Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 29.04.2024, 05:18

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » ВАЖНО ЗНАТЬ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ТРУДОВЫМ ДЕЙСТВИЯМ НА ПРОГУЛКЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Важным структурным компонентом прогулки является выпол­нение детьми посильных трудовых действий. В процессе их выпол­нения важно сформировать положительное отношение, уважение к труду взрослого, желание самому включиться в трудовой процесс, а затем и проявлять самостоятельность, инициативу.

Начиная работу по приобщению детей к посильным трудовым действиям, следует помнить, что это трудоемкая и кропотливая ра­бота, требующая много терпения, внимания, творчества самого пе­дагога. Несмотря на то, что выполнение трудового задания по вре­мени занимает от 10 до 20 минут, детям интересно быть рядом со взрослым, чувствовать себя соучастником увлекательных дел.

Увидев работающих, малыши охотно откликаются на предложе­ние взрослого принять участие в совместных трудовых действиях, но вскоре переводят их в более привычные, понятные и интересные для себя: опавшие листья подбрасывают вверх и с улыбкой наблю­дают, как они опускаются на головы окружающим; снег сыплют на ноги себе и товарищам, закапывают в него ведерки, лопатки вски­дывают на плечо и начинают маршировать: «Мы солдаты!»; воду несут, стараясь расплескать ее, оглядываясь на дорожку из образо­вавшихся лужиц на асфальте, намеренно толкают ведерки, чтобы облиться самому или облить идущих рядом, а то и просто вылива­ют воду в лужу, встретившуюся на пути.

Иногда всерьез относятся к предложению поработать (построить мишке дом), но начинают суетиться, громко говорить — приходят в возбужденное состояние: «Давайте быстрее, мишке надо!» На пред­ложение взрослого принести снег реагируют положительно, быст­ро расхватывают ведерки и бегут, могут разрушить находящуюся рядом постройку, чтобы использовать этот снег. Взрослый с трудом останавливает детей, чем вызывает их недовольство.

В следующий раз, включившись в совместные со взрослым дей­ствия и увидев, что их собственные двигательные навыки далеки от совершенства, дети разочаровываются, отказываются от дальнейше­го участия и уходят.

Поэтому первые действия детей по выполнению какого-то пору­чения должны быть простыми, понятными, конкретными и кратки­ми по времени: отнеси на веранду, поставь на место и т. д. Можно несколько усложнить задание, включив два этапа в выполнение по­ручения: собери разноцветные листья и принеси их на веранду.

Педагог из листьев делает шапочку. Всем хочется такую же. Взрос­лый предлагает: «Наберите листьев, а я сделаю!» Педагог обязатель­но подчеркивает, для чего нужно собрать листья (для игры), уточ­няет, как играть, где играть. В этом случае отказов нет. Интерес, возникающий в результате действий взрослого и его эмоциональ­ных пояснений, теперь уже поддерживается и закрепляется понят­ным, желанным для каждого и быстрым по исполнению результа­том. Если раньше интерес детей удерживался на протяжении действий взрослого в ожидании результата (взрослый говорит: «По­смотрите, что я вам сейчас сделаю.»), то теперь уже сам результат служит толчком для включения детей в выполнение необходимых действий.

Главным для самого взрослого остается условие как можно бы­стрей достичь результата, пока внимание детей сконцентрирова­но на его непосредственных действиях, не исчез интерес к ним, пока дети в ожидании конечного результата: «Принеси песок и будем играть с ним!»

Как только дети убедятся в том, что их непосредственная помощь приводит к интересному для всех результату, можно получение это­го результата постепенно отодвигать на более длительный срок. Например, взрослый начинает сгребать снег лопатой и объясняет: «Сейчас сгребу много снега и начну лепить что-то интересное. Уга­дайте, что получается? Правильно, снеговик. Но он необычный, с ним можно играть: закидывать в его корзинку снежки. Еще немного осталось, и будем играть!»

Цель достигнута: у детей появился стойкий интерес к сооружае­мому объекту, никто не уходит. Эмоциональным рассказом о буду­щей игре педагог концентрирует внимание детей на сооружении корзины, той самой корзины, с которой развернутся интересные иг­ровые действия. Но именно для этой корзины, которую все ждут, снега и не хватило. Педагог обращается за помощью к детям. Отказов нет. Все берут лопатки и ведерки, пытаются побыстрее принести снег.

Взрослый останавливает, убеждает каждого, что торопиться не сле­дует, так как набирать снега нужно побольше, а то не хватит для постройки. Снег доставлен, корзина вылеплена, взрослый благода­рит за помощь, дети начинают играть.

Главное на данном этапе работы, чтобы у детей сформировалось представление о значимости собственных усилий для достижения общего результата действий. Важно, чтобы момент этого ожидания не был растянут во времени. Поэтому на первых порах взрослый включает детей в активные совместные действия только к самому концу завершения постройки.

Достигнутый совместными усилиями желанный результат под­держивает формирующуюся в сознании ребенка уверенность в соб­ственных силах, в собственных умениях, в собственной значимос­ти. Это уже не только помощь в выполнении трудовых действий, это уже желание самому сделать что-то полезное, нужное для кого-то.

Теперь уже ребенок готов действовать рядом со взрослым на парт­нерских отношениях с самого начала сооружения постройки.

На предложение построить домик для Снегурочки откликаются все, разбирают лопатки, ведерки и спокойно идут за снегом.

На участке должен быть уголок, где хранится весь необходимый инвентарь. Этот инвентарь должен быть настоящим, не игрушеч­ным и соответствовать росту и силам ребенка. В летнее время это ведерки для песка и воды, совочки к ним, лейки. В специальной стойке — грабли, венички. Ведерки желательно подобрать цилинд­рической формы, они более устойчивы. Дужка должна быть дере­вянной, удобной для захвата. Объем ведерка — до 0,8 л, с внутрен­ней стороны масляной краской отмечен уровень его наполнения (для младшей подгруппы 0,2—0,3 кг, для старшей подгруппы не более 0,3-0,4 кг).

Носить груз (лейки с водой, ведерки с песком или водой) разре­шается ребенку одновременно в обеих руках. Время выполнения поручения — от 7 до 10 минут, расстояние, которое могут преодоле­вать дети, следует ограничивать 100—150 м. При желании можно выполнять эти же трудовые действия второй раз.

В зимнее время детям предлагают пластмассовые ведерки объе­мом до 2 л, так как снег легкий, объемный. К ним деревянные ло­патки, чтобы снег не соскальзывал (площадь 20x25 см), движки (30x40 см), грабли. Длина черенка этого инвентаря 60—70 см.

Перед началом выполнения задания взрослый подчеркивает, что успех дела зависит от того, как внимательно дети будут слушать его объяснения и как выполнять каждое требование.

Взрослый кратко перечисляет, напоминает очередность необхо­димых действий: наполнить ведерки снегом до определенной отмет­ки, воткнуть лопатку аккуратно в сугроб, чтобы она не упала, затем нести снег всем вместе, не обгоняя друг друга. В ходе выполнения задания взрослый будет напоминать и неукоснительно следить за выполнением этих действий в их строгой последовательности.

Такое деление на циклы последовательных действий, во-первых, дисциплинирует детей, во-вторых, облегчает взрослому руководство детской деятельностью. А главное — поддержать стойкий интерес малышей на протяжении выполнения всего задания.

Каждый отдельный цикл действий имеет промежуточный резуль­тат. Например, нужно насыпать снег до отметки (один из циклов действий). Педагог в данный момент добивается, чтобы дети научи­лись зрительно фиксировать уровень наполнения ведерок и пра­вильно выполняли требуемое. Эта конкретная задача, стоящая пе­ред детьми в данный момент, зрима, понятна им, что, в свою очередь, стимулирует активность каждого малыша.

Необходимость деления трудового поручения на циклы обуслов­лена и тем, что дети младшего дошкольного возраста в силу соб­ственных возможностей не в состоянии длительно удерживать в памяти общую задачу и конечный результат всех действий. Педа­гог, добиваясь результативности в определенном цикле действий, обязан увязывать этот промежуточный результат с конечным ре­зультатом: «Наберешь снег ровно до отметки, тогда его хватит для сооружения черепахи. У нас будет огромная черепаха». Взрослый обязательно должен продолжить свое высказывание: «Все обраду­ются, начнут съезжать с нее. Весело будет!»

