к взаимному удовольствию.
Воспользуйтесь
психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь
на самом интересном месте («Ах, прости, я должен уйти, мы остановились вот тут»)
и оставьте ребенка наедине с книгой... А через некоторое время спросите: «Ну,
расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!».
Сами читайте «про себя» у
него на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так
возникает желание тоже познать это удовольствие.
Смиритесь с тем, что он будет
читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Предложите ему
попробовать самому сочинить истории в картинках.
Подпишите его на какой-нибудь
журнал о футболе, конном спорте, о том, что ему больше по душе. Журнал
выглядит менее внушительно, чем книга.
Спросите у его друзей, что
они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы
родителей.
Пробуйте разные жанры: юмор,
детективы, фантастику, сентиментальные истории... Может быть, он просто еще не
нашел то, что ему по вкусу.
Устройте небольшую
библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.
Запишите его в детскую или
районную библиотеку. Библиотекари помогут сделать выбор.
10. Ходите вместе в книжный
магазин — тогда, когда там не очень много народу. Если ребенок выберет книгу,
которая вас почемулибо не устроит, идите на компромисс: мы купим ее, и ты сам
будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне. 11. Никогда не заставляйте
дочитывать книгу, над которой он скучает. Не задавайте вопросы для контроля:
«Как ты понял?», «Что тебе понравилось?». Формулируя свои читательские впечатления,
дети обедняют их, превращают в схемы.
* * *
Дети, которые легко читают от
природы, многому учатся, в школе они становятся более успешными учениками, так
как в сравнении с другими детьми у них в большей степени обнаруживается
активное и пассивное владение языком.
|