Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 02.05.2024, 08:30

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » ВАЖНО ЗНАТЬ

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ НА ПРОГУЛКАХ В ДЕТСКОМ САДУ

1. Наблюдения за живой природой.

а. Наблюдения за растениями.

Знакомство с многообразием растительного мира начинается с самого яркого и впечатляющего — цветов. На протяжении доволь­но длительного времени (с весны до поздней осени) детей неизмен­но привлекают их яркие краски, запахи, непрерывная сменяемость их видов.

Одуванчик. Как только появились проталины, дети сразу же замечают первые цветы мать-и-мачехи, одуванчиков. Рассматри­вают их, вместе со взрослым уточняют цвет, отыскивают самые крупные цветки. Младшим понятно сравнение как солнышко. Прикасаясь ладошкой к соцветию, они учатся новому понятию пушистый. Старшие проводят пальцами, повторяя за взрослым: «Стебель, цветок».

Бутоны, цветы на клумбе. Сами дети не заметят, если взрослый не обратит их внимание на большие крупные бу­тоны. Медленно обходя вокруг клумбы, дети отыскивают другие бутоны, с помощью взрослого учатся сравнивать: большой—ма­ленький бутон (для малышей), крупный—мелкий (для старших).

Взрослый рассказывает: «А солнечные лучики стараются, будят. Просыпайся цветок! Весна пришла, тепло принесла!»

Но вот и сюрпризный момент: распустился первый цветок. Те­перь все с нетерпением каждый раз спешат к клумбе, чтобы посмот­реть, нет ли нового цветка. Теперь уже все дружно называют окрас­ку, величину первых цветов.

В начале работы взрослый просит отыскать на клумбе крас­ные цветы, потом желтые. Дети замечают: «А листья у всех зеленые». Вскоре задания усложняются: отыскать 1—2 цветка по названию (тюльпан, нарцисс), отыскать тюльпаны разной рас­цветки, называя ее.

Помогая старшим детям выделить основные части растения, пред­лагать им проводить пальцем и называть: «Стебель, листья». По предложению взрослого ребенок обхватывает ладошками головку пиона. Не помещается в ладошках. Так осознанно дети учатся упот­реблять слова большой, крупный, пушистый цветок. Присев, малыш накрывает рукою анютины глазки и понимает: это мелкие цветы. А резеда? Совсем крохотная, а какая душистая!

Приходит осень, и дети уже могут сравнивать флоксы и ноготки (календулу): какой цветок высокий, какой низкий, флоксы разных расцветок. Широкое включение обследовательских действий спо­собствует становлению умения называть цвет, относительную вы­соту цветка, его строение.

Ориентировка в окружающей среде (цветы растут на клумбе, по­ляне, лесной опушке) обогащает словарный запас малышей. Дети начинают пользоваться сравнениями («Пахнет, как моя мама!»), расширяются их представления: флоксы — высокие, длинные, с яркими соцветиями разной окраски и неповторимым ароматом.

Каждый сезон дарит свои цветы, и в каждом из сезонов дети мо­гут усвоить и называть от 5 до 7 наименований садовых и полевых (луговых) цветов. Их радует, когда взрослый ставит в помещении букет, сами с удовольствием преподносят цветы старшим, находят на клумбе понравившийся цветок.

Овощи, фрукты, ягоды. Во время целевых прогулок к огородным грядам дети открывают для себя, что одни овощи видны, они красуются на грядках, другие нужно разыскивать в листве. Почему трудно отыскать огурец, решают все вместе. Но некоторые овощи сидят глубоко в земле, их вытащить непросто. Стараясь вытащить морковь, все начинают понимать смысл вовремя сказанной загадки про нее. Начинают различать овощи по характерным признакам формы (морковь продолговатая, лу­ковица круглая, кабачок овальный), цвету и величине. Можно предложить детям обследовать те или иные овощи: погладить (гладкая репа, шероховатый огурец), надавить (твердый), попро­бовать на вкус.

Дети с помощью взрослого решают, какие из овощей едят сыры­ми, какие нужно варить. К такому разговору подготавливает их сти­хотворение Ю. Тувима «Овощи».

Все вместе вспоминают, кто из животных любит грызть морков­ку, капусту. Младшие дети учатся называть от 3 до 5 овощей, стар­шие — до 7—8.

