За три года жизни малыш освоил большое количество
сведений. Ребенок различает близких и чужих людей, предметы и объекты,
которые окружают его дома, в группе детского сада, на улице. Он узнает
знакомые ему звуки и запахи. У маленького человечка есть свои симпатии и
антипатии, он что-то любит, к чему-то тянется, но при этом что-то отвергает, не
замечает, остается к чему-то равнодушным.
Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является
предметное содержание действительности. При этом все, с чем сталкивается малыш
на пути своего познания (предметы, явления, события), воспринимается им как
единственное в своем роде, как единичное. Постигая один объект за другим,
ребенок накапливает в своем сознании разрозненные представления о них.
Накопленные сведения о мире плохо связаны между собой. Иными словами, ребенок
познает предметы, но не видит, а значит и не познает, связи между этими
предметами. Поэтому мир трехлетнего ребенка — это отдельные, конкретные,
реальные предметы, объекты, явления.
Ребенок трех лет познает мир, исследуя его и
экспериментируя, манипулируя его предметным содержанием. Действительно,
внимание малышей привлекают самые разнообразные предметы, которые попадают в
поле их зрения. Выбрав себе объект для познания, ребенок стремится завладеть
им, взять его в руки. Получив его, малыш обследует объект самыми
разнообразными способами: вертит, сжимает в руках, пробует на вкус, нюхает,
трясет, бросает и т. п. «Насытившись» одним объектом, ребенок принимается за
другой и каждый раз действует по одной схеме, по одному алгоритму: стремится
завладеть интересующим его объектом и проделать с ним множество разнообразных
действий. Иными словами, ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем
действую, то и познаю.
Описанный выше практический способ познания у ребенка
трех лет (вижу — действую) является единственным, а значит, и основным; данный
способ познания не формируется в процессе жизни ребенка, он как бы дан ему
природой.
Особо остановимся на «территории» познания трехлетнего
ребенка. Единственно доступный ему способ истинного познания (в результате
которого ребенок постигает научно достоверные, реально существующие сведения и
факты) держит малыша в рамках непосредственного восприятия. Иными словами,
информация, развивающая ребенка, лежит в том реальном мире, который не-,
посредственно воздействует на малыша. В поле непосредственного восприятия
находится ближайшее окружение ребенка.
Однако взрослым часто кажется, что ближайшее окружение
не такое уж богатое и разнообразное, что оно не может дать должного развития
познавательной сферы малыша; и они стремятся скорее нагрузить ребенка более
интересной и важной, с их точки зрения, информацией о большом мире. Они не
понимают, что тем самым перетягивают ребенка в «чужой» и пока не совсем
понятный ему мир, полноценно постигнуть который он не может. Здесь важно
помнить, что большое часто начинается с малого, что истоки познания большого
мира лежат в ближайшем окружении; и чем лучше малыш ориентируется и
разбирается в своем маленьком мирке, тем с большим удовольствием и рвением откроет
для себя в скором времени большой мир.
Познавательные потребности ребенка четвертого года
жизни можно выразить вопросами, которые он ставит перед собой и окружающими его
взрослыми. Первое, что волнует малыша при столкновении с новым, — кто это? или
что это? При этом удовлетворить познавательный порыв ребенка должен взрослый
через простой, прямой ответ на поставленный вопрос.
Следующий вопрос, который волнует ребенка, — какой? То
есть малыша интересуют различные свойства и качества конкретного предмета. В
отличие от первого вопроса (кто? или что?) на второй вопрос (какой?) ребенок
часто отвечает себе сам посредством собственных действий и манипуляций с
предметом.
На четвертом году жизни у детей возникают новые
вопросы, связанные с внутренними, скрытыми характеристиками предметов — с их
целевым назначением и функцией, — для чего? как?
Известно, что любой предмет нашего материального мира
несет в себе две группы характеристик: внешние, телесные характеристики и
внутренние, скрытые характеристики. К первой группе относятся все те
характеристики, которые человек может воспринимать с помощью сенсорики
(различных органов чувств). Это величина, размер, цвет, форма и пр., а также
различные свойства. Ко второй относятся целевое назначение предмета и его
функция.
Познавательная активность ребенка до трех лет направлена
на изучение первой группы характеристик предмета (внешних). Ребенок
трех-четырех лет испытывает потребность постичь вторую группу характеристик
(внутреннюю), его интересует, для чего нужен тот или иной предмет, как им
пользоваться.
Самостоятельно постигать скрытые характеристики
предметов трехлетний ребенок не может, так как в его арсенале имеется только
один способ познания: вижу — действую. Ему необходима помощь взрослых.
Через скрытые характеристики дети начинают постигать
серьезные связи и зависимости нашего мира, целевое назначение и функцию
предмета, у детей формируется осознанное отношение к этим предметам — бережное
отношение.
В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие
вопросы ребенок начинает раздвигать рамки привычной среды (квартира, группа,
участок и т. п.) и всячески расширять познаваемые горизонты. Прибавление
физической силы и энергии, ощущение себя почти взрослым и компетентным во
многих вопросах, потребность в подтверждении этого близкими взрослыми вызывают
у ребенка стремление к активной самостоятельной деятельности в окружающем мире,
участие в реальных делах взрослых.
Параллельно с освоением предметного мира у малыша
интенсивно формируется определенное отношение ко всему: к людям и их
поступкам, к природе, искусству и т. д. Следует позаботиться о том, чтобы это
отношение было бережным и созидательным.
Бережное отношение проявляется в умении использовать
каждый отдельный предмет по его назначению, в соответствии с его функцией.
Созидательное отношение — в творческом, разумном преобразовании
окружающей действительности.
Для того чтобы познавательная деятельность ребенка
развивалась полноценно, его представления о действительности расширялись и
углублялись, а отношение к миру становилось бережным и созидательным, рядом
должны находиться добрые и внимательные взрослые, хорошо осведомленные о
возрастных особенностях и возможностях малышей, сами обладающие широким
кругозором и должным отношением к миру, требовательные к своим поступкам,
манерам, речи.
Итак, познавательная сфера ребенка трех-четырех лет
активно пополняется новой информацией о предметах, явлениях и событиях
ближайшего непосредственного окружения. Дети смотрят на предметы как бы с
разных сторон; их интересуют внешние характеристики предметов (что? кто?
какой?), внутренние характеристики (для чего? как?). Они начинают устанавливать
первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик
предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.
|