Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 02.05.2024, 13:24

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » ВАЖНО ЗНАТЬ

Наблюдения за неживой природой на прогулках в детском саду

Знакомя с разнообразными явлениями неживой природы необ­ходимо воспитывать у детей эстетические чувства, формировать навыки бережного отношения к окружающему миру.

Сезонные и погодные явления. В теплое время осени наблюдения проходят при активном участии самих детей.

Слушая рассказ о золотой осени, дети отмечают и тепло ласково­го солнца, и синее небо, и медленно плывущие белые облачка.

В ненастный дождливый день не стоит устраивать наблюдение, не подготовив ребенка к восприятию этой унылой картины. Детям будут не совсем понятны высказывания взрослого о тучах, о ненас­тной погоде. Целесообразно начать работу с подготовительной бе­седы во время сборов на прогулку. Воспитатель обращает внимание детей на их одежду, спрашивает, зачем надевают резиновые сапоги, плащи, берут зонты. Закрепляя детские знания о предназначении этой одежды, воспитатель связывает их с погодными условиями кон­кретной прогулки: «Холодно, идет дождь, вот поэтому у всех плащи и сапоги». Выйдя на прогулку, воспитатель закрепляет сказанное: «Посмотрите, как одета бабушка, какой у нее красивый зонт, похож на цветок. А где птички? Они спрятались, не хотят, чтобы перышки их стали мокрыми! А нам дождь не страшен: у нас и сапоги, и пла­щи, и гуляем мы на веранде».

Таким образом, характерные сезонные явления, связанные с лич­ным опытом, облегчают формирование соответствующих связей и представлений детей.

Неожиданно пошел густой мохнатый снег. Сквозь его пелену де­тям интересно смотреть на мир. «Снегопад!» — говорит взрослый, и Дети начинают понимать, о чем идет речь.

Взрослый обращает внимание детей на то, какое солнышко во время прогулки. Весной оно ласково светит, пригревает. Дети мо­гут убедиться в этом сами: бегают по участку, прикладывают ладошку то к поверхности скамейки, то к стволу дерева, то к своей одежде. Летом солнце бывает жарким. Тогда приятнее играть в тени под де­ревьями.

Взрослый обращает внимание детей и на цвет неба. «Оно бывает разного цвета: синее, голубое и даже серое. По нему плывут то лег­кие белые облачка, то огромные серые тучи».

Чувственный опыт ребенка обогащается, когда взрослый образ­но рассказывает о ветре: «В осеннюю пору он зло завывает, срывает листья, гонит тучи. Летом ветер-ветерок ласково веет, несет про­хладу».

«Дождь тоже разный. В непогоду мелкий, затяжной. Сразу все вокруг становится серым, унылым. Летом весело скачет, радост­но и звонко стучит по крышам, пузырится в лужах и быстро убегает».

На прогулке застал детей град. Белые горошины скачут, катят­ся во все стороны, быстро тают. Дети могут взять их в руку, ощутить холод, заскочившие на веранду горошины сравнить по величине.

Интересное красочное явление — радуга. Она разноцветной ду­гой раскинулась на небе. Показывая ее детям, прочитать потешку «Радуга-дуга».

Сезонные явления пока еще не до конца понятны младшим дош­кольникам, но яркие впечатления от них остаются в душе каждого ребенка. Погодные явления в такой же мере доступны пониманию ребенка.

В холодный морозный день, когда не видно солнца, дети чувству­ют себя неуютно. Взрослый должен поднять их настроение: «Слы­шите, как снег хрустит, поскрипывает под ногами?» Прислушались дети, а взрослый предлагает: «Посмотрите, какие-то следы на снегу. Как вы думаете, кто приходил к нам в гости?» Пусть дети сами рас­сказывают, фантазируют, проявляют активность, интерес к окружа­ющему. Цель достигнута. Вот уже и оживились все ребятишки.

Следует учитывать, что настроение детей может резко понизить­ся уже при выходе на прогулку, едва малыши увидят серое небо, мок­рые кусты, поникшие цветы. Взрослому нельзя оставлять детей в таком настроении. Надо что-то экстренно предпринять. Изменить настроение могут, например, две лягушки, которые проскакали по дорожке и скрылись в траве. Где они? Почему не видно? И вскоре после рассказа воспитателя дети весело скачут, распевают песенку «Музыкальных ребят» (см. летние конспекты прогулок).

Наблюдения за сезонными и погодными явлениями тесно связа­ны с наблюдениями за растительным и животным миром, помога­ют сформировать первые представления о временах года, создать образ, созвучный восприятию малыша.

Все залито солнечным светом. На фоне синего неба еще ярче вы­деляется желтый цвет растений. Какого цвета деревья и кусты? Ка­кого цвета ковер из листьев под ногами? Все это — золотая осень. Осень желтого цвета.

Все вокруг, куда ни глянь, утопает в снегу, покрыто снегом, уку­тано им. Все вокруг белым-бело. Какого цвета зима? Дети отвечают сами.

Что значит «солнышко пригревает»? Пусть дети убедятся в этом сами. Бегая по участку, пусть прикладывают ладошку к предметам, находящимся в тени и на солнце, ощущая разницу температур. Всем становится понятно: солнышко спешит все согреть, весну встречать пора. Теперь уже стремительно изменяется все вокруг: люди смени­ли шубы на куртки, валенки — на резиновые сапоги. Почему? А где снег? Откуда столько луж, ручьев? Кругом журчит, поет вода. По­чему? Чему радуются птицы? Оказывается, все это потому, что вес­на на дворе. Пришла красавица-весна, и вдруг все вокруг зазелене­ло. Трава какого цвета? Листья какого цвета? Так какого цвета весна?

А летом солнце светит ярко. Всюду цветут цветы: на клумбе, в поле, на лесной поляне. Вокруг порхают бабочки, мотыльки, они — как живые цветы. И сами дети в ярких одеждах — как цветы. Все нарядное, красивое. Лето красного цвета.

А что значит «солнце припекает»? Где лучше книжку читать, ри­совать: в тени под деревьями или на площадке перед верандой? А почему дети стали похожи на шоколадки? Это все солнце жаркое, летнее постаралось.

Природный материал.

Вода. Ознакомление с водой и ее свойствами осуществляется в теплое время года в конце прогулки, когда есть возможность сразу же завести всех в помещение и переодеть при необходимости. Про­водится такое ознакомление в виде игр-занятий под строгим контро­лем взрослого (см. раздел «Самостоятельная деятельность детей»).

Лужи. Детям интересно рассматривать лужу. В ней отражают­ся предметы ближнего окружения, которые могут исчезнуть, если в лужу что-нибудь бросить. Лужи бывают большие и маленькие. Одни нужно обходить, а через другие можно просто перешагнуть. Лужи также бывают глубокие и мелкие. Для этого их измеряют лопаткой, палочкой (но не сапогом). Измерив, вместе со взрослым дети реша­ют, можно по ней провести машину или она утонет.

Детям нравится по луже пускать разные предметы, которые есть под рукой: ветки, щепки, пластмассовые и бумажные кораблики, мячи и др. Интересно, что тонет, что плавает. Увлекаясь, дети бро­сают в лужи лопатки, разнообразные игрушки, поэтому взрослому приходится их останавливать.

Ручьи. Дети сами находят себе занятия: соединяют ручьи, про­капывая канавки, поворачивают их русла. Веселое журчание ручь­ев, солнечные блики, тепло — все радует детей.

Снег. Знакомство со свойствами снега и льда происходит во вре­мя выполнения трудовых действий зимой. Ошибкой практики сле­дует считать то, что взрослый, стараясь придать красочность пост­ройкам, иногда окрашивает снег в яркие цвета. Ребенок с помощью взрослого должен понять и принять красоту и великолепие при­родного материала (читается отрывок из стихотворения Н. Ники­тина «На дворах и домах»). Чуть оживить снег могут мелкие цвет­ные льдинки, выложенные узорами самими детьми. Помимо построек, дети выполняют разнообразные дидактические упраж­нения, игры, задания типа «Какое ведро тяжелее (с пушистым или мокрым снегом)?».

Песок. Предлагается детям в свободное пользование в теплое время года и широко применяется ими. Игры с песком более содер­жательны, когда взрослый предлагает специально подобранный на­бор мелких игрушек или когда дети по собственной инициативе на­чинают использовать разнообразный природный материал в качестве заместителя.

Глина, тесто. Дети используют ее, когда по предложению взрослого и с его помощью начинают лепить недостающий игровой материал: чашки, блюдца, угощенья, украшения и т. д.

Часто вместо глины применяется и цветное тесто. Оно удобно тем, что его можно заготовить впрок довольно много. К тому же в зави­симости от желания малыша этому подсобному материалу придают тут же соответствующую окраску. Оторвал малыш себе кусок теста, сам покрасил в розовый цвет и слепил ежа. Берет другой кусок, кра­сит — вылепил медведя. Увлеченно действует малыш, соединяя цвет­ные куски между собой, меняя по ходу свои замыслы, в конце такой творческой работы он точно знает, что получилось. Вылепленные персонажи появляются на лужайке, под кустами. В следующий раз их угощают сделанными ягодами, морковками, яблоками. Бывает, разноцветных ежей собирается целая семейка — и всем хватает и места под кустом и угощений.

Сооружения из снега, вылепленные из глины и теста зверушки используются в наблюдениях, целью которых является развитие пространственных ориентировок. Уточнить место расположения многочисленных построек из снега зимой, конкретизировать зна­ния детей об их назначении помогает прием — показ этих построек любимым игрушкам (вынести на участок большую куклу Машу) или гостям (после новогоднего праздника приходит Снегурочка). Дети наперебой показывают, как можно играть со слоненком, с жи­рафом и т. д.

Камешки, ракушки. Во время целевых прогулок на опуш­ку леса, к водоему дети собирают камешки, ракушки, выполняя при этом разнообразные дидактические игры-задания, учатся первона­чальному счету. Хранится этот материал в специальных небольших легких ящичках, удобных для переноса, или в маленьких корзиноч­ках. Чтобы детям было интереснее играть, камешки можно покра­сить масляной краской, тем самым усилив естественный цвет: го­лубовато-серый, зеленовато-желтый. Ошибка, когда воспитатели красят камешки в яркие цвета (дети могут принять их за конфеты, взять в рот). Ребенок должен научиться ценить естественную кра­соту природы. Дети подолгу и разнообразно используют природ­ный материал в самостоятельной деятельности.

3. Наблюдения за трудом взрослых.

Организуя такие наблюдения с детьми в течение года 1—2 раза в квартал, взрослый воспитывает уважение к людям труда, формиру­ет у детей готовность прийти на помощь, способность оценить ре­зультаты труда людей.

Дворник. При наблюдении за работой дворника в каждом из времен года отмечается характер его труда, уточняются назва­ние и предназначение его рабочего инвентаря. Взрослый рас­сказывает о результатах и ценности труда дворника для всех людей, предлагает оказывать ему помощь. Сам дворник вклю­чается в воспитательный процесс: демонстрирует трудовые на­выки, помогает детям освоить их. Окончив работу, благодарит всех за помощь.

Прачка. Периодически дети наблюдают за работой прачки. В этом случае сам процесс скрыт от глаз ребенка, видны только ре­зультаты (вывешенное чистое белье), но детям понятен смысл ее действий, так как процесс труда малыши могут наблюдать в домаш­них условиях, а в теплое время года воспроизводить в собственных игровых действиях. Почему белье нужно просушивать, где развеши­вает прачка белье, чем закрепляет на веревке, что потом будет с ним делать — все эти вопросы вначале взрослый задает детям для само­стоятельных ответов, а потом уточняет каждый из ответов детей, подчеркивая, что все благодарны прачке за ее труд.

Шофер. Интересна и понятна детям трудовая деятельность шо­фера, который управляет разными видами машин (снегоуборочной, поливочной и т. д.). Интересно и его рабочее место и то, как он уп­равляет машиной. В ходе наблюдения детям становится понятен, очевиден результат его трудовых усилий.

Строитель. Наблюдения за его трудовой деятельностью проходит на значительном расстоянии от места стройки. Дети ви­дят и понимают, какой груз привозят машины, как с помощью подъемного крана рабочие сгружают строительный материал, как возводят стены дома. Взрослый лишь комментирует, уточняет, что строят, для кого строят.

Затем все дети слушают рассказ о содержании работы строите­ля, значимости ее результата для людей. Результаты его трудовых усилий несколько отодвинуты во времени, но все равно понятны всем. Взрослый поясняет, зачем строителю каска, высокие сапоги, рукавицы.

Интересует детей и труд взрослых и детей старших групп на огороде, у цветочной клумбы в теплое время года. Всем доставляет удовольствие предоставленная возможность включить­ся в общий трудовой процесс: весною сажать крупные бобовые рас­тения, осенью собирать урожай.

На протяжении теплого времени года малыши помогают детям старших групп производить полив растений.

Разные виды трудовой деятельности у людей разных профессий, смена обстановки (улица, хозяйственный двор, огород, цветник) — все это активизирует познавательную деятельность, поддерживает стойкий интерес к наблюдениям на протяжении всего года. При каж­дом наблюдении происходит накопление ярких впечатлений, сло­варного запаса, активизация мыслительных операций. Дети учатся видеть целесообразность четкой последовательности трудовых дей­ствий взрослого, например, пока дворник не подметет дорожки, он не будет собирать мусор и выбрасывать его в урну; прачка будет снимать только то белье, которое уже высохло; шофер поливает ули­цы при сухой погоде и т. д. Взрослый помогает детям понять сезон­ность тех или иных трудовых действий людей: весной высаживают рассаду, сеют семена, осенью собирают урожай.

Постоянно в рассказе воспитателя звучит: труд приносит радость самому человеку, чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы, человек гордится результатами своего труда.

4. Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки.

Детям интересны события, происходящие за пределами участка, и они неизменно рады совершить экскурсию на участок детей стар­шей группы. Поход в гости — праздник для малышей. Лучше всего такие прогулки совершать в пасмурную погоду, когда под ногами сыро, все вокруг выглядит серым и унылым.

Дети оживляются, когда им предлагают погулять по улице. Они внимательно следят за движением машин. Им доступны понятия: общественный и личный транспорт. Младшие учатся называть виды общественного транспорта, отмечая особенности некоторого из них: «Едет и держится за провод, чтобы не потеряться» (о троллейбусе). Старшие могут рассказать о назначении пожарных машин, дежур­ных машин милиции. Взрослый обращает внимание всех на маши­ну скорой помощи, молоковозы, закрытые фургоны. Дети могут зак­реплять в памяти цвет легковых машин в игре «Чья машина появится первой». У жилого дома в ряд стоят легковые автомоби­ли. Можно остановиться и развернуть беседу об устройстве легко­вого автомобиля: сколько колес, почему сзади прикреплено пятое, сколько фар и зачем они, сколько дверей. Если у грузовика — кузов, то у легковой — салон с ремнями безопасности. Многие начинают показывать, где они сидят в своей машине, рассказывать, кто ведет машину, куда ездят всей семьей.

В следующий раз можно уточнить: колеса передние и задние, фары тоже, стекла лобовое и боковые. Вместе с детьми можно припом­нить, сколько колес у любой машины, у взрослого и детского вело­сипедов, у мотоцикла.

Вместе со взрослым все рассматривают эмблемы разных машин. Очень быстро старшие дети начинают различать эмблемы «Лады», «Москвича», «Ауди», «Мерседеса». Некоторые дети начинают раз­личать и буквы: А, О, М, а затем находить их на вывесках магази­нов, в книгах.

Вблизи стройки (на безопасном расстоянии) все наблюдают за работой бульдозеров, грузовых машин, подъемных кранов. Расска­зывая о каждой машине, взрослый подчеркивает: она помогают лю­дям трудиться.

По улице медленно движется снегоуборочная машина. Она заг­ребает лопастями снег и по транспортеру подает его наверх, откуда он ссыпается в кузов грузовой машины. Грузовая машина движется необычно, задним ходом. Взрослый подчеркивает, что управлять ею непросто: чуть притормозил — и снег просыпался мимо.

По тротуарам движется другая машина — снегоочистительная. Щетками счищает снег, отодвигает его в сторону. Пройдет такая машина, и дворнику не так тяжело уже работать, наводить порядок на тротуаре. Зачем убирать снег, куда его увозят — все эти вопросы должны быть уяснены в ходе наблюдения. Труд — не напрасная зат­рата сил. Он всегда на пользу окружающим.

Радостное оживление вызывает у детей поливочная машина. Как ни стараются дети, а она все равно достает их своими веселыми брыз­гами. Педагог: «Очень доброе дело она делает — умывает улицы, тро­туары, поит свежей водой газоны, цветники.

И машины на стройке и машины на улицах — все это придумали люди, чтобы они выполняли тяжелую работу. Руководят этими ма­шинами тоже люди. Что прикажет человек, то и выполняет машина».

К близлежащему магазину все время подъезжают крытые фурго­ны. В сам магазин дети ходят с родителями. Намного интересней обойти его и посмотреть, как сгружают с фургонов разнообразные продукты. Педагог: «Одни фургоны привозят хлеб, булки — сразу вкусно пахнет! Другие — молоко, кефир. В некоторых мешки с ово­щами, ящики с фруктами. Фургоны так и называются: хлебный, овощной». Можно спросить у детей, почему у грузовика открытый кузов, а у фургона закрытый. Можно услышать в ответ: «А то птица подлетит и склюет хлеб».

Самое интересное происходит, когда подъезжает машина, у кото­рой вместо кузова цистерна. Дети уже знают, что иногда в цистер­нах привозят живую рыбу. Никто не уходит, пока грузчики не за­кончат вычерпывать всех рыб и в ящиках переносить их в подсобное помещение. Иногда кто-нибудь из них показывает детям рыбу в сач­ке, называет ее. Можно подойти поближе и посмотреть, как она бьет хвостом, разевает рот (объяснить — почему).

Интересно и познавательно проходят целевые прогулки к пе­рекрестку со светофором. Взрослый показывает объясняет, для чего светофор, что обозначают каждый его цветовой сигнал, зе­леные стрелки, знаки на пешеходном переходе, белые широкие полосы поперек дороги. Идет первоначальное обучение правилам дорожного движения. Дети внимательно следят, как двигается транспорт у светофора, отмечают, что все выполняют правила, иначе случится беда. Вслед за зелеными стрелками старшие дети разводят руками влево и вправо: «Поезжай налево! Поворачивай направо!»

Вечером родители могут продолжить объяснения. Дети внима­тельно следят, как машины сообщают друг другу, кто из них повора­чивает или собирается остановиться возле тротуара. В сумерках это отчетливо видно.

С энтузиазмом дети встречают предложение «попутешествовать по родному краю». Шагая вдоль жилых домов, дети помнят, за ка­ким окном пышно цветут цветы, с какого балкона смотрит на них собака, на каком подоконнике стоит клетка с птичкой, где обычно греется кошка. Останавливаясь у таких ярких объектов, дети с ра­достью отмечают, что их будто ждали. Взрослый предлагает: «По­здоровайтеть!» И все вместе говорят: «Здравствуй, милая кошечка! Мы рады встрече с тобой!».

Такие яркие, незабываемые впечатления детям не получить, на­ходясь лишь на своем участке.

В некоторых микрорайонах города установлены памятники. Экскурсия к ним вносит много разнообразных впечатлений в жизнь малышей. Если это памятник поэту, то можно прочитать его стихотворение, положить на постамент специально собранные детьми луговые цветы, букет разноцветных листьев. Если это па­мятник воину — рассказать о его подвигах. Такие экскурсии про­водятся 1 раз в квартал, каждый раз отмечается: у памятника все время цветы, а это значит, что не только мы помним о нем, но и другие люди тоже.

К новогоднему празднику на улицах продают елки, витрины ма­газинов оформлены разнообразными зимними сюжетами, компози­циями, на площади сверкает огнями огромная елка. К другим праз­днествам на улицах вывешиваются разноцветные флаги, иллюминация. Все это яркий материал для наблюдения с детьми.

Такое понятие, как родной край, ребенок полностью осознает на­много позже, а пока он впитывает яркие образы окружающего, слы­шит добрые слова, обращенные к нему. Ребенку радостно и инте­ресно жить на свете.

Категория: ВАЖНО ЗНАТЬ | Добавил: admin (24.05.2011)
Просмотров: 11630 | Теги: перспективный план работы, методисту детского сада, методика проведения прогулок в детс, организация работы в детском саду | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru