1.
Первое детство - от 0 до 7 лет. Самое легкое и эффективное время для воспитания
ребенка. Воспитание только семьей. Какова семья, таково и воспитание.
2.
Второе детство - от 8 до 11 лет. Bpeмя интеллектуального
развития ребенка при взаимодействии семьи и окружающего мира.
Последний период легкого эффективного воспитания ребенка.
3.
Отрочество - от 12 до 16 лет. Развитие сферы пола и уход из семьи. Внесемейное
важнее семейного. Это стадия «блудного сына».
Семья, прежде всего, должна думать о
том, чтобы подростка ничто не гнало из семьи. Семья - пример для подростка,
мудрый советчик и руководитель. Главное - любить, уважать его, молиться за него
и предоставлять ему возможность
реализовывать себя в хорошем кругу сверстников.
4.
Юность - от 17 до 21 года. Задача семьи - поддержать высоту устремлений и
приложения сил юности. Опасность - растрата сил юности на прожигание жизни.
Воспитание реальной жизнью. Важность опытного руководства и дисциплины вне
семьи.
ТИПЫ
ВОСПИТАНИЯ
Предлагаем
описание несколько типов отношений родителей и подростков:
1.
Эмоциональное отвержение. Обычно оно
скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как
недостойное чувство, безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с
помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.
2.
Эмоциональное потворство. Ребенок
- центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу «кумира
семьи». Любовь тревожна и мнительна, ребенка
демонстративно ограждают от «обидчиков». Поскольку
исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут
проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
3.
Авторитарный контроль. Воспитание
- главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в
запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного
эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения.
Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые
формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.
4.
Потворствующее невмешательство. Взрослые,
принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими
принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок
предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.
Сами
подростки оптимальной модели воспитания
считают демократичное воспитание, когда нет превосходства
взрослого.
Когда
вам беды застят свет
И
никуда от них не деться,
Взгляните,
как смеются дети,
И
улыбнитесь им в ответ.
И
если вас в тугие сети.
Затянет
и закружит зло,
Взгляните,
как смеются дети,
И
станет на душе светло.
Я
сына на руки беру.
Я
прижимаю к сердцу сына.
Я
говорю ему: «Спасибо,
За
то, что учишь нас добру!»
А
педагогу только годик,
Он
улыбается в ответ.
И
доброта во мне восходит,
Как
под лучами первый цвет,
Андрей
Дементьев
|