Дети знают, где растут яблоки, сливы, смородина, клубника. Если есть возможность, следует показать им цветущие фрукто­вые деревья. Объяснить, что эти цветы не рвут, потом из них по­лучатся плоды.

Обращая внимание детей на незрелые ягоды смородины, умест­но рассказать фрагмент сказки К. Ушинского «Умей обождать». Ху­дожественное слово способствует лучшему усвоению новых поня­тий. Прогулка по фруктовому саду (незрелые плоды) способствует закреплению представлений детей. Теперь уже каждый раз, заме­тив незрелую ягоду, малыши произносят: «Умей обождать!»

Показывая яркие крупные ягоды малины, взрослый рассказыва­ет, что малину любят все: и люди, и птицы лесные, и медведь, и ежик. Уточняет: кусты колючие, ветви густые, не так просто добыть слад­кую ягоду, хоть и хочется. Медведь и шубу, бывает, порвет, и лапу уколет, пока дотянется до ягодки-красавицы. А птицы подлетают осторожно, присматриваются, где ягодку достать. Уж очень хочется поклевать сладкие ароматные ягоды! А еж бегает в густой траве, про­бирается сквозь густые ветки, фырчит недовольно: «Фффф!» Нуж­но отыскать ту, которая упала на землю.

После беседы все на веранде лакомятся малиной, собранной взрос­лым, вдыхают ее аромат.

Не следует поощрять желание детей упорно тянуться в осеннюю пору за яркой ягодой сквозь колючий кустарник. Намного ценнее сформировывать у детей щедрость души, великодушие, вырабаты­вать умение управлять собственными желаниями. Взрослый учит: «Очень хочется, но ягод мало. Давай оставим ягоду для лесных жи­телей».

На протяжении всего теплого сезона дети знакомятся с многооб­разием то фруктов, то ягод. Если есть возможность, следует пока­зать в один из солнечных теплых дней праздничную яркость и многообразие даров осени. Яблоки зеленые, красные, желтые, сливы фиолетовые и желтые, виноград зеленый, желтый, черный и т. д. Ребенок выбирает тот плод, который привлек его внима­ние, сам обследует: твердый, мягкий, крупный, мелкий, гладкий? Затем пробует его (сладкий, сочный), вдыхает аромат и начинает понимать: щедрая осень. А сколько впечатлений от совместно съе­денного арбуза!

Неизгладимое впечатление производит на детей участие в сборе урожая: сами помогали, сами собирали, сами пробовали.

Трава, листья. На проталинах появляется первая нежная травка. Дети замечают ее, радуются. Предлагать провести ладош­кой по травке: мягкая. Взрослый уточняет: «Травушка-муравушка. Травка шелковая». Если есть возможность, в теплое время разре­шить детям побегать по густой траве босиком. Им становятся по­нятны слова прослушанного стихотворения О. Бедарева «На лугу». Следует также объяснить, кто из животных с удовольствием жует траву, кто из домашних птиц щиплет. «Тара-ра! Тара-ра! На лугу ра­стет трава», — любят повторять дети. В следующий раз можно про­читать им потешку «Травка-муравка со сна поднялась...», погово­рить о том, какое вкусное молоко дает корова, когда с удовольствием жует сочную травку-муравку.

Молодая зелень травы, появляющиеся листья помогают донести до ребенка смысл выражения зеленая весна. К траве можно обра­титься и поздней осенью, подчеркивая увядание природы. Провели дети ладошкой — трава колкая, сухая. А какого она стала цвета?

В разные сезоны года дети наблюдают за изменениями, происхо­дящими с листьями. Весной детям интересно наблюдать за набуха­ющими на ветках кустов почками — домиками для листьев. Их по­явление лучше наблюдать в более сжатые сроки в помещении. Можно рекомендовать родителям поставить ветку в комнате ребен­ка. На прогулке закреплять новые знания: «Почки — это домики для листочков. Всю зиму они спали в своих домиках, но вот солнышко стало пригревать, его лучи стучат в домики, будят листики». Взрос­лый спрашивает у детей, появились ли листья у них на ветке дома. На прогулке показывает маленькие (мелкие) почки. В них листики еще спят. В больших (крупных) почках-домиках листики просыпа­ются, растут, набираются сил. Но вот почки стали лопаться, из них появляются крохотные листочки. «Проклюнулись!» — уточняет взрослый. Они блестят на солнышке, радуются теплу и свету. Мож­но потрогать их клейкую поверхность, понюхать. В летнее время все рассматривают форму листьев осины, дуба (круглая, овальная), их величину. С наступлением осени дети знакомятся с понятием лис­топад. Это явление природы лучше всего наблюдать, знакомя детей с кленом, с его крупными яркими пестрыми листьями. В погожий день они медленно кружатся, опускаются на землю и шуршат под ногами. «Почему медленно падают? Легкие. Проверьте, подуйте на них». Дети слушают стихотворение В. Мировича «Листопад», песню М. Ивенсена «Падают листья». Пестрые осенние листья собирают в букеты, составляют узоры. Взрослый делает для детей всевозмож­ные игрушки из листьев.

Куст, дерево. Знакомя детей с кустом, взрослый отмечает: тоненькие веточки, на них растут листья. Дети аккуратно притра­гиваются к ним. Взрослый отмечает и отличительные особенности дерева: «Высокое, ветки толстые, листья недостать — высоко. Можно потрогать лишь ствол. У одних деревьев он тонкий: можно обхва­тить руками, а у других — толстый. Нужно вдвоем взяться за руки, тогда обхватишь такой ствол (например, дуб). Рассматривая дере­во, пояснить: дуб высокий, дерево-великан, могучий богатырь. На­летит ветер, закачает деревья, а дуб стоит, не шелохнется. Только листья пошелестят и успокоятся».

В другой раз все останавливаются у березы. Дети самостоятель­но отмечают: береза высокая, ствол тонкий, белый. По предложе­нию взрослого они проводят руками по стволу, слышат пояснения: «Гладкий, шелковистый ствол». Взрослый спрашивает: «А у дуба какой ствол?» Уточняет: «Шероховатый, не гладкий». Листья у бе­резы, по мнению детей, все время смеются, шепчутся. Взрослый до­полняет: «Много листьев, кудрявая березка! Можно обнять голу­бушку, погладить, сказать: расти, милая березонька, радуй добрых людей!»

В осеннее время все любуются кленом. Вокруг него дети собира­ют пестрые листья. Глядя на него, малыши начинают понимать, по­чему осень желтого цвета, золотая.

С елкой желательно знакомить детей в зимнее время, когда на фоне снежного покрова ярко выделяется зелень ее иголок. Дети под­ставляют ладошки, убеждаются: колючие иголки. Помогают зимуш­ке-зиме заботиться о малышке, укутывать снежком ее пушистые лапы. С удовольствием поют: «Мороз снежком укутывал...» Неко­торые произносят: «Опутывал», пока не убедятся на деле, как пра­вильно нужно произносить.

Желуди, шишки.

В осеннюю пору на опушке леса дети со­бирают шишки и желуди. Сопоставление этого природного матери­ала позволяет дать детям реалистичное представление, что значит гладкая и шероховатая поверхность. У некоторых желудей шапоч­ки сидят плотно, а у других можно снять и надеть. Все дружно ре­шают: «Культурный желудь, здоровается с нами, шляпу снимает». Дети приносят желуди и шишки на участок, находят им примене­ние в игре.

Гриб. Желательно познакомить малышей с грибом (съедобным). Аккуратно раздвинув траву, пояснить: «Осторожно, гриб хрупкий. Хрупкий — значит, может нечаянно сломаться». Показывая ножку и шляпку грибка, восторгаясь им, можно тут же загадать детям за­гадку: «О чем загадка?» Повторный показ сопровождать словами загадки. Рассказать, кому из лесных жителей нужны грибы (в каче­стве лакомства, лекарства, запасов на зиму).

Дети помнят и несколько раз приходят к грибу в гости, здорова­ются, любуются им. Если же гриба нет, объяснить: видно, белка со­рвала.

б. Наблюдения за животными.

Живые объекты — домашние птицы и животные, зимующие пти­цы — привлекают детей своими движениями, голосовыми реакция­ми, делают прогулку более содержательной в воспитательном отно­шении. Дети учатся чутко относиться к живым существам, заботиться о них.

Котенок, щенок. Наблюдения за живыми объектами начи­нают со знакомства с одним из детенышей (котенком, щенком). Сле­дует дать возможность каждому малышу освоиться при виде живо­го существа, не пугаться самому и не пугать животное. Для этого взрослый сразу же произносит: «Смотри, какой маленький. Без мамы испугался. Давай скажем ему: «Не бойся, малыш, мы добрые люди, мы тебя не обидим!» Ребенок сразу же правильно настраивается по отношению к котенку (щенку), проявляет активное участие в наблю­дении, охотно отвечает на вопросы, что делает, как передвигается.

Следует поддержать желание малыша погладить животное, про­следить, чтобы не причинил ему вреда: «Смотри, как ему нравится, даже жмурится». Для малыша это не только проявление добрых чувств, но и способ обследования, уточнения и закрепления в сло­вах названий частей тела: ушки, лапки, хвостик. И все мягкое, пу­шистое. Не следует торопить ребят, пусть понаблюдают за поведе­нием животного, послушают его голос. Вслед за взрослым все повторяют: «Милый, мы любим тебя! Сейчас мы тебя будем уго­щать!» На первых порах дети уверены, что котенок (щенок) любит конфеты, мороженое, спит в своей кроватке на подушке с одеяль­цем. Не стоит разубеждать их, пусть сами удостоверятся, правы ли они, предлагая котенку (щенку) на выбор конфетку или молоко. Взрослый уточняет: лакает.

Все дружно решают, как назвать его, как зовут его маму. Опира­ясь на личный опыт каждого, взрослый предоставляет им возмож­ность высказаться, поддерживая инициативу младшей подгруппы детей вопросами, как зовут твоего котенка дома, где он любит спать, что любит делать. Дети называют и показывают действия котенка. Старшие дети могут рассказывать и о внешнем облике и о том, как они играют со своими котятами (щенками).

Кошка с котенком, собака со щенком. Не упускать возможности обращать внимание детей на разнообразные действия детенышей с родителями. Комментировать все действия котенка (щенка). Сначала высказываются дети, потом уточняет взрослый: «Балуется, потому что рядом с мамой ему хорошо». Подчеркнуть, что мама заботится: лижет — причесывает, умывает сыночка; не ру­гает, что прыгает, скачет вокруг; любуется им. «Целует», — заклю­чают сами дети. Предложить послушать, как кошка мурлычит. «Спит и поет», — говорят малыши.

Взрослый может взять кошку и показать, что в ее мягких лапках спрятаны когти-царапки. И тут же загадать всем загадку. Малыши довольны. Знают, о ком эта загадка. Кошка (собака) и лакает (моло­ко, воду) и грызет (рыбу, мясо).

Спросить у старших детей: «Мы решили угостить собаку, она сразу завиляла хвостом. Почему, как вы думаете?» После высказывания детей можно добавить: «А еще виляет, когда здоровается». Собака живет в будке — это ее дом. Можно тут же уточнить, как называется дом медведя, мышки, птицы. Дети запоминают: у собаки, кошки и у их детенышей имеются шерсть и острые зубы.

Каждое новое наблюдение дополняет, расширяет сведения о до­машних животных, и уже к концу года младшие дети могут пере­числять все действия знакомых животных, с удовольствием имити­руя их. А старшие начинают считать: один хвост, два уха, четыре лапы; уточнять: есть шерсть и острые зубы.

Козленок (теленок). На лугу дети наблюдают за козлен­ком (теленком), привязанным к колу. Взрослый наводящими воп­росами формирует у детей доброе отношение к животному: «Какой милый малыш в поле! Кто такой? Он беленький или серенький? Как зовут его маму? Видите, мама его оставила одного щипать тра­ву шелковую, и он послушно стоит, никуда не уходит, слушается свою маму-козу (корову). А вы слушаетесь, не убегаете без спроса? Ну, тогда он будет с вами дружить!».

Как только козленок (теленок) подает голос, взрослый поясняет: «Это он так здоровается с вами. Повторите, как здоровается. Отве­чайте: «Добрый день, козлик! Мы пришли тебя проведать».

Взрослый один подходит поближе, проводит рукою, поясняя: «Головка, ушки, ножки с копытцами; копытца стучат: топ-топ-топ! А хвостик такой маленький, красивый. Козлик им машет во все сто­роны: виль-виль!» Предлагает посмотреть, как козлик (теленок) щиплет травку, жует. Дети узнают: жует зубами.

В следующий раз все вместе наблюдают издали, как козлята рез­вятся, бодаются. Педагог поясняет: «Скоро у них рожки вырастут, как у козы (коровы)». Загадать загадку о козлике.

Несколько наблюдений — и младшие дети перечисляют и пока­зывают некоторые движения козлят (телят), их голосовые реакции.

Старшие знают, что у козленка (теленка) есть шерстка, зубы, четы­ре ноги.

Дети слушают потешку: «Ой, бычок, мой бычок...»

Все запоминают, что мама-коза (корова) дает молоко. Взрослый поет, дети подпевают: «Ранним-рано поутру...»

Взрослый рассказывает, что у козы (коровы) есть рога. «Она лю­бит своего сыночка, лижет — причесывает, умывает его, поит малы­ша молоком. И нам дает молока. Любите молоко?» Взрослый спра­шивает, какую сказку о козлятах дети знают.

Кролик (заяц). Наблюдение за кроликом обычно проводит­ся в помещении. В зимнее время можно вынести клетку с живот­ным на участок на сравнительно короткое время, выбрав для этого относительно теплый день. Увидев кролика, дети оживленно пере­говариваются, с удовольствием начинают отвечать на вопросы взрос­лого, как передвигается, чем питается, как ест. Взрослый осторожно достает кролика. Дети гладят его. Младшие отмечают: длинные уши, крохотный хвостик, пушистая шубка. Старшие считают уши, лапы. Педагог загадывает загадку и сообщает, что у кролика есть братец-заяц (см. конспект зимней прогулки).

Лесные звери. Беседу о братце-кролике и братце-зайце мож­но продолжить в следующий раз, рассматривая на участке муляж зайца. Дети слушают стихотворение Н. Павловской, затем обращают внимание на муляжи зверей, которые тоже живут в лесу, вместе с зайцем. Взрослый рассказывает, что в зим­нюю пору от холода зверей спасают шубы. Младшие дети рассмат­ривают животных, отмечают цвет шубы у лисы, волка, медведя. По­казывают характерные особенности передвижения медведя, зайца. Старшие начинают выделять отличительные признаки каждого из них (у лисы пышный хвост, у медведя толстые лапы, у волка злые глаза), считают уши, лапы.

Младшие вспоминают, как ласково можно назвать каждого из зверей, старшие — какие сказки люди сочинили про них. Все друж­но отмечают, что у зверей — шуба, зубы, четыре лапы.

В следующий раз можно уточнить, у кого самый пышный хвост, самые длинные уши и т. п. Уточнить, кто живет в берлоге, дупле, норе, кто скачет, бегает, топает, прыгает и т. д.

Взрослый рассказывает, что летом, когда тепло, всем найдется еда в лесу (перечисляет, кто чем питается), а йот сейчас зима, все по­крыто снегом, зверям холодно и голодно. Дети сочувствуют лесным жителям, высказываются по этому поводу.

Белка. В парке дети могут повстречаться с белкой. Взрослый рассказывает: «Белка прыгает с ветки на ветку, внимательно огля­дывает все вокруг, ищет орехи. А еще ей сверху видно, где в траве вырос гриб, где поспели лесные ягоды. Все собирает белочка, сушит и складывает в своем гнездышке запасы на зиму. Живет белка в дупле (показать, если не очень высоко), там ее домик».

Насыпав орешки под елкой, можно отойти и дождаться, когда она спустится. Дети приглашают: «Спускайся! Мы принесли тебе угощенье». Младшие с помощью взрослых перечисляют: грызет, прыгает, быстро бегает. Старшие дети отвечают на вопросы взрослого, какого цвета шубка, какой хвост, что собирает на зиму, как называется ее домик, какая белочка. «Веселая», — отве­чают дети.

Е ж. Представится возможность показать ежа — палочкой потро­гать его колкие иголки в клубке, когда не видно ни носика, ни но­жек. Объяснить: это он так прячется ото всех. Иголки колючие, вот его никто и не трогает. Дети за взрослым повторяют: «Не бойся нас, ежик! Мы добрые люди!» Прочитать стихотворение Т. Волгиной про ежика и бычка. «Сам еж никого не обижает, бегает, фыркает: «Фффф!», ищет лесные яблоки, ягоды, грибы. Очень любит ежик малину». Дети закрепляют услышанное, отвечают на вопросы, как прячется от всех, чем питается, как фырчит.

Итак, при систематической работе младшие дети перечисляют 3— 4-х любимых животных, показывают их характерные движения, го­лосовые реакции. Старшие дети знают 5—7 животных, строение их тела, кто чем питается, где живет. Все дети с помощью взрослого могут вспомнить сказки о животных.

в. Наблюдения за птицами.

Это благодатный материал для формирования у детей стойкого желания заботиться о живых существах, охранять их. Своим ви­дом (маленькие, беззащитные), поведением (нахохлившиеся в зим­нюю стужу и звонко чирикающие весною — воробьи), голосовыми реакциями (цыплята) птицы вызывают ярко выраженную симпа­тию, желание заботиться о них, защищать и т. д., что оказывает нео­ценимую услугу воспитателю в становлении черт характера каж­дого малыша.

Цыплята (утята). Выйдя на прогулку, дети замечают пере­носной вольер, в нем цыплята (утята). Взрослый не торопит, не ос­танавливает ребятишек, дает возможность высказаться каждому, выслушивает всех.

Когда возбуждение несколько уляжется, можно начинать плано­мерное наблюдение, задавать вопросы, кто это, чьи детки, как зовут маму, папу, как зовет деток курочка (квохчет). На вопрос, почему пищат, педагог получает множество ответов: здороваются, радуют­ся теплу, нас увидели, разговаривают, волнуются, маму ищут, поте­ряли. Андрюша: «Это они не плачут — слезы не текут».

Взрослый ставит большую банку с теплой водой в вольер (дети пощупали — теплая банка). Цыплята тут же уселись, при­жались к банке, закрыли глазки, замолкли. Дети внимательно следят, взрослый поясняет: «Мама-курица греет цыплят, обнима­ет их крылышками, прижимает. Сейчас мамы нет, цыплята гре­ются у банки».

Предлагая осторожно прикоснуться пальчиком к спинке, голов­ке, хвостику, взрослый уточняет с детьми части тела цыпленка, от­мечает: есть клюв, а зубов нет, две лапки; пока пух, потом вырастут перья.

Спросить, какой цыпленок; помочь детям ответить более точно, образно: желтая пушинка, желтый шарик. Взрослый показывает, чем нужно угощать малышей, а после предлагает подлить воды в поил­ку. Младшие перечисляют и показывают действия цыплят, старшие отмечают: два крыла, две лапки, есть клюв, а зубов нет.

Курица, петух. При наблюдении предоставить детям воз­можность высказаться самим, направляя их активность вопросами, кто это, как вы узнали, что это петух, какого цвета перышки на его хвосте, какого цвета перышки курочек, как поет петушок, как отзы­вается курочка, что они клюют? Отмечать характерные части их тел. Там, где дети затрудняются в ответах, взрослый приходит на помощь: «Лапками разгребают землю, клюют острым клювом червячков и букашек, зубов у них нет. Внимательно смотрят на землю, ищут зер­нышки».

Можно загадать загадку о петухе, курице.

Ошибочные суждения, имеющиеся у детей в силу малого опыта и переноса собственных вкусов, привычек на все живое, можно кор­ректировать, предоставляя им возможность на деле убедиться в сво­ей неправоте. Например, дети говорят, что птицы любят конфеты. Предложить угостить их, дав на выбор конфету и зерен, и проком­ментировать результат.

Гусь, утка. Если есть возможность наблюдать за птицами, отмечая вместе с детьми длинную шею гуся, цвет его лап и перь­ев, особенности движений. Подчеркнуть, что он любит купаться, нырять, на лугу щипать травку. Уточнить, как каждая из птиц «здоровается», предупредить, что гусь обороняется — шипит, мо­жет ущипнуть. Пусть дети догадаются сами, как зовут сыночка гуся и утки.

Гуси и утки рады, когда их угощают кашей, весело гогочут (кто?) и крякают (кто?) — благодарят.

Младшие дети показывают характерные движения птиц, старшие вместе со взрослыми отмечают, что у всех птиц — клюв, зубов нет, перья, по два крыла и по две лапы.

Воробей, голубь, ворона. Перед началом наблюдения за зимующими птицами взрослый каждый раз при выходе на прогул­ку в тихом уголке площадки подкармливает их. Птицы быстро при­выкают к месту кормления и слетаются к выходу детей. Взрослый обращает внимание детей на них, рассказывает, как холодно и го­лодно бедным маленьким птичкам зимою, как прилетают они к че­ловеку, зная, что он не оставит в беде. Обращая внимание на поведе­ние птиц (сидят тихо, печально, не прыгают, не поют, редко летают), вызывает у детей ответную реакцию: «Давайте покормим!» Педа­гог: «Чем?» Дети предлагают: «Конфетами, колбасой, а грызть зер­нышки они будут зубками». Взрослый предлагает все это проверить и высыпает вдоль дорожки разнообразное угощенье. Сначала сле­дует рассыпать корм дорожкой, чтобы птицы рассредоточились. Так их легче наблюдать. Затем можно кормить их в кормушке. Дети ста­новятся поодаль, наблюдают, как птицы слетаются на угощение. Взрослый задает вопросы, кто прилетел, что клюет, чем клюет, по­чему птицы не клюют конфеты.

Теперь уже дети каждое утро сами выносят корм, следят, чтобы взрослые собирали в пакет крошки, остатки сыра, хлеба, каши пос­ле завтрака. Такое стойкое желание проявлять заботу со временем становится чертой характера маленького человека. Во время корм­ления уточняются расцветка перьев отдельных птиц, характерные движения: воробей прыгает, скачет, много летает; голубь ходит, ки­вая головой; ворона ходит важно, не спеша подпрыгивает.

Птицы пугливые, не подпускают к себе близко, поэтому строение тел, оперение лучше рассматривать на муляжах.

Вместе с воспитателем дети строят кормушку для птиц из снега. Подвесные кормушки малоэффективны, так как они расположены достаточно высоко, что затрудняет для детей младшего возраста наблюдение. С высоты своего роста дети в основном видят только донышко такой кормушки.

Скворец. Наблюдать, как дети старшей группы вместе со взрос­лым развешивают скворечники — домики для скворцов. Каждое утро, когда взрослые с детьми спешат по своим делам, можно услы­шать звонкую песню скворца. Птицы вьют гнезда. Показать детям большое гнездо вороны. На лесной опушке вместе с детьми послу­шать щебет птиц, кукование кукушки.

Младшие дети знают 3—4 птицы, имитируют их характерные дви­жения, голосовые реакции. Старшие перечисляют 5—7 наименова­ний птиц, знают части их тел, где живут, чем питаются.

г. Наблюдение за рыбой.

По возможности издали понаблюдать за рыбаком. Рассказать де­тям, почему он тихо сидит, что держит в руках, как ловится рыба, куда ее складывает. С разрешения рыбака организовать наблюде­ние за рыбой в садке. Дети знакомы с аквариумными рыбками, по­этому наблюдение вызывает интерес и активность. Желательно пре­доставить детям возможность поближе рассмотреть рыбу. Один проводит пальцем от головы до хвоста, отмечая: голова, плавники, хвост. Другой соглашается осторожно подержать ее в руке. Детям понятно, что рыба холодная, скользкая. Все замечают, что рыба от­крывает рот. Объяснить — почему.

Младшие перечисляют движения рыбы, отвечают, где она живет. Старшие отмечают: у рыбы плавники, хвост, ног нет. Знают, где жи­вет рыба, чем питается.

д. Наблюдение за лягушкой.

Рассказывая о лягушках, необходимо формировать правильное к ним отношение (см. конспект «Музыкальные ребята»).

е. Наблюдения за насекомыми.

Крохотные существа вызывают у детей противоречивые чувства. С одной стороны, восторги при виде мотылька, радость при виде божьей коровки, с другой стороны — настороженность и даже враж­дебность (к букашке). Беззащитность, внешний вид, движения, из­даваемые звуки, доступность насекомых, вызывают интерес и же­лание прижать, попытаться оторвать крылышко и т. д. Взрослому нужно быть внимательным, не допускать чтобы дети брали насеко­мых в руки (могут схватить и пчелу), объяснить, что насекомому будет больно, к тому же нельзя букашке мешать — у каждого свои дела. Если кто-то хочет ближе познакомиться с насекомыми, пре­дупредить: это нужно делать осторожно, потихоньку приблизив­шись, не обижая и не мешая маленькому существу.

Бабочка, мотылек. Увидев бабочку, дети приходят в вос­торг. Взрослый предлагает полюбоваться, какие красивые крылыш­ки, как порхает, перелетает с цветка на цветок. Все решают: бабочка — живой цветок.

Можно организовать за нею наблюдение, посадив в большую стеклянную банку, внутри которой помещают небольшую ветку, спрыснутую сахарным сиропом. Сверху банку прикрывают мар­лей. Дети располагаются вокруг. Взрослый медленно поворачи­вает банку, чтобы было видно всем. Показывая на крылышки бабочки, головку с хоботком, комментирует: «Осторожно пере­бирает бабочка лапками по ветке, взмахивает крылышками, хо­ботком пробует листики — пьет сок». Объяснить, что в руки ее брать нельзя, можно поломать хрупкие крылышки. В конце обязательно вынуть осторожно веточку с бабочкой, сказать вместе с детьми: «Лети к своим друзьям! Прилетай к нам в гости опять!»

Кузнечик. Выйдя на поляну, дети замечают, как что-то выс­какивает у них из-под ног. Взрослый поясняет: «Здесь живут на воле веселые кузнечики. Они день-деньской прыгают с травинки на травинку, жуют их, пьют сок и стрекочут. Послушайте». Осто­рожно поймав кузнечика, взрослый сажает его в высокую банку, бросив на дно травы и накрыв сверху марлей. Наблюдение прово­дится аналогично наблюдению за бабочкой. Отпуская кузнечика, все вслед за взрослым повторяют: «Скачи к своим друзьям. Пере­давай от нас привет».

Божья коровка, майский жук. Неожиданное появле­ние божьей коровки — всегда радость для всех. Взрослый под­держивает такое настроение детей: «Здравствуй, милая крошка, мы тебе рады! Ты пришла познакомиться с нами?» Подставляет руку, ждет, когда насекомое само к нему переползет. В руки не брать, приучать своим примером к этому детей. Сначала все сле­дят, куда поползет божья коровка, отмечают ее внешний вид. Как только замрет, взрослый говорит: «Не бойся, мы тебя не обидим! Мы добрые люди!» Затем взрослый предлагает посмот­реть на нее сквозь лупу, чтобы рассмотреть получше ножки-пау­тинки, пятнышки и трещинку на спинке. Поясняет: «Там у нее крылышки».

Когда дети освоились, предложить желающим подставить руку: «Интересно, к кому первому переползет малютка?» Детям настоль­ко интересно, что они не боятся, бережно подставляют по очереди руку, ладошку, радостно сообщают: «Теперь ко мне переползла!» Взрослый комментирует: «Вот ты и с Ванечкой познакомилась. А теперь к кому поползешь? Выбирай!»

Вслед за взрослым дети повторяют слова потешек, улыбаются, увидев, как расправила крылышки божья коровка и улетела: «Послушалась меня!» Все желают ей: «Счастливого пути!»

Аналогичным образом проходит наблюдение и за майским жу­ком. Только жук должен ползать по столу. Предлагать детям под­ставлять ему руку не надо, чтобы не испугать детей неприятными ощущениями его цепких лапок.

Под солнечными лучами переливается его лаковая спинка. Сквозь лупу видны его лапки. Когда жук уползает, дети напутствуют его: «Прибегай к нам в гости еще!»

Так дети упражняются в произнесении доброжелательных при­ветствий, напутствий.

Муравей. Если ребенок обратил внимание на насекомое, можно поддержать его интерес. Своим теплым отношением фор­мировать у малыша правильное отношение к муравью: не оби­жать беззащитное существо, бережно относиться к нему. Взрос­лый начинает вместе с ребенком наблюдать, к ним обязательно присоединяются еще несколько человек.

Взрослый комментирует то, что видят дети: «Молодцы муравьи, все время трудятся; одни отыскивают корм для своих братьев, дру­гие тащат соломинки, веточки, чтобы для всех построить дом. Дом их называется муравейник». Взрослый рассказывает (дети внима­тельно слушают): «Муравьи — дружные ребята. Они никогда не ссо­рятся, заботятся друг о друге. Но если кто-нибудь без разрешения захочет войти в их дом-муравейник, тут же выбегают муравьи-сол­даты и не пускают незнакомого. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — и в лесу и в поле. Никто их не трогает. И мы их тоже не обижаем и не трогаем. Не надо мешать им — пусть трудятся».

Можно проследить с детьми путь муравьев, осторожно идя около муравьиной тропы.


Категория: ВАЖНО ЗНАТЬ | Добавил: admin (24.05.2011)
Просмотров: 11811 | Теги: перспективный план работы, методисту детского сада, методика проведения прогулок в детс, организация работы в детском саду | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru