Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 11:57

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » ВАЖНО ЗНАТЬ

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников. Знакомство детей с искусством

Программные требования

Раздел «Художественно-эстетическое воспитание» включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание, культурно-досуговую деятельность.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях.

• Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

• Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.

• Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.

• Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способст­вующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

• Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.

• Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.

• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

• Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.

• Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей. Неоценимое значение в эстетическом воспитании имеет искусство, как классическое, так и народное. Оно должно входить в жизнь детей с раннего возраста. В дошкольном учреждении произведения искусства используются в трех направлениях.

• Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство — как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.

Первое направление — искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.

Второе направление — искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства, с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы действительности.

Третье направление — искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного   творчества.   Образы   искусства   являются эталонами прекрасного.

 

Знакомство с искусством

Ознакомление детей с искусством требует специальной подготовки, которая включает расширение знаний педагогов и родителей в области искусства (чтение специальной искусствоведческой литературы, справочников) и подбор иллюстративного материала (репродукции, фотографии, изделия народных мастеров и т. д.).

Для того чтобы правильно организовать первое посещение музея или театра и в дальнейшем походы в музеи, театры и на выставки стали доброй традицией как детского сада, так и семьи, педагогам и родителям следует прежде самим ознакомиться с основными понятиями того или иного вида искусства, а затем — в доступной форме — рассказать детям о том, что такое портрет, картина, натюрморт, пейзаж, мольберт; арка, балкон; композитор, архитектор, художник, поэт, писатель, певец, актер, исполнитель и т. п. Детей необходимо спросить, бывали ли они в музее, театре, цирке, на выставке; выявить круг их интересов; определить, что они хотели бы узнать, где побывать. Этот этап работы можно провести в форме беседы с ребенком или группой детей, задавая им вопросы: «Любите ли вы рисовать? Какие названия цветов вы знаете? Как называется профессия человека, который сочиняет стихи? Видели ли вы кукольный спектакль в театре? Были ли в музее, на выставке?». И так далее.

Целенаправленная работа по ознакомлению с искусством начинается со второй младшей группы, но это не означает, что в предшествующий период в этой сфере ничего не делается: работа по сенсорному развитию, ознакомлению с окружающим миром, художественной литературой, музыкой составляет, по сути, подготовительный этап ознакомления с искусством

К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки, заучивает песенки-потешки, учится отгадывать загадки, знакомится с книгой и правилами обращения с ней, рассматривает   иллюстрации,   учится   сравнивать   реальную действительность с ее изображениями на картинках, рассматривает пейзажи, вместе с воспитателем вспоминает, что видел на прогулке. Детей этого возраста знакомят с народной игрушкой, игрушкой — забавой из дерева (пирамидки, матрешки, мисочки, богородская игрушка), дают малышам возможность действовать с ними (рассматривать, разбирать, складывать).

В возрасте 1,5-2 лет можно организовать первое посещение выставки елочных украшений, игрушек, цветов. С двух лет малышам дома или в группе детского сада можно показывать кукольный театр — сначала при свете, а потом в полумраке. Для показа целесообразно отбирать знакомые детям игрушки и разыгрывать мини-спектакли как по сказкам, так и на основе житейских ситуаций. Постепенно к показу можно при­влекать самих детей: они уже в состоянии оказать взрослому посильную помощь.

В группе можно устроить выставку репродукций, народных игрушек, работ детей подготовительной к школе группы, то есть начать целенаправленно готовить малышей к посещению выставок, музеев, театров.

В дошкольном учреждении целесообразно устроить постоянную выставку детских работ, организовать специальные помещения «Русская изба», «Комната отдыха», «Комната сказок» и т.д., где можно проводить интегрированные занятия по ознакомлению с искусством (в них могут быть задействованы разные виды искусства, средства выразительности, раскрывающие заданную тему). Кроме того, в группе необходимо организовать уголок (зону искусства), где постоянно будут находиться различные произведения искусства, в том числе те, с которыми дети знакомятся на занятиях. Обязательно должны быть созданы условия (художественная среда) для игр, игр-драматизаций, самостоятельной художественной деятельности детей с разными видами материалов, в которую по мере необходимости включается воспитатель.

Соприкосновение с искусством оказывает на ребенка сильное эмоциональное воздействие. Обычно после спектакля, посещения музея, чтения книг и т. д. дети стремятся подражать актерам, певцам, танцорам, артистам цирка и т. д. Взрослый должен умело руководить их действиями, чтобы не погасить интерес, поддержать его. Для этого целесообразно организовать игры в балет, кукольный театр и т. п., провести занятие с целью обогащения знаний детей в той или иной художественной области, развития изобразительных, музыкальных способностей (допускается выход за рамки обозначенных в программе целей и задач).

Таким образом, ознакомление с искусством в детском саду начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.

Цель художественного воспитания — эстетическое и художественное развитие детей дошкольного возраста.

Задачи художественного воспитания — развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи: приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ худо­жественно-эстетической культуры личности.

Содержание художественного воспитания включает в том числе знания и умения в области народного искусства, знакомство с фольклором (сказки, загадки, песенки-потешки, народные песни, танцы и хороводы), народными музыкальными инструментами, изделиями художественных промыслов, народным костюмом, а также участие в подготовке и проведе­нии народных праздников.

Знакомство с народным искусством предполагает учет региона, в котором расположено дошкольное учреждение, национальный состав в группе и в регионе. Постепенно диапазон народных художественных промыслов расширяется. В старшей и подготовительной к школе группах детей знакомят с искусством народов мира.

Для восприятия и понимания детям наиболее доступны народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), народные игрушки-забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети легко могут действовать, а также народные детские песенки, песенки-потешки, хороводы, народные игры и т. д.

На занятиях следует использовать все виды народного искусства; обыгрывать рассказы о родной природе, животных; показывать предметы народного быта, рассматривать народный костюм. Во время лепки или плетения можно предложить детям петь народные песни; необходимо также активно использовать народные игры.

На занятии по ознакомлению с народным искусством, во второй его части—после рассказа и показа, воспитатель предоставляет детям возможность заняться продуктивной деятельностью: украсить бумажные игрушки, чашки, ложки, костюм (сарафан, рубашка) в соответствии с особенностями какого-либо промысла (гжель, хохлома, городец), регионального искусства; можно изготовить подарки родным, друзьям и расписать их.

В старшей и подготовительной к школе группах детям читают произведения зарубежных авторов, поэтому целе­сообразно познакомить их с обычаями, культурой разных народов; вместе с тем формирование основ художественно-эстетической культуры предполагает знакомство детей прежде всего с культурой родного народа: его традициями, бытом, кос­тюмом. Это направление работы занимает значительное место в старшей и подготовительной к школе группах: дети участвуют в фольклорных праздниках, учатся играть на народных инструментах, осваивают народные танцы и пляски.

Дав детям первоначальные представления о народном искусстве, можно переходить к знакомству с профессиональным искусством: историей появления и развития разных его видов, их видовыми особенностями и жанрами. Эта работа должна опираться на знания и умения детей, полученные ими в процессе знакомства с природой, окружающей действительностью, художественной литературой и т. д., потому что любой творец так или иначе создает в своих произведениях образы действительности.

Ознакомление детей с искусством начинают с наиболее доступных его видов: литературы, музыки, живописи, театра, цирка. Это вызывает их живой интерес, развивает их чувства, эмоции.

На занятиях воспитатель вместе с детьми рассматривает произведения живописи, проводит беседы об основных изобразительных (карандаш краски) и выразительных средствах (цвет, форма, величина, пространство). Для рассматривания подбирают произведения живописи, созданные в реа­листической манере. Их можно объединить по темам: «Дерево», «Роща», «Осень», «Зима» и т. п. Чтобы сделать процесс восприятия более ярким и эмоциональным, его надо сопровождать чтением стихов и прозаических произведений, прослушиванием отрывков из музыкальных произведений.

По каждому виду искусства необходимо провести несколько мини-занятий, занятий-ситуаций. Детей постепенно подводят к выводу: одно и то же явление может быть по-разному изображено разными авторами и в разных видах искусства. С этой целью и проводятся интегрированные занятия по разным темам (например, «Елка», «Осень», «Весна», «Цветы» и г. д.) с использованием произведений разных видов искусства (литература, музыка, живопись). Цель этих занятий — показать, что каждый вид искусства имеет свои средства передачи (слово, звук, цвет и пространство).

Чем старше дети, тем подробнее следует анализировать произведения искусства, расширять их число, знакомить с новыми художниками, учить сравнивать произведения разных художников, выделять из них уже знакомые.

Детей знакомят с книжной графикой, с художниками-иллюстраторами, постепенно углубляя их знания о книге, о библиотеке. Важно, чтобы дети знали не только художников-классиков (И. Билибин, В. Конашевич, А. Пахомов, Е. Рачев и др.), но и современных художников (В. Зотов, П. Митурич, Л. Ток­маков и др.). Естественно, не следует забывать о региональных художниках, музыкантах, мастерах народного искусства.

Дошкольников следует знакомить с различными творческими   профессиями:   архитектор,  композитор,   актер, певец, артист цирка, поэт, писатель и т. д. Эту работу строят таким образом: детям рассказывают об особенностях профессии, дают ее название (например, архитектор), объясняют основные функции (создает проекты зданий, мостов), называют действие (чертит, рассчитывает), показывают предметы, которые помо­гают в работе (карандаш, бумага, циркуль и т. д.).

Детей целесообразно познакомить с историей появления музыкальных инструментов, карандаша, красок и т. п., подчеркнуть значимость всех творческих профессий для людей: их произведения приносят радость и удовольствие, развивают вкус, позволяют познавать мир, пробуждают в душе лучшие человеческие чувства. Созданные художниками, музыкантами, писателями и т. д. произведения нужно беречь, чтобы передать следующим поколениям.

Воспитатель подводит детей к пониманию назначения библиотеки, музея, театра, знакомит с правилами поведения в них. Эту работу необходимо проводить совместно с семьей.

Так, работа по теме «Кукольный театр» осуществляется следующим образом.

• Показ кукольного театра в группе (при свете и в полутьме).

• Рассматривание атрибутов кукольного театра.

• Беседа о кукольном театре, рассказ о правилах поведения в театре.

• Драматизация сказок.

• Чтение детям произведения А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

• Посещение театра.

• Обсуждение с детьми спектакля.

• Рисование на тему спектакля.

Перед посещением выставки желательно организовать какую-либо выставку в дошкольном учреждении и провести экскурсию, назвать ее тему, предложить детям рассказать, какие экспонаты (предметы, картины) на ней представлены, кто их автор и т. п.

К первому посещению музея детей необходимо готовить. Целесообразно провести его после того, как дети побывают в театре, или на выставке, или в цирке. Это позволит воспитателю более четко определить назначение музея, объяснить правила поведения в нем, подчеркнуть роль экскурсовода.

У детей старшего дошкольного возраста углубляют знания о разных видах искусства: учат сравнивать живопись и скульптуру, музыку и литературу; знакомят с жанрами изобразительного искусства, расширяют представления о театре (драматический, музыкальный), балете (спектакль без слов, музыка, движение, жест), кино- и мультфильмах (посещение кинотеатра).

Таким образом, ознакомление с искусством предполагает приобщение детей к народному и профессиональному искусству, к профессиям и учреждениям культуры (музей, театр, цирк, выставка).

Можно проводить специальные занятия по ознакомлению с искусством, включать эту работу в занятия по изобразительной и музыкальной деятельности, знакомству с литературой и развитию речи. Доступные детям сведения об искусстве обязательно должны закрепляться в мини-ситуациях, играх и самостоятельной творческой деятельности как на занятиях, так и вне их.

Можно познакомить детей с понятиями «шедевр», «памятник культуры», расширить их познания в архитектуре, познакомить со спецификой храмовой архитектуры, средствами украшения зданий, участка (интерьер, ландшафт), рассказать о работе дизайнера.

Особый интерес у детей вызывает художественная фотография; в дошкольном учреждении целесообразно устраивать выставки фотографий «Мой друг», «Я в детском саду» и т. д.

Детей старшего дошкольного возраста знакомят с историей искусства. В дидактических играх закрепляют знания о поэтах и писателях, художниках, композиторах («Узнай по узору», «Кому это нужно», «Угадай и назови», «Чудесный домик» и т. п.). Например, игру «Чудесный домик» организуют так: изготовляют домик с четырьмя окошками. Сзади делают вставки    с    изображением    предметов,    игрушек,    героев произведений — так чтобы они были видны в окошко. Ребенку нужно назвать, кто (что) изображен в каждом окошке, а затем выполнить задание: спеть песенку.

Сегодня дети приходят в детский сад в 3, 5 и даже в 6 лет. Это необходимо предусматривать в работе: объем знаний, полученных в младших и средней группах, должен быть обобщен и повторен в старшей группе.

Занятия по ознакомлению с искусством не имеют строгой структуры. Прежде всего они не должны быть длительными: 12-15 минут, не более.

 В занятие обязательно включается беседа (а не лекция), то есть рассказ воспитателя должен сопровождаться вопросами для активизации знаний и опыта детей. Рассказ должен иллюстрироваться показом предметов, репродукций и т. п., специально подобранных для занятия. Восприятие и по­нимание материала облегчаются, если на занятии используются художественная литература и музыка.

Знакомство с видами искусства можно разбить на следующие этапы.

• Общее знакомство с видом искусства (что такое музыка, литература, архитектура и т. д.; показ, слушание произведений или исполнение их взрослым, детьми; выделение основного средства выразительности, например, звука, слова, движения, цвета).

• Рассказ об истории возникновения того или иного вида искусства (о его выдающихся представителях, о творческих профессиях).

• Рассказ о материалах и предметах, использующихся для создания образа, их показ (выделение средств выразительности).

• Показ произведений данного вида искусства (форми­рование представления о том, что у каждого из них есть автор, название; показ отличительных особенностей данного произведения).

• Знакомство с произведениями разных авторов, тво­ривших в одном и том же виде искусства (сравнение средств выразительности, используемых разными авторами; показ многообразия изображений предмета или явления в данном виде искусства, концентрация внимания на сходстве и различии произведений).

•Сравнение разных произведений искусства, выделение особенностей изображения предметов и явлений в разных видах искусства.

• Подведение детей к выделению произведений искусства в окружающем мире; объяснение необходимости их сохранения (библиотека, музей, театр) и бережного отношения к ним.

• Таким образом, ознакомление с искусством начинается с отдельных его видов и жанров, наиболее доступных детям, с реализации способностей детей в разных видах творческой деятельности. По мере расширения знаний об искусстве детей учат сравнивать произведения одного и разных жанров, а также произведения разных видов искусства. Завершается работа формированием понятия «искусство» как отражения окружающего мира в художественных образах.

Эстетическая развивающая среда Особое внимание уделяется созданию эстетической развивающей среды во всех помещениях дошкольного учреждения и на занятиях по всем разделам воспитательно-образовательной работы. Особенности развивающей эстетической среды на занятиях определяются следующими факторами: содержанием и методикой проведения занятий, местом их организации (групповое помещение, зал, участок детского сада, студия), возрастными особенностями детей.

Развивающая среда включает наглядные материалы и пособия, которые используются для расширения и уточнения представлений о предметах и явлениях, которые детям предстоит изобразить, для развития образного восприятия, овладения средствами выразительности изображения; эстетическую среду составляют также изобразительные материалы и оборудование для рисования, лепки, аппликации; особенности рабочей зоны. Все это должно быть продумано с позиции соответствия не только решаемым задачам, но и требованиям красоты. Среда должна развивать эстетические чувства,   вызывать   желание   заниматься   изобразительной деятельностью, конструированием, формировать стремление бережно относиться ко всему, что окружает детей на занятии.

Эстетически организованная среда в каждой группе должна обладать индивидуальными чертами, характе­ризующими возрастные особенности воспитанников и стиль группы как помещения, где живут, играют и занимаются дети. Среда группы должна включать специфические по содержанию предметы, которые должны быть взаимосвязаны и характеризовать именно эту или иную группу.

Важно формировать у детей представление о том, что среда должна быть динамичной (изменяемой) и вариантной. Поэтому, включая детей в процесс организации среды и ее изменения, педагог советуется с детьми, обсуждает возможные варианты и ненавязчиво формирует у детей эстетические пред­ставления об окружающем. Следует при этом спрашивать детей о том, что им нравится в оформлении группы, физкультурного и музыкального зала, участка и других зон среды, а что не нравится, подводить к объяснению причины: почему не нравится и как можно изменить. При этом тактично подводить к пониманию того, что красиво, а что не очень, что можно сделать, а что делать нецелесообразно. Не нужно отрицать предложения детей, а обсуждать их, подчеркивая уважение к мнению каждого воспитанника.

В организации среды для занятий изобразительной деятельностью предусматривают использование произведений изобразительного искусства, в том числе народного. Вместе с тем необходимо во всем соблюдать меру.

Развивающую эстетическую среду образуют и творческие работы детей. Их следует выставлять в групповом помещении, студии, зале. Такая среда имеет огромное воспитательное значение. Дети, увидев свои рисунки (лепку, аппликацию) среди работ своих товарищей, получают возможность сравнить их. Кроме того, они чувствуют себя комфортнее уже оттого, что и их работа выставлена среди других.

В процесс создания эстетической развивающей среды надо активно включать детей. Воспитателю следует советоваться с ними о том, где лучше разместить тот или иной уголок, как его обставить, какие предметы могут быть включены в разные уголки (книжный, изобразительный, природный и т.д.). Активное участие детей в создании среды способствует их эстетическому развитию, формированию инициативности и творчества. Кроме того, приняв участие в организации среды, дети будут более бережно к ней относиться. У них будет вырабатываться положительное отношение к усилиям других и к собственным усилиям.

Эстетически оформленная среда рассматривается нами широко. Для художественно-эстетического воспитания большое значение имеет окружающая среда дошкольного учреждения в целом, то есть оформление всех его помещений, организация и оборудование участка, где гуляют, играют и занимаются дети. Важна и среда вне дошкольного учреждения: природные объекты, жилые дома, другие сооружения; при этом воспитатель должен сам уметь видеть красоту и показать ее детям.

Категория: ВАЖНО ЗНАТЬ | Добавил: admin (09.01.2012)
Просмотров: 16454 | Теги: диагностика, детский сад, методические рекомендации для воспи, обучение, методист ДОУ, воспитание, дети дошкольного возраста, подготовка к школе | Рейтинг: 4.0/3
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 9
    Гостей: 9
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru