Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики
является народное педагогическое творчество, которое в прошлом нашего общества
имело большое значение.
В XX веке отечественные ученые педагоги стали
основательно изучать народную педагогику. В исследованиях Константинова,
Мединского, Струнинского, Шабаевой и других рассматривается роль народной
педагогики в развитии человеческой культуры.
В последнее время народная педагогика является
предметом подлинного научного исследования.
В настоящие время этно-педагогические проблемы
привлекают внимание все большего круга исследователей: этими проблемами
занимаются профессора: Афанасьев, Гордин, Волков, Эльдаров, Арутюнян и другие.
Важнейшими воспитательными средствами служат разные
формы устного народного творчества.
Народная педагогика использует в качестве основных
средств воспитания все компоненты народной культуры.
Ведущим компонентом народной культуры является
-фольклор.
Фольклор имеет ярко выраженную эстетическую
направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было
продиктовано великой заботой о молодежи - своем будущем. С незапамятных времен
живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки».
Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку Рябу,
козу-дерезу, репку.
От поколения к поколению переходят забавные считалки,
дразнилки, скороговорки и т.д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими
образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое,
жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что
красиво и что не красиво.
Произведения, созданные специально для детей,
составляют особую область народной поэзии - детский фольклор.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил
известный педагог К. Д.Ушинский.
В 60-х г. XIX в. в журнале «Учитель» появились
публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения
физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание
народных произведений для детей. Первый сборник детских произведений - П.
Бессонова «Детские песни» - был издан в 1868 г. и содержал девятнадцать игр с
песнями и 23 считалки. Затем вышли в свет сборники детского фольклора Е.А.
Покровского и П.В. Шейна, составившие фундамент последних теоретических работ.
В 1921 г. в Русском географическом обществе (РГО) была
учреждена комиссия по детскому фольклору, быту и языку.
В 1920 г. появились первые исследования детского
фольклора и сам термин, предложенный Г.С. Виноградовым.
В 1960 г. русский детский фольклор изучал М.Н.
Мельников. В современной науке о детском фольклоре обозначились два
проблемных аспекта: фольклор и
внутренний мир развивающейся
личности ребенка; фольклор как регулятор
социального поведения ребенка в детском коллективе.
Детский фольклор - это произведения самих детей,
усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие
в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и
усвоенные традицией.
Детский фольклор - часть народной педагогики, его
жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей
разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки).
Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных
эпох и выразил тенденции нашего времени.
Художественная форма детского фольклора специфична:
для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к
игре.
Игра - элемент, психологически необходимый для детей.
Произведения детского фольклора исполняют взрослые для
детей (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор).
Материнский фольклор включает произведения, созданные
взрослыми для игры с совсем маленькими детьми (до 5-6 лет). Они побуждают
ребенка к бодрствованию и физическим действиям (определенным движением),
вызывают интерес к слову. Фольклор, исполняемый самими детьми, отражает их
собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского
коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедшие к детям, и
произведения, сочиненные самими детьми.
Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к
ребенку, имели вполне определенную цель усыпить его. Этому способствовали
спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят
в древность.
Пестушки, потешки, поскакушки побуждали ребенка к
бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.
Как и в колыбельных песнях важную роль играл ритм,
однако характер его иной - бодрый, веселый.
Тра-та-та, тра-та-та
Вышла кошка за кота...
Пестушка забавляется ритмом, изменяя его:
Большие ноги
Шли по дороге;
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
Среди прибауток особое место занимают небылицы
-перевертыши, известные также в развлекательном фольклоре взрослых. Их
установка - создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных
предметов и свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значит, он правильно
понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно
действительности, на что может прямо указываться:
Где это видано,
Где это слыхано,
Чтоб курочка бычка родила,
Поросенок яичко снес... и т.д.
Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его
первыми движениями; поскакушки - с подскакиванием на коленях у взрослого;
потешки - с элементами сюжета, игры («ладушки, ладушки...»; «идет коза
рогатая...»). В них появляются перечисления, диалоги.
Прибаутки - это песенки или стишки, увлекающие ребенка
своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки
содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька - мурысонька
не оставила маслица, чтобы угостить другого...
Однако главная роль прибауток - познавательная.
Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических
свойствах. Часто этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода
гасит огнь, быки выпивают воду и т.д.
Жеребьевки («сговоры») определяют деление играющих на
две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда
рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и
вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьевки, дети часто
импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц
(коня вороного или казака удалого?; наливное яблочко или золотое блюдечко?).
Считалки применяются для распределения ролей в игре,
при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично,
монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки
имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов). Корни считалок уходят в древность.
Исследователи обнаруживают связь детских считалок со
старинными формами гаданий (выбор водящего посредством случая), с архаичной
верой в число и с условной речью, возникшей на основании табуирования чисел.
Заклички и приговорки - генетически наиболее древние
формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными
обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями.
Заклички - это песенки, обращенные к природе (солнцу,
дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы
как к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву:
Дождик, дождик, пуще!
Я вынесу гущи,
Хлеба краюшку,
Пирога горбушку. Заклички выкрикивались хором,
нараспев. В отличие от них, приговорки произносились индивидуально и негромко.
Они содержали просьбу - заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке.
Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб
на новый...
Приговорки произносились также перед нырянием в реку;
для того, чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания.
Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста
были и остаются скороговорки - быстрое повторение труднопроизносимых слов.
Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы
артикуляции. Молчанка - это стихотворный уговор молчать. Но часто содержание ее
настолько комическое, что уговор выдержать дети долго не могут, и вскоре кто-то
из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеется.
Загадки также принадлежат в равной степени фольклору
взрослых и детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности.
Это один из древнейших жанров русского фольклора, входящий в земледельческий и
свадебный обряды. В старину люди верили в магическую силу загадок, верили, что,
отгадывая загадки, они подчиняют себе природу, животных, растения. Постепенно
загадки теряли магическое значение и становились одним из средств воспитания,
развития наблюдательности, мышления, воображения.
Несомненна педагогическая значимость загадок: они
помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях,
почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и явлений.
По
определению Аристотеля, загадка
- хорошо сформулированная метафора.
В русском фольклоре самый
распространенный тип загадок - метафорический. В таких загадках предмет
загадывания заменяется другим. Очень часто, если предмет
загадывания бытовой, обыденный,
загадка поэтизирует его - комар, например, превращается в царя птиц:
Летела птица орел, Села на престол... Детей
привлекает красочность образов, юмор
загадок. Отгадка без сомнения вызовет радостные эмоции детей. В отличие
от «взрослой» загадки, которой посвящены десятки исследований, детская не стала
предметом изучения.
Детский репертуар загадок постоянно обновляется,
появляются новые загадки о новых предметах быта, технике и другие. Чтобы
правильно отгадать загадку, необходимо хорошо представлять себе предметы,
явления, о которых идет речь.
Пословицы и поговорки заключают в себе богатство
смысла. Пословицы похожи и не похожи на афоризмы - мудрые высказывания
знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от
афоризма, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл,
более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание
пословицы раскрывается в речи.
Поговорка сходна с пословицей, но поговорка - не
является полным суждением. Поговорка - часть суждения, часть предложения.
Народ отличил пословицу от поговорки: поговорка —
только цветочек, яркое выражение, а пословица - ягодка: это законченное
предложение.
И теоретики - педагоги, и воспитатели - практики
неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского
фольклора.
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к
природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в
человеческих отношениях. |