Процесс воспитания детей непрерывен. Большие
потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности
ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в
условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия
для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в
активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим
миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре как с природным
материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши
сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего
развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее
время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в
дошкольное учреждение, в помещение заходят лишь для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится 2 раза в день общей
продолжительностью до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15° или
ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или
отмены ее.
Прогулка родителей с ребенком, непосредственная работа
гувернера с 1—2 детьми или педагога прогулочной группы численностью до 4—5
человек не требуют особой организации. В целях успешного решения комплекса всех
воспитательно-образовательных задач при работе с детьми как младшей подгруппы
(возраст 2—3 года), так и старшей (возраст 3—4 года) следует продумать
организацию работы взрослых, распределение обязанностей между воспитателем и
младшим воспитателем (няней).
Воспитатель осуществляет основную работу с детьми.
Младший воспитатель помогает ему во всем. В целях охраны жизни и здоровья детей
оба взрослых, начиная рабочий день (до приема детей), внимательно осматривают
весь участок: нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких-либо
нежелательных предметов и т. д. В летнее время могут быть грибы, незнакомые
ягоды в укромных уголках площадки, палки с шипами и заостренными концами и пр.
Планируя целевую прогулку за пределы дошкольного учреждения, оба взрослых
должны хорошо узнать место, где будут останавливаться дети, предусмотреть все
необходимое в пути, чтобы ничто не угрожало жизни малышей. Младший воспитатель
сопровождает детей в целевых прогулках, может подключиться и старший методист
дошкольного учреждения.
При организации прогулки на участке дошкольного
учреждения младший воспитатель помогает подготавливать необходимый материал,
создавая на участке игровую среду. Во время проведения воспитателем наблюдений
с одной подгруппой детей младший воспитатель следит за остальными играющими. В
холодный период года помогает воспитателю заменять у детей промокшие варежки,
пораньше заводит в помещение младших и тех, кто устал, замерз, и т.д. В теплое
время он следит, чтобы у детей постоянно было питье, вода в рукомойнике. К
концу прогулки, если позволяет температура воздуха, помогает воспитателю
раздеть детей, оставив в трусиках и панамках, чтобы они побегали босиком по
траве и песку (в целях закаливания, а также профилактики плоскостопия), а
затем вымыть им ноги.
Для того, чтобы дети охотно оставались на прогулке
положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной
деятельности.
1. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОГУЛОК
Помимо стационарно установленного оборудования, на
участок следует выносить дополнительный материал, который служит целям
закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, а
также тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать
простейшие выводы. Это наборы определенных видов объектов, выполненных из
пластмассы, гипса или дерева.
1-й набор: сказочные персонажи, знакомые детям. В
зимнее время это Дед Мороз и Снегурочка, в летнее — девочка Машенька с
братиком Ванечкой и др. (высота каждой фигуры 40—60 см). Дети рассматривают их,
вместе со взрослым вспоминают любимые сказки, недавние праздничные, новогодние
события. Иногда в руках у Машеньки появляется корзинка. Дети замечают, начинают
предполагать, куда собралась девочка. Так зарождается интересная беседа.
2-й набор: знакомые игрушки — медвежонок, лиса, заяц,
волк, белка, олень. Одни сидят на задних лапах (высота 60 см), другие стоят
(высота до 80 см) или лежат. Для поддержания интереса детей, развития их
внимательности время от времени в оформление объектов вносятся сюрпризные
моменты: зимой медвежонку надевают малахай, волку — варежки; в летнее время
лисе — яркий платок. А то и румяный колобок можно посадить на нос! Зайцу можно
надеть то юбку, то фартук, мишке — красную рубаху, волку — лапти и т. д.
3-й набор: знакомые детям игрушки — ворона, воробей,
голубь, сорока, снегирь, синица (длина 10—15 см, высота 5—7 см). Дети самостоятельно
находят их, рассматривают строение тела, показывают характерные движения,
голосовые реакции птиц.
Эту атрибутику расставляют по всему участку, не более
4—5 фигур одновременно. Заменять их следует через 10—12 дней, тем самым поддерживая
к ним устойчивый интерес детей.
Можно стационарно установить щит (40x60 см, подставка
до 60 см). На него взрослый вывешивает красочно оформленную иллюстрацию
знакомой сказки, время от времени заменяя другой («Три медведя», «Теремок»,
«Репка», «Колобок», «Снегурочка и лиса» и др.) Заметив новую иллюстрацию, дети
останавливаются у щита, с интересом рассматривают ее и вместе с воспитателем
могут вспомнить сюжет всей сказки.
В летнее время с целью развития наблюдательности,
умения замечать изменения в одном из спокойных мест участка можно организовать
«озеро», врыв в землю небольшой тазик и обложив края дерном. В яркий солнечный
день возле «озера» загорают на травке куклы, плавают по «озеру» уточки. В
пасмурную погоду у «озера» сидит рыбак. Такие изменения в сюжете не оставляют
детей равнодушными. Выйдя на прогулку, дети спешат посмотреть, что происходит
на «озере».
В зимнее время среди запушенных снегом кустов с горки
спускаются лыжники и саночники (соответственно одетые куклы). В течение дня
здесь могут произойти изменения, например, упали набок санки. Кто из детей
заметит это первым? В следующий раз на пригорке появится заяц, а из-за кустов
за ним будет следить волк или лиса. Каждый раз найдется повод и для наблюдений
и для развернутой беседы с детьми при виде этих сюрпризных моментов. Нужна
только фантазия взрослого.
Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей
устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку.
В зависимости от сезона вход на веранду могут украшать
гирлянды из цветов, снежинок или листьев золотой осени. К перилам веранды на
уровне глаз малышей можно прикреплять султанчики, ветряные мельницы (в руки
этот материал давать не следует во избежание травм).
По краям дорожек желательно протянуть разноцветные
шнуры и ленты, снежные валы украсить орнаментом из разноцветных льдинок.
Украшения служат и игровым материалом. Между деревьями на ярком шнуре могут
висеть колокольчики, разноцветные погремушки. Задача ребенка пройти
пригнувшись (летом проползти) так, чтобы игрушки не зазвучали. Затем нужно
подняться и дотянуться до бубна, висящего рядом, и ударить по нему ладошкой.
Достаточное количество игрового материала сделает
прогулку более насыщенной и интересной. Ошибка практики состоит в том, что на
прогулку иногда выносят игровой материал, изъятый из употребления в группе
(машины без колес, куклы без париков и т. д.). На прогулке должны быть игрушки,
которые хорошо поддаются санобработке (пластмасса, резина, дерево, гипс, яркие
краски которых не блекнут на воздухе). Для игр выделяются красочно оформленные
куклы, одежду которых дети сами могут легко снять и постирать, кукол дети
могут искупать.
Перечень игрушек, рекомендуемых детям для игр в теплое
время года
Дидактические игрушки. Сборно-разборные матрешки,
пирамидки, лото.
Моторные игрушки. Мячи и обручи трех размеров, пластмассовые
шары, кегли, вожжи с бубенцами, каталки и коляски для кукол.
Технические игрушки. Легковые, грузовые автомобили,
пожарные и санитарные машины, молоковозы и фургоны, самосвалы с простейшими
механизмами, пароходы, самолеты, вертолеты, ракеты. Телефон.
Сюжетно-образные игрушки и все необходимое для
развертывания игр в кукольном уголке. Здесь наборы кукол разных размеров,
спальня, кухня, столовая, коробка для хранения кукольного белья, коробка для
хранения сезонной кукольной одежды.
Игрушки-наборы: домашние животные и птицы, лесные
звери и птицы.
Строительный материал: кое-что из набора М. Агаповой
«Малыш» и пластмассовые конструкторы.
Музыкальные игрушки: погремушки,колокольчики,бубны,
органчики.
Наборы игрушек для игр с песком и водой.
Игрушки-забавы: озвученные волчки, народные игрушки-забавы, заводные игрушки.
Храниться весь этот материал должен в специальном
блоке, построенном на участке или невдалеке от него.
Играют дети младшего дошкольного возраста или
индивидуально или объединившись небольшой подгруппой (2—3 человека). Поэтому
игрушки необходимо размещать по всей территории участка. За столиком в тени на
траве можно полистать книгу, в ажурном домике со скамейками поиграть с
дидактическими игрушками. У входа на веранду стоит гараж с техническими
игрушками и двигателями, рядом моторные игрушки.
На самой веранде с одной стороны — все для
сюжетно-ролевых игр, там же уголок ряженья. Для свободного пользования детям
предлагаются разноцветные юбки на резинке, фартучки, косыночки, веночки,
сумочки, зонтики, бусы и браслеты из ракушек и желудей. Наряженные дети играют
и свободно передвигаются по участку. С другой стороны веранды находятся
полочки, где хранится разнообразный природный материал и все необходимое для
лепки и рисования.
Песочный дворик должен располагаться под тентом. В
основном это ящик на подставках с прибитыми по краям бортиками, дети имеют
возможность играть стоя и свободно передвигаться вдоль него, развертывая
сложные постройки с использованием строительного и природного материала. Песок
периодически очищают, меняют, перемешивают, увлажняют и пополняют.
Для разнообразных игр с водой детям предлагается
небольшой переносной бассейн на траве, который они сами наполняют водой. В
свободное пользование детям не дают такие игрушки, как мелкая мозаика, чтобы не
было травм.
Дети могут играть с понравившимися игрушками по всему
участку, главное — чтобы они помнили, где что хранится и после завершения игры
самостоятельно расставляли весь игровой материал по местам.
Интерес детей к зимней прогулке поддерживается
продуманным подбором игрового материала. Он должен быть красочным и интересным,
необходимым в игре для каждого. Это сюжетные игрушки разных размеров (медведи,
зайцы, лисы, белки и пр.) и куклы в зимней одежде, а к ним — саночки, коляски,
каталки, грузовые машины, мячи, сумочки, корзиночки. К концу прогулки, когда
дети чувствуют усталость, можно включать на участке музыку для поддержания
настроения.
2. УСЛОВИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ
Особенностью детей младшего дошкольного возраста
является их потребность в активных и разнообразных движениях. В летнее время
эта потребность полностью удовлетворяется. Дети беспрепятственно и довольно
много времени ходят, совершая целевые прогулки за пределы дошкольного
учреждения. На своем участке они увлеченно бегают, лазают по
лестницам-стремянкам, съезжают с горок, качаются на качелях, катаются на
машинах и велосипедах. Широко используются условия местности: с небольшого
пригорка можно сбегать, узенькую неглубокую канавку перешагнуть и т. д. Дети
пролезают сквозь дуги, обручи, влезают в ящики, шагают по пенечкам —
«гусенице», бревну в виде крокодила, сбивают шарами кегли, играют с мячами. В
то же время малыши имеют возможность отдохнуть, сидя на скамеечках,
расставленных по всему участку, спокойно понаблюдать за играющими сверстниками.
Под кружевной тенью деревьев, на траве желательно расстилать легкое одеяло, на
котором дети могли бы покувыркаться, поползать, а то и просто полежать, глядя
на синее небо и легкие белые облачка.
Особое внимание удовлетворению двигательной активности
детей нужно уделять в зимнее время, когда движения несколько ограничены
одеждой, когда погодные условия не дают возможности много и разнообразно
двигаться по участку, как это было в теплое время года.
Большая часть площадки должна быть расчищена от снега,
чтобы дети могли свободно побегать, попрыгать, развернуть игру с
разнообразными двигателями. Постройки из снега, расположенные по всей
территории, служат не только украшением участка, но и стимулируют движения
малышей. По собственному желанию дети могут влезать на спину сооруженного из
снега кота, петуха, зайца, подлезать под оленя или слоненка. Можно также прокатить
под каждым из них мячи, шары, снежки побросать в корзину снеговика, белого
медведя, на длинную шею гуся, хобот слоненка попытаться набросить серсо. По
спине снежного крокодила можно ходить, упражняясь в равновесии, через его лапы
перешагивать (высота передних и задних лап разная). Детям интересно влезать на
огромную ледяную черепаху, а затем съезжать с нее на скатках. Следует
отметить, что санки, особенно детям 2—3 лет давать не надо во избежание травм.
Вместо санок детям можно предложить самодельные мягкие скатки: вырезанные в
виде цветка, рыбки, грибка куски сукна, поверху расшитые разноцветными нитками,
снизу подшита клеенка. Дети могут их носить, на них садятся на скамейке,
наблюдая за происходящим вокруг.
В стороне, от одного конца участка до другого можно
соорудить лабиринт с разветвлениями, с тупиками. Высота стен снежного
лабиринта не более 40—50 см, чтобы взрослый мог видеть находящихся в нем детей.
Ширина стен 25—30 см. Снежные валы служат для упражнений в равновесии и перелезании.
Ширина дорожек лабиринта позволяет детям беспрепятственно разойтись на них.
Площадь дорожек должна быть сглажена. Воспитанники могут украшать склоны вала
лентами, разноцветными шнурами, закрепляя их специально заготовленными
пластмассовыми штырями (длиной до 15 см), а также узорами из разноцветных
льдинок.
Свободно передвигаясь по лабиринту, дети могут
добежать до конца и встретить там белого медведя, а остановившись в одном из
тупиков, разглядывать, например, вырубленный из снежного вала теремок с его
обитателями, при желании поиграть с ними.
Для того, чтобы попасть в отдаленную часть участка,
детям необходимо преодолеть то или иное препятствие: перелезть через бревно,
наклонившись пройти через воротца, перешагнуть через снежный порожек высотой в
10—15 см, перейти через мостик и т. д.
На расчищенной от снега центральной площадке дети с
удовольствием бегают по дорожкам, обозначенным краской, одни из которых
извилистые, другие прямые или замкнутые. Можно свободно перешагивать или перепрыгивать
из одного разноцветного круга в другой. Можно затеять игру вокруг крупных
снежных фигур (снеговика, белого медведя и т. д.). Это и прятки за ними и
перебежки от одной к другой.
Помогая взрослым сооружать постройки из снега, дети
много и разнообразно двигаются: то приносят снег в ведерках, то раскладывают
цветные льдинки, то сгребают снег в центр или отбрасывают его в стороны.
Такая активная деятельность требует правильно одевать
малыша. Одежда должна быть удобной, достаточно легкой, не сковывающей
движения, чтобы не вызывать досаду и разочарование у ребенка. Взрослый так
продумывает организацию прогулки, чтобы дети не охлаждались и в то же время не
перегревались.
Увлеченные разнообразной деятельностью, дети постоянно
находятся в бодром настроении, с удовольствием откликаются на все предложения
взрослого и порой высказывают недовольство тем, что прогулка уже окончена.
3. СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОГУЛКИ
Непременным условием успешного развития и воспитания
младших дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими
умственными и практическими действиями. Это успешно решается в ходе
систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные
наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их
труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления.
Таким образом, наблюдение — один из главных
компонентов прогулки.
Детей следует привлекать к активным мыслительным
операциям, к выполнению разнообразных движений по ориентировке на местности, к
воспроизведению действий обследования предлагаемых объектов для того, чтобы
систематизировать вновь приобретенные знания и закрепить полученные ранее.
Широкое включение в этот процесс зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных
и вкусовых ощущений способствует более глубокому познанию окружающего мира,
оставляя в сознании ребенка увлекательные и незабываемые впечатления.
Дидактические задания следует считать структурным компонентом прогулки детей
раннего дошкольного возраста.
Посильные трудовые действия детей естественным образом
вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами
окружающей среды. В силу собственной активности дети стремятся включиться в
совместный со взрослым трудовой процесс. По мере усвоения трудовых навыков они
выступают в роли равноправного партнера, а затем уже по собственной инициативе
увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость от
полученных результатов. Выполняя одновременно и трудовые и дидактические
задания, дети заняты интересным и полезным делом. Именно в этой непринужденной
обстановке каждый воспитанник приобретает положительные черты личности и навыки
правильного взаимоотношения со сверстниками.
Вследствие новых видов деятельности на прогулке
возникают ситуации, вызывающие новые отношения ребенка со взрослым и со
сверстниками. Идет интенсивное формирование личностных качеств каждого
ребенка.
Таким образом, трудовые действия детей следует также
считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки.
Постоянно и разнообразно двигается ребенок на участке.
В теплое время года потребность в активных движениях удовлетворяется
полностью. Зимой эта проблема стоит довольно остро. При норме 10 тысяч шагов
за день младшие дошкольники по собственной инициативе могут сделать лишь
1200—1500 шагов, в то время как при продуманной организации и педагогически
правильном руководстве они показывают результаты до 6000 шагов каждый. Таких
результатов ребенок достигает без каких-либо усилий для себя, увлеченно
двигаясь по участку в процессе выполнения дидактических заданий, активно
участвуя в организованных подвижных играх, занимаясь интересной самостоятельной
деятельностью. Становится очевидным, что подвижные игры и игровые упражнения
также являются обязательным компонентом каждой прогулки.
Таким образом, структурными компонентами прогулки
являются:
— разнообразные наблюдения,
— дидактические задания,
— трудовые действия самих детей,
— подвижные игры и игровые упражнения.
Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более
насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические
мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что
запланировано взрослым в конкретной прогулке.
Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает
по времени от 7 до 15 минут и осуществляется н# фоне самостоятельной
деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта
наблюдений, настроя детей эти структурные компоненты могут осуществляться в
разной последовательности. Например, в пасмурный морозный день дети, выйдя на
прогулку, сразу же включаются в подвижную игру, что неизменно поднимает их эмоциональной
тонус.
В знойное летнее время дети сразу же начинают
выполнять трудовые действия, наполняют бассейн водой, чтобы затем использовать
ее в течение всей прогулки.
Главное — каждый из компонентов прогулки вносит свое,
неповторимое в развитие и воспитание, в формирование личностных качеств
младших дошкольников.
В течение всего года в обязательном порядке проводится
и вечерняя прогулка. Так как взрослый дополнительно занят встречей с
родителями, на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и
трудовые действия (снимаются два структурных компонента прогулки).
На фоне самостоятельно играющих детей педагог может
что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя на интересную
для них тему, организовать индивидуальные игры-развлечения, понаблюдать с
подгруппой детей за каким-либо необычным явлением или событием, которое
заметили они сами. Главное — сделать так, чтобы на прогулке не было скучно.
4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПРОГУЛОК ПО ВРЕМЕНАМ ГОДА ОСЕНЬ
1. Наблюдения за живой природой.
2. Наблюдения за растениями.
Цветы. Взрослый выясняет, какие названия цветов
знакомы детям, после чего начинает рассматривать с детьми цветы на клумбе,
называя их. Младшие дети учатся показывать и называть 2—3 цветка, их цвет,
величину. Старшие дети называют 3—4 цветка, с помощью взрослого различают
части растения, сравнивают: высокий или низкий цветок.
Овощи, фрукты. Дети отыскивают на грядке овощи, которые
смотрят на солнышко, те, которые спрятались в листве и в земле, называют их.
Узнают у взрослого, где растут фрукты. Младшие дети могут узнавать и показывать
3—4 плода, называть их величину, цвет. Старшие называют 5—6 плодов, уточняют с
помощью взрослого их запах, вкус.
Ягоды. Знакомятся с 2—3 сортами ягод, пробуют их на
вкус, вдыхают их аромат. Рассказывают, какие любят ягоды.
Листья. Дети упражняются в различении осенних листьев,
по цвету, величине, форме. Знакомятся с явлением листопад.
Куст, дерево. Необходимо показать детям отличительные
признаки куста и дерева. Рассмотреть их строение, научить различать тонкий и
толстый ствол дерева.
Познакомить с кленом, рассмотреть его яркий осенний
наряд.
Желуди, шишки. Собирая этот природный материал, поддерживать
интерес детей образными действиями и сравнениями: шишка похожа на ежика, у
желудя шляпка, как у человека.
Гриб. Рассматривать его строение, дать детям новое
понятие: хрупкий. Рассказать, кто из лесных жителей лакомится им, кто заготавливает
его на зиму, кто им лечится.
Наблюдения за животными.
Котенок, щенок. При наблюдении младшие дети называют
характерные части тела и демонстрируют движения животного. Старшие учатся
правильно отвечать, чем кормят животных, как зовут маму, как котенок играет.
Вместе со взрослым дети определяют: лакает, грызет, придумывают ласковые
прозвища.
Б.Кошка с котенком, собака со щенком. Необходимо учить
различать характерные признаки внешнего вида. Познакомить с особенностями
поведения этих животных. При наблюдении младшие дети отвечают на вопросы, что
делает мама-кошка, что делает детеныш, как зовут маму. Старшие отвечают, зачем
кошка лижет котенка, почему собака виляет хвостом, как называется ее дом. Дети
запоминают, что у домашних животных есть шерсть, острые зубы.
Белка. По возможности наблюдать с детьми за белкой в
естественных условиях, обращая внимание на ее шубку, хвостик. Рассказать, чем
она питается, как передвигается. Угостить белочку.
Е ж. При встрече с ним обратить внимание детей на
колючий клубок иголок. Рассказать об этом безобидном животном. Младшие дети
подражают: фыркают, как ежик. Старшие дети запоминают, чем он питается.
в. Наблюдения за птицами.
Взрослый обогащает представления детей: «Разгребают
землю лапками, ищут зернышки, червячков. Клюют клювом, не носом!»
Курица, петух. Младшие дети сами называют птиц, имитируют
их голоса, рассматривают гребешок, оперение петуха. Старшие узнают, каково
строение тела, чем кормят, как созывают. Запоминают: у птиц 2 крыла, 2 лапы,
перья, клюв, зубов нет.
2. Наблюдения за неживой природой.
Формировать представления детей о ее основных
признаках.
Сезонные и погодные явления. Наблюдать за сезонными
изменениями в природе, связывая их с непосредственным опытом каждого. Уточнять,
закреплять первоначальные представления, например, осень — желтого цвета.
Обращать внимание детей на хмурый день, ненастную погоду, затяжной дождь. Осень
бывает еще и хмурой, дождливой, холодной. Впечатления о разных погодных
явлениях ярко запечатлены в художественных произведениях, которые слушают дети.
В о д а. В теплое время года знакомить детей со
свойствами воды, организуя разнообразные игры под своим строгим контролем.
Песок. Познакомить детей со свойствами сухого и
влажного песка. Учить определять его пригодность для игры на ощупь, по цвету.
Учить пользоваться формочками, строить первые холмики-домики.
Глина. Знакомить со свойствами. Вместе с детьми лепить
по их желанию разнообразные предметы.
Камешки, ракушки. Собирать природный материал, отмечать
с младшими детьми их разнообразную поверхность, величину. Старшие учатся
первоначальному счету.
3. Наблюдения за трудом взрослого.
Дворник, прачка. Знакомить детей с рабочими профессиями,
подчеркивая значимость труда для всех. Показывать орудия труда, разнообразные
операции и их целесообразную последовательность для достижения цели.
Воспитывать уважение к людям труда, поддерживать желание помогать.
Наблюдать за сбором урожая в огороде, фруктовом саду.
Помогать в сборе урожая.
4. Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки.
Наблюдать за движущимся транспортом. Младшие дети
учатся различать и называть виды общественного транспорта. Старшие дети следят
за соблюдением правил дорожного движения (знакомство с пешеходными дорогами и
т. д.). Учатся различать основные части легковых машин.
Совершая целевую прогулку к водоему, в парк, на опушку
леса, дети приобщаются к миру прекрасного, учатся любить родную природу.
|