Существует несколько типов
так называемых «трудных» детей.
1. Импульсивные дети чрезвычайно подвижны и
эмоциональны. Для них характерны чрезмерная активность, суетливость, неорганизованность.
Поэтому они:
охотно принимают любые
предложения, с интересом включаются в любую игру, но быстро теряют интерес к
ней;
они с трудом соблюдают
правила игры, не могут долгое время заниматься одним делом;
с трудом слушают взрослого,
отвлекаются, на занятии могут громко разговаривать;
могут знать правила
поведения, но не выполнять их («Я так хочу»).
В то же время следует
сказать, что интеллектуальный уровень и творческая активность таких детей могут
быть достаточно высокими. Основной проблемой этих детей являются неразвитость
произвольности, неспособность сдерживать свои возникающие желания.
2. Заторможенные, пассивные дети
спокойны
и усидчивы. Дисциплину они не нарушают и никому не мешают, спокойно выполняют
поручения взрослого, соблюдают правила поведения в быту и на занятиях. Но за
этой покорностью и спокойствием скрывается отсутствие интереса к окружающему
миру: к игре, предметам, самостоятельной деятельности. Участвуя в играх
наравне со всеми, но не проявляя к ним интереса и эмоциональности, они редко и
тихо говорят, от них трудно добиться развернутого ответа. Предложения
взрослого такие дети обычно легко принимают, ни от чего не отказываются, но при
этом инициативы не проявляют: их внимание обычно сосредоточено на взрослом, от
которого они ждут указаний и инструкций.
Несмотря на покорность таких
детей, общаться с ними трудно, так как хоть они и не возражают взрослым, но и
не высказывают своей точки зрения, никак не проявляют себя.
Задание. Определите, на каком уровне
развития общения находится ребенок.
План наблюдения.
По какому поводу ребенок чаще
всего обращается ко взрослому?
Требует ли он оценки своих
действий?
Задает ли он вопросы и каков
их характер?
Долго ли он занимается с
предметом, не стремясь к общению с другими?
При неразвитой потребности в
общении:
ребенок занимается с
предметом и не стремится к общению;
он не отходит от взрослого,
ждет его ласки. При задержке развития:
поведение малыша пассивное,
безынициативное;
он не умеет играть, слушать
сказки, разговаривать.
Задание (по Е. О. Смирновой).
Проведите беседу с ребенком по плану. Выясните, что он больше хочет делать
вместе со взрослым: играть с игрушками, читать новую книжку, поговорить о
чем-либо.
Если ребенок выбрал
совместную игру, то он предпочитает ситуационно-деловое общение.
Если он выбрал новую книжку,
то предпочитает познавательное общение.
Если он выбрал беседу об
отношениях между людьми, то предпочитает внеситуативно-личностное общение.
Задание (по Е. О. Смирновой). Для
более точного определения уровня развития общения осуществите все три вида
взаимодействия с одним ребенком. Проведите наблюдение, беседу.
1. Ситуативно-деловое общение (деловая игра с любимыми игруш-
ками).
Есть ли желание (но не навыки
игры) играть вместе со взрослым?
Учитывает ли ребенок интересы
партнера?
Предпочитает ли играть в
одиночку?
Увлечен ли он совместной
деятельностью?
2. Познавательное общение. Проведите беседу по поводу прочитан-
ной книжки, в которой есть новые для ребенка знания.
Сможет ли ребенок
побеседовать с вами? (Не пересказать!)
Каков характер беседы?
3. Личностное общение.
• Поговорите о его сверстниках.
Кто из друзей больше нравится
и почему?
С кем он чаще всего ссорится?
— С кем хотел бы дружить?
• Поговорите о книжках.
Есть ли у него любимые
книжки?
Кто из героев этих книг обладает
положительными качествами, а кто отрицательными?
• Проявите себя интересным собеседником, выскажите свое мнение
по тем или иным вопросам. Темы могут быть разными, но разговор должен быть о
людях, поступках, отношениях. В процессе беседы выясните особенности
восприятия ребенком прошедшего обсуждения.
Интересуется ли ребенок
мнением взрослого?
Важны ли для ребенка оценки
взрослого?
Способен ли ребенок слушать
взрослого, не перебивая его и не отвлекаясь от него?
Способен ли ребенок к чисто
речевому общению (без наглядного материала)?
• Сопоставьте результаты ваших наблюдений с характерными
особенностями трех видов общения и определите:
когда ребенок проявил
наибольшую активность, заинтересованность;
когда чаще всего он обращался
к вам с простыми вопросами;
в какой ситуации он
чувствовал себя наиболее свободно.
Если же ребенок одинаково
активно включает себя во всех ситуациях и хорошо принимает все три формы
взаимодействия, то можно сказать, что он овладел всеми доступными для
дошкольника формами общения.
Сопоставляя поведение ребенка
в разных ситуациях общения, имейте в виду, что нужно выбирать только ситуации
общения со взрослым. При этом важно учесть:
активность и разговорчивость
ребенка в разных ситуациях;
общее настроение ребенка и
его сосредоточенность;
время, в течение которого
ребенок хочет общаться.
Сделайте общий вывод об уровне развития общения
ребенка.
Взрослый должен обучать детей
общению, и чем раньше это будет осуществляться, тем лучше. Помощь взрослого при
обучении общению и сотрудничеству детей со сверстниками должна быть
незначительной. Например, можно помочь ребенку подсказкой, после чего лучше
отойти от общающихся детей.
|