Термин "раннее развитие” знаком наверное всем
кто имеет хоть какое то отношение к педагогике.
Многие родители начинают заниматься с малышом
дома, но далеко не у каждой мамы хватает терпения,
а зачастую и знаний. Таланта на регулярные,
грамотно построенные, но при этом увлекательные
занятия.
Многие родители стараются определить ребёнка в
ясли после года по ряду экономических причин.
Другая группа родителей желает оставлять малыша
дома как можно дольше но при этом считают
необходимым обеспечить ребёнку регулярные
занятия и общение со сверстниками.
Ну что ж. Спрос рождает предложение, и сейчас у
родителей нашего города уже есть выбор – отдать
своего годовалого малыша в ясли, пригласить няню
или же пойти на занятия в Клуб для малышей.
Клуб для малышей существует на базе Центра
развития ребёнка, детского сада №57 "Одуванчик,
города Нерюнгри три года. Клуб посещают малыши в
возрасте от 10 месяцев до 2 лет. Клуб работает два
дня в неделю (суббота, воскресенье), с 10 до16 часов.
Посещение клуба платное, стоимость одного дня
занятий 25 рублей
Основные направления работы клуба:
- Повышение качества жизни детей преддошкольного
возраста.
- Развитие новых форм взаимодействия семьи и
детского сада.
- Разработка и апробация современных моделей
воспитания и развития детей.
- Обеспечение благоприятных условий для
адаптации детей к условиям ДОУ.
- Педагогическое просвещение родителей.
Посещают клуб малыши вместе с мамами. Мамы
выбирают наиболее удобное для своего малыша
время. С учётом этого времени комплектуется
несколько подгрупп, с каждой из которых
проводятся отдельные занятия. В одной подгруппе
от 5 до10 детей. К услугам маленьких посетителей
две комнаты: игровая и комната отдыха (в будние
дни это обычная группа раннего возраста). Первая
оборудована для подвижных игр и занятий:
пластмассовый домик, лесенки и горки, стеллажи с
игрушками. Во второй можно уединиться и
отдохнуть или же просто поползать. Оборудован
уголок и для мам с уютными пуфиками, здесь всегда
есть интересные журналы, папки-советы для
родителей.
Работа в клубе строится следующим
образом:
Каждая встреча посвящается одному из
направлений в развитии малышей - сенсорике,
музыке, речевому развитию и.т.д. В соответствии с
основной темой встречи оформляется среда
игровой, подбирается стимулирующий материал для
занятий, консультативный материал для родителей.
Все занятия носят интегрированный характер,
дополнены ритмическими упражнениями, музыкой,
пальчиковой гимнастикой.
Вместе с малышами на занятиях присутствуют и
родители.
Обеспечивается консультативная помощь
психолога и логопеда.
Наряду с общими занятиями родители могут
выбрать дополнительную методику для занятий с
ребёнком: обучение чтению по методике
Н.А.Зайцева, индивидуальные занятия по методике
М.Монтессори.
Продолжительность занятий индивидуальна и
зависит от степени активности каждого ребёнка.
После окончания занятия малыш сам выбирает себе
занятие по душе, опытный педагог и мама лишь
направляют и поддерживают его.
Нами были выбраны следующие
основные направления в развитие малышей:
- Сенсомоторное развитие.
- Речевое развитие.
- Музыка.
- Развитие творческих способностей (лепка,
рисование).
- Развитие движений.
- Интеллектуальное развитие.
В течение встречи к услугам малышей большое
количество строительного материала,
плескательницы, сухой бассейн и аквариумы.
После нескольких совместных встреч мамы могут
оставить малыша на некоторое время одного.
Перед началом занятий родители знакомятся с
группой и педагогами, выбирают наиболее удобное
время для посещений клуба. Заполняют анкету –
знакомство, которая позволяет поближе
познакомиться с малышом и его семьёй. Учесть
пожелания родителей.
Каждая встреча имеет следующую
структуру:
- Ритуал приветствия.
- Работа с подгруппой.
- Свободная деятельность.
- Индивидуальная работа.
- Занятие по выбору родителей.
- Консультация для родителей.
Примерное содержание Цель: Создание атмосферы доверия и
психологического благополучия, знакомство с
детьми
"Знакомство”
Педагог предлагает родителям и малышам занять
удобное положение на ковре.
Педагог под музыкальное сопровождение
начинает речетативом проговаривать считалку
знакомство.
В нашей группе, в нашей группе
Много маленьких ребят,
Много маленьких ребят,
Рядом с мамами сидят,
Есть и Машенька,
Есть и Сашенька (называет поочерёдно всех
детей)
Затем предлагает мамам и малышам договорить
самим имя и повторно исполняет считалку.
"Поиграем”
Педагог поочередно раздаёт малышам небольшие
игрушки, приговаривая:
Вот для Маши погремушка,
Вот для Саши погремушка (поочерёдно всем детям).
Стимулирует детей договаривать собственное
имя и имена других детей.
В заключение хвалит детей и предлагает
поиграть погремушками.
Упражнения с погремушками
- "Звеним громко”
- "Звеним тихо”
- "Стучим погремушкой по ладошке”
"Индивидуальная работа”
Свободная деятельность детей по выбору.
Индивидуальные занятия по выбору родителей.
Важнейшим аспектом работы Клуба является
обеспечение благоприятных условий для адаптации
ребёнка к условиям ДОУ. Занятия в клубе позволяют
малышам не только полноценно развиваться, но и
постепенно привыкнуть к условиям ДОУ. Работа в
данном направлении ведётся не только с малышами ,
но и с родителями . Консультации, советы
специалистов позволяют родителям в полной мере
осознать важность нового этапа в жизни малыша.
Преодолеть собственные страхи. В завершение
работы психолог совместно с педагогом по желанию
родителей проводит диагностику готовности
малыша к поступлению в ДОУ. Готовность
определяется с помощью заполнения анкеты.
Оцениваются следующие параметры: поведение,
нервно-психическое развитие, личностное
развитие, игровая деятельность, общение.
Психолого – педагогические
параметры
определения готовности поступления ребёнка
в дошкольное учреждение
Параметры |
Дополнительный
вопрос
к матери ребенка |
Оценка в баллах или
словесно |
1 |
2 |
3 |
I. Поведение |
1.1. Настроение
Бодрое, уравновешенное
Раздражительное, неустойчивое
Подавленное |
Какое из перечисленных
настроений преобладает? |
3
2
1 |
1.2. Засыпание
Быстрое (до 10 мин)
Медленное
Спокойное
Неспокойное
С дополнительными воздействиями
Без дополнительных воздействий |
Как засыпает ваш ребенок? Что
вы делаете, чтобы ребенок заснул? |
3
2
3
2
2
3
|
1.3. Продолжительность
сна
Соответствует возрасту
Не соответствует возрасту |
Какова длительность сна? |
3
1 |
1.4. Аппетит
Хороший
Избирательный
Неустойчивый
Плохой |
Какой аппетит у вашего ребенка? |
4
3
2
1 |
1.5. Отношение к высаживанию на
горшок Положительное
Отрицательное |
Как относится ваш ребёнок к этой
процедуре? |
3
1 |
1.6. Навыки опрятности
Просится на горшок
Не просится, но бывает сухой
Не просится, ходит мокрый |
c |
3
2
1 |
1.7. Отрицательные
привычки
Есть (какие?)
Нет |
Сосет пустышку, палец,
раскачивается и т.д.? |
1
3 |
Итого |
II. Нервно –
психическое развитие |
Возраст 1г. 6 мес. – 1 г. 9 мес. Понимание
речи
Движения
Игра
Навыки гигиены
Возраст 1 г. 9 мес.- 2 г.
Понимание речи
Активная речь
Игра
Навыки гигиены |
(заполняется
педагогом адаптационной группы)
Выявляется методом диагностики |
Соответствует возрасту – 3б Ниже
на один эпикризный срок – 2б
Ниже на 2-3 эпикризных срока – 1б
|
III. Личность |
Проявление
познавательных потребностей
(по наблюдениям матери и педагогов
адаптационной группы) |
3.1. В повседневной
жизни
Проявляет познавательные потребности
Проявляет недостаточно
Не проявляет |
c |
3
2
1 |
3.2. Интересуется игрушками,
предметами – дома и в новой обстановке Да
Нет
Иногда |
c |
3
1
2 |
3.3. Проявляет интерес к действиям
взрослых Да
Нет
Иногда |
c |
3
1
2 |
3.4. Любит заниматься: внимателен,
активен, усидчив Да
Нет
Иногда |
c |
3
1
2 |
3.5. При совместной
деятельности со взрослыми
Проявляет интерес, активность
Проявляет недостаточно
Не проявляет |
c |
3
2
1 |
3.6. Уверенность в себе
Есть
Не всегда
Нет |
c |
3
2
1 |
3.7. Положительная
реакция на оценку собственной деятельности
Да
Не всегда
нет |
c |
3
2
1 |
3.8. Опыт разлуки с
близкими
Перенес разлуку сравнительно легко
Тяжело |
c |
3
2 |
3.9. Аффективная привязанность к
кому – либо из взрослых Есть
Нет |
c |
1
3 |
Итого |
IV. Игра |
4.1. Инициативность в
игре
Умеет сам себе найти дело:
Да
Нет |
c |
3
1 |
4.2. Есть фаза подготовки игры
Самостоятельно С помощью взрослого |
c |
32 |
4.3. Проявляются элементы
воображения Да
Нет |
c |
3
1 |
4.4. Самостоятельность
в игре
Умеет играть самостоятельно в отсутствие
взрослого
Не всегда
Не играет сам |
c |
3
2
1 |
Итого |
V. Общение |
5.1. Инициативность во
взаимоотношениях со взрослыми Вступает в
контакт по своей инициативе
Сам не вступает в контакт |
c |
3
2 |
5.2. Инициативность во
взаимоотношениях с детьми Вступает в контакт
по своей инициативе
Сам не вступает в контакт |
c |
3
2 |
5.3. Социальные связи с педагогами
и детьми Легко идет на контакт со взрослыми
Избирательно
Трудно |
c |
3
2
1 |
5.4. Легко вступает в контакт с
детьми Избирательно
Трудно |
c |
32
1 |
5.5. Наличие опыта совместной
деятельности со взрослыми Есть
Недостаточно
Нет |
c |
3
2
1 |
Итого |
Всего баллов |
Оценка каждого параметра позволяет не только
спрогнозировать трудности будущей адаптации, но
и наметить индивидуальную развивающую работу.
Оценка результатов:
- 70 - 85 баллов – ребёнок готов к поступлению в ДОУ;
- 40 - 69 баллов – готов относительно;
- 39 баллов и ниже – не готов.
|