При этом не следует забывать и обучать детей бережно относить­ся к инвентарю: не бросать лопатку, а втыкать ее в сугроб, не забы­вать относить лопатки и ведерки после завершения всех дел на мес­то и др.

Выполнившим задачи конкретного цикла малышам предлагать самим проверить, все ли выполнено правильно, и только тогда пе­реходить к следующему циклу действий. Такое последовательное обу­чение детей вскоре приносит свои положительные результаты. Стар­шие не только сами правильно выполняют все условия, но уже могут контролировать и действия товарищей: «Тебе Зинаида Петровна не разрешит нести снег, ты набрал полное ведро, полоски не видно».

Если результаты промежуточных действий и конечный резуль­тат на протяжении всего трудового процесса неоднократно подчер­киваются и оцениваются взрослым, дети смогут понять и удержать в памяти, для чего они прикладывают усилия. Дети помнят и дово­дят начатое дело до конца.

На первых порах обучения конкретному действию педагог пока­зывает и объясняет: лопатку надо держать прямо, чтобы снег не соскальзывал, демонстрирует технику движения: «Нужно снимать лишь «шапку» сугроба, а то лопатку не поднимешь». Далее идет уточнение: снег высыпать следует не торопясь, чтобы не просыпать мимо, не перевернуть ведерко. Часто приходится брать руку то од­ного, то другого ребенка, действовать вместе, объясняя правильность выполнения действий остальным.

Процесс обучения трудоемкий, поэтому вначале для выполнения задания привлекают одновременно не более 3 человек. С ростом объема умений детей их количество при выполнении поручения увеличивается до 7—8 человек.

Малыши пока еще выполняют порученное только при условии, что взрослый рядом, что он всегда поможет, поощрит, подбодрит улыбкой, словом, ласковым жестом. Чуть отвернулся педагог, вов­ремя не обратил внимания, не поддержал — и тут же малыш теряет­ся, разочаровывается, уходит. Видимо, не сами трудовые действия и их результат, а совместные со взрослым дела, близость к взросло­му, его оценка, поощрение составляют стержень активности млад­ших дошкольников.

При систематической и планомерной работе движения детей ста­новятся более уверенными, целесообразными, проявляется интерес к выполнению собственных действий, а также положительное от­ношение к результатам промежуточных циклов. «Посмотрите. Я правильно набрал снег, до полоски?» — обращаются дети к взросло­му, ожидая его поощрения.

Теперь уже они начинают проявлять интерес к самой постройке: «А стены домика будут толстые, пусть мишке будет тепло!», «Да­вайте сделаем большие окна, тогда мишутка всех увидит!» Прой­дет еще немного времени, и дети начнут проявлять инициативу, опережая предложения взрослого вопросом: «А что сегодня будем лепить?»

Теперь уже не пример взрослых, выполняющих трудовые дей­ствия, а собственные умения, уверенность в собственных силах, ре­зультаты своих действий поддерживают их стойкое желание вклю­чаться в трудовой процесс. Дети сами приглашают взрослого заняться интересным для них делом.

Изменяется и поведение детей при переносе груза. Можно наблю­дать, что при первых попытках нести ведра с песком, снегом поход­ка детей шаркающая, поза напряжена, дети молчаливы, идут сгор­бившись, руки согнуты в локтевых суставах, дужки ведер обхватывают одним большим пальцем или указательным и сред­ним. Упражняясь в переносе груза, дети очень скоро обучаются без напряжения выполнять это действие. Теперь при ходьбе они улыбаются, часто вступают в контакт со взрослым и сверстника­ми, идут легко, непринужденно, ведра держат свободно (иногда вы­ражают недовольство их легкостью), захват дужек правильный, все­ми пальцами.

Систематичность и планомерность работы дает возможность взрослому изменить тактику собственного поведения. Взрослый может руководить действиями детей на расстоянии, лишь конк­ретизировать, уточнять, напоминать. Дети даже обижаются, ког­да он хочет что-то сделать рукою самого ребенка, протестуют: «Я сам! Я могу!»

Если при первых попытках набрать снег дети держатся как мож­но ближе к взрослому, толпятся около него, толкаются, мешают друг другу, не замечают никого, кроме воспитателя, то теперь все дер­жатся свободно, не ждут помощи от взрослого. Начинают замечать, как действуют рядом с ним товарищи, и советуют им: «Ты набирай снег с той стороны, тебе удобно будет и мне мешать не будешь!», сами контролируют действия сверстников: «Ты не воткнул лопатку в снег. Так нельзя!», проявляют инициативу: «Можно мы одни схо­дим за снегом?» и даже: «Давайте маленькую Олечку возьмем с со­бой. Я ей помогу правильно снег набрать!»

В зимнее время трудовые поручения несколько однотипны: на­полнить ведра снегом до определенной полоски, отнести его к мес­ту постройки, а затем весь инвентарь расставить по местам. Дети каждый раз упражняются в одних и тех же действиях, быстро усва­ивают все правила и начинают действовать со взрослым на равных условиях от начала до конца.

В летнее время при переносе песка они уже не испытывают ника­ких затруднений.

В жаркую погоду детям предлагаются аналогичные действия с водой и сразу же возникают трудности. Сам материал приводит де­тей в возбуждение. Им хочется активно действовать с водой, брыз­гаться, плескаться, переливать его из одной емкости в другую. По­нимая состояние детей, взрослый предоставляет им такую возможность в конце прогулки при купании кукол, при мытье иг­рушек, с которыми играли, в играх с песком, при проведении неко­торых занятий.

В начале при переносе воды дети стараются идти, поливая соб­ственные ноги и ноги идущих рядом, приходится останавливать каждого и предупреждать: «Будешь баловаться, вода прольется, в ванночке будет мало воды. Как купать кукол?» И все понимают це­лесообразность требований взрослого, подчиняются им.

Дети часто видят, как поливают клумбу дворник или дети стар­ших групп. Малыши тоже хотят принять участие в общей работе, но новый инвентарь — лейка — вызывает затруднения в обращении.

У детей не хватает терпения ждать, когда вода выльется мягкой стру­ей, и они просто выплескивают воду через край, не понимая, что при таком поливе можно поломать хрупкие стебли цветов.

Методика обучения обращения с лейкой имеет строгую последо­вательность. Сначала учат детей приносить воду и увлажнять ею песок в песочнице. Проводится такое игровое упражнение: каждый должен лить воду как можно осторожнее. Кто закончил полив пос­ледним, тот и победил. Детям трудно перестроиться, ведь всегда побеждал тот, кто был первым, а здесь все иначе. Но пусть каждый упражняется и в такой постановке задачи. Это всем по силам.

Но вот дети уже научились лить воду мягкой струей. Каждый раз они завороженно следят за этим процессом и забывают обо всем, только в конце вдруг обнаруживают, что под ногами образовалась солидная лужа. Поэтому детям предлагают поливать и одновременно медленно двигаться вдоль песочницы, чтобы вода впитывалась рав­номерно по всей поверхности песка. Тогда не будет луж.

Соединив воедино все эти требования, следует предлагать детям встать, не мешая товарищам, начинать полив песка струей, двига­ясь вокруг песочницы друг за другом, и напевать при этом, чтобы было веселей:

Ты, водичка, лей, лей! Ты, песочек, пей, пей!

Темп движения определяет взрослый, встав впереди.

Как только вода в лейке закончилась, ребенок отходит в сторону, чтобы не мешать другим, и следит за действиями товарищей. Всем понятно: победил тот, кто последним остался у песочницы. Обид нет ни у кого.

Убедившись, что дети научились правильно пользоваться лейкой, можно перейти к поливу огородных гряд. Во-первых, смена места действия и объекта действия положительно влияет на активность детей. К тому же стебли у растений не такие хрупкие, как у цветов.

Двигаясь вслед за воспитателем вдоль огородных гряд, дети на­певают:

Ты, водичка, лей, лей!

Ты, морковка (капуста, картошка и т. д.) пей, пей!

И в последнюю очередь детям разрешается поливать клумбу с цветами:

Ты, водичка, лей, лей! Ты, цветочек, пей, пей!

Свобода движений, относительно большое пространство для пе­редвижений, свежий воздух — все это благотворно сказывается на самочувствии ребенка, способствует укреплению его организма, за­каливанию. Эмоциональное влияние на него оказывают сами объек­ты живой природы, их многообразие и неповторимость, доступность в обращении, возможность разнообразно и достаточно длительно общаться с ними.

Активно действуя в природном окружении, ребенок учится чут­ко относиться ко всему живому, проявлять заботу и внимание, бе­речь и охранять природу, любить родной край.

В зимнее время трудовые поручения завершаются украшением сделанной постройки цветными льдинками. Это интересное заня­тие для детей, развивающее фантазию каждого малыша, его актив­ность, инициативу.

Льдинки интересны детям разнообразием окраски и формы. Нужно подобрать емкости для изготовления льдинок: кружки с полукруглым дном, формочки для печенья, тортов, пирогов, ме­дицинские лотки, крохотные горшочки и т. д.

Взрослый каждый раз, приступая к изготовлению льдинок, при­влекает внимание детей. В большой стеклянной банке с водой (что­бы детям было видно) он растворяет ту или иную краску, помеши­вает воду, обсуждает с детьми интенсивность окраски, заливает формы, опускает в каждую один хвостик тесемочки, другим захлес­тывает через край (зачем? Дети уже знают: за хвостик можно выта­щить готовую льдинку).

Часть льдинок на другой день дети используют по назначе­нию сразу, часть зарывают в сугроб на будущее, чтобы они не растаяли.

Льдинки нужны и удлиненной формы (лепестки цветов, лучи солнца, перекрытия построек), и круглой (середина цветка, солнца, часть узора и т. д.), и полусферической (шляпка гриба, крыша до­мика мышки-норушки и т. д.). В молочных пакетах получаются разнообразные кирпичики, конусообразные крыши и т. д.

Дети фантазируют, раскладывая по склону снежного вала всевоз­можные узоры, выкладывая фигурки лодочек, самолетов, домов. На снежной клумбе «вырастают» цветы разнообразной формы, вели­чины, цвета. Под березой разравнивается снег и появляется полян­ка с грибами, цветами, куда могут слетаться птицы, прибегать лес­ные звери (специальный подбор игрушек, вылепленные старшими из цветного теста, глины фигурки.) В другом конце участка вырас­тают всевозможные постройки (дома, мосты, дороги) полупрозрач­ные, чуть подкрашенные, переливаются на солнце, радуют детей. Сказочный город получается!

Если при переносе какая-то льдинка и раскололась — не беда. Осколки, и мелкие и крупные, тоже идут в дело: ими украшают со­оруженные из снега дома трех медведей, Снегурочки и т. д.

Существенным признаком того, что детям нравится действовать вместе со взрослыми, а также нравится процесс, где можно прило­жить и собственные знания, и собственные умения, является их положительный эмоциональный настрой на всем протяжении вы­полнения поручения, устойчивый интерес не только к тому, что делает или говорит педагог, но и к собственным практическим дей­ствиям, к действиям сверстников, а также к достигнутым резуль­татам. Гордость за достигнутый результат повышает самооценку каждого малыша.

Таким образом, включение детей в выполнение первых трудовых поручений обогащает каждого из малышей. Он учится уважать и ценить труд других людей и приходить к ним на помощь, познает правила выполнения трудовых заданий, приобретает навыки пользо­вания орудиями труда, к тому же учится бережно обращаться с ин­вентарем. В процессе выполнения действия с разнообразным при­родным материалом закрепляются знания об их свойствах и различиях. Обогащаются речь ребенка, его память, внимание, вооб­ражение, фантазия. А главное — при выполнении трудовых дей­ствий, как ни в каком другом виде детской деятельности, успешно формируются такие личностные качества, как уверенность в соб­ственных силах, самостоятельность, инициативность, умение дове­сти начатое до конца. Формируются положительные взаимоотно­шения со сверстниками.

Каждый раз в конце прогулки дети должны упражняться в целе­сообразных действиях по самообслуживанию: в зимнее время пе­ред входом в помещение тщательно вытирать ноги, обмахивать ва­ленки веничком. В слякоть счищать остатки грязи с подошв. Может быть, старшим нужно будет предложить самим обмыть свои сапо­ги. (Младшим делает это сам взрослый.) В летнее время дети долж­ны сполоснуть руки после игр с песком, после лепки. В конце про­гулки все моют игровой материал.

Категория: ВАЖНО ЗНАТЬ | Добавил: admin (24.05.2011)
Просмотров: 2152 | Теги: перспективный план работы, методисту детского сада, методика проведения прогулок в детс, организация работы в детском саду | Рейтинг: 5.0/2
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru