Установление контакта с
ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей
взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства»,
личностно ориентированной. Особенности учебно-дисциплинарной модели, а также
модели «невмешательства» .
Этих крайностей можно
избежать, если руководствоваться личност-но ориентированной моделью
взаимодействия взрослого с ребенком. Ее характерные черты представлены ниже.
Цель общения по личностно-ориентированной
модели взаимодействия взрослого с ребенком состоит в том, чтобы:
обеспечить психическую
защищенность ребенка, доверие его к миру, показать радости бытия (условия для
психического здоровья);
формировать начала личности
(базис личностной культуры);
развивать индивидуальность
ребенка (не путем «программирования», а прогнозированием и содействием
развивающейся личности);
формировать знания, умения,
навыки как средства полноценного развития личности.
Условия такого общения: принятие и понимание личности
ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умение становиться
на позицию другого); также нужно учитывать точку зрения ребенка и не
игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения предполагает учет следующих
условий:
сотрудничество при
взаимодействии;
создание и использование
ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной
активности;
использование многообразия
стилей общения с ребенком и их варьирование.
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка
и перспектив его дальнейшего развития.
Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в
условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).
Поведение ребенка:
выполнение и положительное
отношение к тому, что взрослый говорит, просит;
высказывание собственного
мнения;
желание достичь результата;
обращение за помощью.
Результат:
свобода мышления,
воображения;
исчезает страх;
возникает чувство комфорта в
незнакомой обстановке;
появляется единство
физического и психического здоровья.
* * *
Осуществляя эту модель
взаимодействия, свои ожидания и требования к ребенку взрослый координирует с
задачей создать благоприятные условия для наиболее полного развития его
способностей.
Взрослый прогнозирует и
максимально содействует развитию личности ребенка.
|