Знакомя с
разнообразными явлениями неживой природы необходимо воспитывать у детей
эстетические чувства, формировать навыки бережного отношения к окружающему
миру.
Сезонные и
погодные явления. В теплое время осени наблюдения проходят при активном участии
самих детей.
Слушая
рассказ о золотой осени, дети отмечают и тепло ласкового солнца, и синее небо,
и медленно плывущие белые облачка.
В ненастный
дождливый день не стоит устраивать наблюдение, не подготовив ребенка к
восприятию этой унылой картины. Детям будут не совсем понятны высказывания
взрослого о тучах, о ненастной погоде. Целесообразно начать работу с
подготовительной беседы во время сборов на прогулку. Воспитатель обращает
внимание детей на их одежду, спрашивает, зачем надевают резиновые сапоги,
плащи, берут зонты. Закрепляя детские знания о предназначении этой одежды,
воспитатель связывает их с погодными условиями конкретной прогулки: «Холодно,
идет дождь, вот поэтому у всех плащи и сапоги». Выйдя на прогулку, воспитатель
закрепляет сказанное: «Посмотрите, как одета бабушка, какой у нее красивый
зонт, похож на цветок. А где птички? Они спрятались, не хотят, чтобы перышки их
стали мокрыми! А нам дождь не страшен: у нас и сапоги, и плащи, и гуляем мы на
веранде».
Таким
образом, характерные сезонные явления, связанные с личным опытом, облегчают
формирование соответствующих связей и представлений детей.
Неожиданно
пошел густой мохнатый снег. Сквозь его пелену детям интересно смотреть на мир.
«Снегопад!» — говорит взрослый, и Дети начинают понимать, о чем идет речь.
Взрослый
обращает внимание детей на то, какое солнышко во время прогулки. Весной оно
ласково светит, пригревает. Дети могут убедиться в этом сами: бегают по
участку, прикладывают ладошку то к поверхности скамейки, то к стволу дерева, то
к своей одежде. Летом солнце бывает жарким. Тогда приятнее играть в тени под деревьями.
Взрослый
обращает внимание детей и на цвет неба. «Оно бывает разного цвета: синее,
голубое и даже серое. По нему плывут то легкие белые облачка, то огромные
серые тучи».
Чувственный
опыт ребенка обогащается, когда взрослый образно рассказывает о ветре: «В
осеннюю пору он зло завывает, срывает листья, гонит тучи. Летом ветер-ветерок
ласково веет, несет прохладу».
«Дождь тоже
разный. В непогоду мелкий, затяжной. Сразу все вокруг становится серым, унылым.
Летом весело скачет, радостно и звонко стучит по крышам, пузырится в лужах и
быстро убегает».
На прогулке
застал детей град. Белые горошины скачут, катятся во все стороны, быстро тают.
Дети могут взять их в руку, ощутить холод, заскочившие на веранду горошины
сравнить по величине.
Интересное
красочное явление — радуга. Она разноцветной дугой раскинулась на небе.
Показывая ее детям, прочитать потешку «Радуга-дуга».
Сезонные
явления пока еще не до конца понятны младшим дошкольникам, но яркие
впечатления от них остаются в душе каждого ребенка. Погодные явления в такой же
мере доступны пониманию ребенка.
В холодный
морозный день, когда не видно солнца, дети чувствуют себя неуютно. Взрослый
должен поднять их настроение: «Слышите, как снег хрустит, поскрипывает под
ногами?» Прислушались дети, а взрослый предлагает: «Посмотрите, какие-то следы
на снегу. Как вы думаете, кто приходил к нам в гости?» Пусть дети сами рассказывают,
фантазируют, проявляют активность, интерес к окружающему. Цель достигнута. Вот
уже и оживились все ребятишки.
Следует
учитывать, что настроение детей может резко понизиться уже при выходе на
прогулку, едва малыши увидят серое небо, мокрые кусты, поникшие цветы.
Взрослому нельзя оставлять детей в таком настроении. Надо что-то экстренно
предпринять. Изменить настроение могут, например, две лягушки, которые
проскакали по дорожке и скрылись в траве. Где они? Почему не видно? И вскоре
после рассказа воспитателя дети весело скачут, распевают песенку «Музыкальных
ребят» (см. летние конспекты прогулок).
Наблюдения
за сезонными и погодными явлениями тесно связаны с наблюдениями за
растительным и животным миром, помогают сформировать первые представления о
временах года, создать образ, созвучный восприятию малыша.
Все залито
солнечным светом. На фоне синего неба еще ярче выделяется желтый цвет
растений. Какого цвета деревья и кусты? Какого цвета ковер из листьев под ногами?
Все это — золотая осень. Осень желтого цвета.
Все вокруг,
куда ни глянь, утопает в снегу, покрыто снегом, укутано им. Все вокруг
белым-бело. Какого цвета зима? Дети отвечают сами.
Что значит
«солнышко пригревает»? Пусть дети убедятся в этом сами. Бегая по участку, пусть
прикладывают ладошку к предметам, находящимся в тени и на солнце, ощущая
разницу температур. Всем становится понятно: солнышко спешит все согреть, весну
встречать пора. Теперь уже стремительно изменяется все вокруг: люди сменили
шубы на куртки, валенки — на резиновые сапоги. Почему? А где снег? Откуда
столько луж, ручьев? Кругом журчит, поет вода. Почему? Чему радуются птицы?
Оказывается, все это потому, что весна на дворе. Пришла красавица-весна, и
вдруг все вокруг зазеленело. Трава какого цвета? Листья какого цвета? Так
какого цвета весна?
А летом
солнце светит ярко. Всюду цветут цветы: на клумбе, в поле, на лесной поляне.
Вокруг порхают бабочки, мотыльки, они — как живые цветы. И сами дети в ярких
одеждах — как цветы. Все нарядное, красивое. Лето красного цвета.
А что значит
«солнце припекает»? Где лучше книжку читать, рисовать: в тени под деревьями
или на площадке перед верандой? А почему дети стали похожи на шоколадки? Это
все солнце жаркое, летнее постаралось.
Природный
материал.
Вода.
Ознакомление с водой и ее свойствами осуществляется в теплое время года в конце
прогулки, когда есть возможность сразу же завести всех в помещение и переодеть
при необходимости. Проводится такое ознакомление в виде игр-занятий под
строгим контролем взрослого (см. раздел «Самостоятельная деятельность детей»).
Лужи. Детям
интересно рассматривать лужу. В ней отражаются предметы ближнего окружения,
которые могут исчезнуть, если в лужу что-нибудь бросить. Лужи бывают большие и
маленькие. Одни нужно обходить, а через другие можно просто перешагнуть. Лужи
также бывают глубокие и мелкие. Для этого их измеряют лопаткой, палочкой (но не
сапогом). Измерив, вместе со взрослым дети решают, можно по ней провести
машину или она утонет.
Детям
нравится по луже пускать разные предметы, которые есть под рукой: ветки, щепки,
пластмассовые и бумажные кораблики, мячи и др. Интересно, что тонет, что
плавает. Увлекаясь, дети бросают в лужи лопатки, разнообразные игрушки,
поэтому взрослому приходится их останавливать.
Ручьи. Дети
сами находят себе занятия: соединяют ручьи, прокапывая канавки, поворачивают
их русла. Веселое журчание ручьев, солнечные блики, тепло — все радует детей.
Снег.
Знакомство со свойствами снега и льда происходит во время выполнения трудовых
действий зимой. Ошибкой практики следует считать то, что взрослый, стараясь
придать красочность постройкам, иногда окрашивает снег в яркие цвета. Ребенок
с помощью взрослого должен понять и принять красоту и великолепие природного
материала (читается отрывок из стихотворения Н. Никитина «На дворах и домах»).
Чуть оживить снег могут мелкие цветные льдинки, выложенные узорами самими
детьми. Помимо построек, дети выполняют разнообразные дидактические упражнения,
игры, задания типа «Какое ведро тяжелее (с пушистым или мокрым снегом)?».
Песок.
Предлагается детям в свободное пользование в теплое время года и широко
применяется ими. Игры с песком более содержательны, когда взрослый предлагает
специально подобранный набор мелких игрушек или когда дети по собственной
инициативе начинают использовать разнообразный природный материал в качестве
заместителя.
Глина,
тесто. Дети используют ее, когда по предложению взрослого и с его помощью
начинают лепить недостающий игровой материал: чашки, блюдца, угощенья, украшения
и т. д.
Часто вместо
глины применяется и цветное тесто. Оно удобно тем, что его можно заготовить
впрок довольно много. К тому же в зависимости от желания малыша этому
подсобному материалу придают тут же соответствующую окраску. Оторвал малыш себе
кусок теста, сам покрасил в розовый цвет и слепил ежа. Берет другой кусок, красит
— вылепил медведя. Увлеченно действует малыш, соединяя цветные куски между
собой, меняя по ходу свои замыслы, в конце такой творческой работы он точно
знает, что получилось. Вылепленные персонажи появляются на лужайке, под
кустами. В следующий раз их угощают сделанными ягодами, морковками, яблоками.
Бывает, разноцветных ежей собирается целая семейка — и всем хватает и места под
кустом и угощений.
Сооружения
из снега, вылепленные из глины и теста зверушки используются в наблюдениях,
целью которых является развитие пространственных ориентировок. Уточнить место
расположения многочисленных построек из снега зимой, конкретизировать знания
детей об их назначении помогает прием — показ этих построек любимым игрушкам
(вынести на участок большую куклу Машу) или гостям (после новогоднего праздника
приходит Снегурочка). Дети наперебой показывают, как можно играть со слоненком,
с жирафом и т. д.
Камешки,
ракушки. Во время целевых прогулок на опушку леса, к водоему дети собирают
камешки, ракушки, выполняя при этом разнообразные дидактические игры-задания,
учатся первоначальному счету. Хранится этот материал в специальных небольших
легких ящичках, удобных для переноса, или в маленьких корзиночках. Чтобы детям
было интереснее играть, камешки можно покрасить масляной краской, тем самым
усилив естественный цвет: голубовато-серый, зеленовато-желтый. Ошибка, когда
воспитатели красят камешки в яркие цвета (дети могут принять их за конфеты,
взять в рот). Ребенок должен научиться ценить естественную красоту природы.
Дети подолгу и разнообразно используют природный материал в самостоятельной
деятельности.
3.
Наблюдения за трудом взрослых.
Организуя
такие наблюдения с детьми в течение года 1—2 раза в квартал, взрослый
воспитывает уважение к людям труда, формирует у детей готовность прийти на
помощь, способность оценить результаты труда людей.
Дворник. При
наблюдении за работой дворника в каждом из времен года отмечается характер его
труда, уточняются название и предназначение его рабочего инвентаря. Взрослый
рассказывает о результатах и ценности труда дворника для всех людей,
предлагает оказывать ему помощь. Сам дворник включается в воспитательный
процесс: демонстрирует трудовые навыки, помогает детям освоить их. Окончив
работу, благодарит всех за помощь.
Прачка.
Периодически дети наблюдают за работой прачки. В этом случае сам процесс скрыт
от глаз ребенка, видны только результаты (вывешенное чистое белье), но детям
понятен смысл ее действий, так как процесс труда малыши могут наблюдать в домашних
условиях, а в теплое время года воспроизводить в собственных игровых действиях.
Почему белье нужно просушивать, где развешивает прачка белье, чем закрепляет
на веревке, что потом будет с ним делать — все эти вопросы вначале взрослый
задает детям для самостоятельных ответов, а потом уточняет каждый из ответов
детей, подчеркивая, что все благодарны прачке за ее труд.
Шофер.
Интересна и понятна детям трудовая деятельность шофера, который управляет
разными видами машин (снегоуборочной, поливочной и т. д.). Интересно и его
рабочее место и то, как он управляет машиной. В ходе наблюдения детям
становится понятен, очевиден результат его трудовых усилий.
Строитель.
Наблюдения за его трудовой деятельностью проходит на значительном расстоянии от
места стройки. Дети видят и понимают, какой груз привозят машины, как с
помощью подъемного крана рабочие сгружают строительный материал, как возводят
стены дома. Взрослый лишь комментирует, уточняет, что строят, для кого строят.
Затем все
дети слушают рассказ о содержании работы строителя, значимости ее результата
для людей. Результаты его трудовых усилий несколько отодвинуты во времени, но
все равно понятны всем. Взрослый поясняет, зачем строителю каска, высокие
сапоги, рукавицы.
Интересует
детей и труд взрослых и детей старших групп на огороде, у цветочной клумбы в
теплое время года. Всем доставляет удовольствие предоставленная возможность
включиться в общий трудовой процесс: весною сажать крупные бобовые растения,
осенью собирать урожай.
На
протяжении теплого времени года малыши помогают детям старших групп производить
полив растений.
Разные виды
трудовой деятельности у людей разных профессий, смена обстановки (улица,
хозяйственный двор, огород, цветник) — все это активизирует познавательную
деятельность, поддерживает стойкий интерес к наблюдениям на протяжении всего
года. При каждом наблюдении происходит накопление ярких впечатлений, словарного
запаса, активизация мыслительных операций. Дети учатся видеть целесообразность
четкой последовательности трудовых действий взрослого, например, пока дворник
не подметет дорожки, он не будет собирать мусор и выбрасывать его в урну;
прачка будет снимать только то белье, которое уже высохло; шофер поливает улицы
при сухой погоде и т. д. Взрослый помогает детям понять сезонность тех или
иных трудовых действий людей: весной высаживают рассаду, сеют семена, осенью
собирают урожай.
Постоянно в
рассказе воспитателя звучит: труд приносит радость самому человеку, чувство
удовлетворения от хорошо выполненной работы, человек гордится результатами
своего труда.
4.
Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки.
Детям
интересны события, происходящие за пределами участка, и они неизменно рады
совершить экскурсию на участок детей старшей группы. Поход в гости — праздник
для малышей. Лучше всего такие прогулки совершать в пасмурную погоду, когда под
ногами сыро, все вокруг выглядит серым и унылым.
Дети
оживляются, когда им предлагают погулять по улице. Они внимательно следят за
движением машин. Им доступны понятия: общественный и личный транспорт. Младшие
учатся называть виды общественного транспорта, отмечая особенности некоторого
из них: «Едет и держится за провод, чтобы не потеряться» (о троллейбусе).
Старшие могут рассказать о назначении пожарных машин, дежурных машин милиции.
Взрослый обращает внимание всех на машину скорой помощи, молоковозы, закрытые
фургоны. Дети могут закреплять в памяти цвет легковых машин в игре «Чья машина
появится первой». У жилого дома в ряд стоят легковые автомобили. Можно
остановиться и развернуть беседу об устройстве легкового автомобиля: сколько
колес, почему сзади прикреплено пятое, сколько фар и зачем они, сколько дверей.
Если у грузовика — кузов, то у легковой — салон с ремнями безопасности. Многие
начинают показывать, где они сидят в своей машине, рассказывать, кто ведет
машину, куда ездят всей семьей.
В следующий
раз можно уточнить: колеса передние и задние, фары тоже, стекла лобовое и
боковые. Вместе с детьми можно припомнить, сколько колес у любой машины, у
взрослого и детского велосипедов, у мотоцикла.
Вместе со
взрослым все рассматривают эмблемы разных машин. Очень быстро старшие дети
начинают различать эмблемы «Лады», «Москвича», «Ауди», «Мерседеса». Некоторые
дети начинают различать и буквы: А, О, М, а затем находить их на вывесках
магазинов, в книгах.
Вблизи
стройки (на безопасном расстоянии) все наблюдают за работой бульдозеров,
грузовых машин, подъемных кранов. Рассказывая о каждой машине, взрослый
подчеркивает: она помогают людям трудиться.
По улице
медленно движется снегоуборочная машина. Она загребает лопастями снег и по
транспортеру подает его наверх, откуда он ссыпается в кузов грузовой машины.
Грузовая машина движется необычно, задним ходом. Взрослый подчеркивает, что
управлять ею непросто: чуть притормозил — и снег просыпался мимо.
По тротуарам
движется другая машина — снегоочистительная. Щетками счищает снег, отодвигает
его в сторону. Пройдет такая машина, и дворнику не так тяжело уже работать,
наводить порядок на тротуаре. Зачем убирать снег, куда его увозят — все эти
вопросы должны быть уяснены в ходе наблюдения. Труд — не напрасная затрата
сил. Он всегда на пользу окружающим.
Радостное
оживление вызывает у детей поливочная машина. Как ни стараются дети, а она все
равно достает их своими веселыми брызгами. Педагог: «Очень доброе дело она
делает — умывает улицы, тротуары, поит свежей водой газоны, цветники.
И машины на
стройке и машины на улицах — все это придумали люди, чтобы они выполняли
тяжелую работу. Руководят этими машинами тоже люди. Что прикажет человек, то и
выполняет машина».
К
близлежащему магазину все время подъезжают крытые фургоны. В сам магазин дети
ходят с родителями. Намного интересней обойти его и посмотреть, как сгружают с
фургонов разнообразные продукты. Педагог: «Одни фургоны привозят хлеб, булки —
сразу вкусно пахнет! Другие — молоко, кефир. В некоторых мешки с овощами,
ящики с фруктами. Фургоны так и называются: хлебный, овощной». Можно спросить у
детей, почему у грузовика открытый кузов, а у фургона закрытый. Можно услышать
в ответ: «А то птица подлетит и склюет хлеб».
Самое
интересное происходит, когда подъезжает машина, у которой вместо кузова
цистерна. Дети уже знают, что иногда в цистернах привозят живую рыбу. Никто не
уходит, пока грузчики не закончат вычерпывать всех рыб и в ящиках переносить
их в подсобное помещение. Иногда кто-нибудь из них показывает детям рыбу в сачке,
называет ее. Можно подойти поближе и посмотреть, как она бьет хвостом, разевает
рот (объяснить — почему).
Интересно и
познавательно проходят целевые прогулки к перекрестку со светофором. Взрослый
показывает объясняет, для чего светофор, что обозначают каждый его цветовой
сигнал, зеленые стрелки, знаки на пешеходном переходе, белые широкие полосы
поперек дороги. Идет первоначальное обучение правилам дорожного движения. Дети
внимательно следят, как двигается транспорт у светофора, отмечают, что все
выполняют правила, иначе случится беда. Вслед за зелеными стрелками старшие
дети разводят руками влево и вправо: «Поезжай налево! Поворачивай направо!»
Вечером
родители могут продолжить объяснения. Дети внимательно следят, как машины
сообщают друг другу, кто из них поворачивает или собирается остановиться возле
тротуара. В сумерках это отчетливо видно.
С
энтузиазмом дети встречают предложение «попутешествовать по родному краю».
Шагая вдоль жилых домов, дети помнят, за каким окном пышно цветут цветы, с
какого балкона смотрит на них собака, на каком подоконнике стоит клетка с
птичкой, где обычно греется кошка. Останавливаясь у таких ярких объектов, дети
с радостью отмечают, что их будто ждали. Взрослый предлагает: «Поздоровайтеть!»
И все вместе говорят: «Здравствуй, милая кошечка! Мы рады встрече с тобой!».
Такие яркие,
незабываемые впечатления детям не получить, находясь лишь на своем участке.
В некоторых
микрорайонах города установлены памятники. Экскурсия к ним вносит много
разнообразных впечатлений в жизнь малышей. Если это памятник поэту, то можно
прочитать его стихотворение, положить на постамент специально собранные детьми
луговые цветы, букет разноцветных листьев. Если это памятник воину —
рассказать о его подвигах. Такие экскурсии проводятся 1 раз в квартал, каждый
раз отмечается: у памятника все время цветы, а это значит, что не только мы
помним о нем, но и другие люди тоже.
К
новогоднему празднику на улицах продают елки, витрины магазинов оформлены
разнообразными зимними сюжетами, композициями, на площади сверкает огнями
огромная елка. К другим празднествам на улицах вывешиваются разноцветные
флаги, иллюминация. Все это яркий материал для наблюдения с детьми.
Такое
понятие, как родной край, ребенок полностью осознает намного позже, а пока он
впитывает яркие образы окружающего, слышит добрые слова, обращенные к нему.
Ребенку радостно и интересно жить на свете. |