Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 12:22

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » ВАЖНО ЗНАТЬ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди — часть этого мира — открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформированного у него образа мира.

Образ мира — это сложная, целостная система знаний и пред­ставлений человека о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности. Это не застывшая система знаний. В процес­се жизни каждого человека она постоянно меняется, наполняясь все новым содержанием.

Формирование образа мира — сложный и длительный про­цесс, который начинается с момента рождения человека и про­должается всю его жизнь.

Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптировать­ся на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно (достаточно быстро) познавательная направленность переходит в познавательную активность — состояние внут­ренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение но­вых впечатлений об окружающем мире (по М. И. Лисиной). С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, ко­торая, как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, со­ответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуще­ствления (действия и операции) (по А. Н. Леонтьеву). Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям.

Итак, в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном эта­пе. Образ мира формируется и существует в процессе зарожде­ния, развития и функционирования познавательной сферы чело­века, которую мы рассматриваем как сложное образование, обес­печивающее человеку нормальное и полноценное интеллекту­альное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире.

В познавательной сфере можно выделить три компонента: 1. Познавательные (психические) процессы. Сюда относят­ся: восприятие; внимание; память; воображение; мышление (пред­ставленное тремя основными видами мышления: наглядно-дейст­венным, наглядно-образным и логическим — и мыслительными операциями: анализ, синтез, обобщение; классификация; сравне­ние и пр.).

2. Информация. Включает в себя опыт и достижения, накоп­ленные человечеством на пути познания мира. Сюда же относят­ся источники информации, где человечество отражает, фиксиру­ет, собирает и сохраняет опыт и достижения своего историческо­го развития.

3. Отношение. Рассматривается как чувственно-эмоциональ­ный опыт человека, который складывается из отдельных эмо­циональных реакций на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира.

Все компоненты познавательной сферы теснейшим образом связаны между собой, они дополняют и определяют друг друга.

Так, уровень сформированное познавательных (психических) процессов (первый компонент) определяет возможности ребенка в познании, т. е. способы получения информации (или способы познания), которые использует ребенок в том или ином возрас­те; пути переработки информации; степень «погружения» ребен­ка в различную информацию (второй компонент), степень ее осо­знания и усвоения.

Очевидна неразрывность и взаимосвязь второго компонента (информация) и третьего (отношение к информации). Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли телевизор, слушает ли научный доклад, или просто идет по улице, все время получает разную информацию, соприкасается с ней в том или ином виде. С получением информации у человека помимо его воли склады­вается определенное отношение к этим сведениям, фактам и со­бытиям. Например: книга понравилась или нет, передача вызва­ла чувство восхищения или разочарования; идеи, мысли доклад­чика — понимание, согласие с ними или, наоборот, несогласие, отвержение; события вызвали интерес или оставили равнодуш­ным. Иными словами, информация, дойдя до человека, став его достоянием, оставляет в его душе определенный чувст­венный, эмоциональный след, который мы называем отноше­нием.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста подра­зумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами позна­вательной сферы.

Однако педагогам следует помнить, что процесс познания ма­ленького человека отличается от процесса познания взрос­лого.

Взрослые познают мир умом, маленькие дети — эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение вторично. У детей все наоборот: отношение первично, информация вторич­на. Эмоционально-чувственное постижение мира имеет первосте­пенное значение в развитии познавательной сферы ребенка, в про­цессе формирования у него определенного мировоззрения, для раз­вития его личности.

Отношение к миру формируется у ребенка только в процессе его жизни. Колоссальная роль в этом процессе принадлежит взрослым. Отношению к миру дети учатся у взрослых, часто принимая все на веру и не требуя доказательств.

Процесс формирования отношения — сложный процесс. Труд­ности связаны в первую очередь с тем, что это скрытый процесс. Пока идет непосредственное формирование, мы не знаем, какое отношение получим в результате.

Истинное отношение, т. е. конечный результат, проявляется только в действиях и поступках человека. Когда нас радуют дей­ствия и поступки других людей, мы не задумываемся о том, как формировалось данное позитивное отношение к чему-либо. Мы начинаем бить тревогу только тогда, когда поступки и действия нас не устраивают и даже пугают. Нас начинают мучить вопро­сы: почему так получилось? Что послужило причиной? И пр. В этом случае очень хочется вернуться к исходной точке, когда все было еще неплохо, и пройти путь формирования конкретного от­ношения заново. Но вернуться назад и проделать заново путь фор­мирования отношения практически невозможно. Поэтому в рабо­те с дошкольниками каждому человеку важно помнить следующее: чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали им, что бы мы ни развивали в них, всегда и везде интенсивно, помимо нашей с вами воли идет процесс формирования отноше­ния ребенка к миру, в котором мы живем. И, в конечном счете, именно это отношение будет определять, на что в будущем на­правит ребенок свои знания и способности: на созидание или на расточительство и разрушение.

Исходя из вышесказанного, становится понятным, что лейтмо­тивом познавательного развития детей дошкольного возраста в программе «Радуга» выступает формирование отношения к ми­ру. Ребенок при помощи взрослых (педагогов и родителей) по­знает мир, учится взаимодействовать с ним, старается полюбить мир, в который он пришел.

Перед школой у каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, а также первичное гло­бальное отношение к нему. Необходимо, чтобы это отношение было:

познавательным — мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать;

бережным — мир хрупок и нежен, он требует к себе разум­ного подхода и даже охраны, я хочу защитить мой мир, ему нель­зя вредить;

созидательным — мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту.

Развивая познавательную сферу ребенка-дошкольника, мы стре­мимся создать такие условия для его жизни, развития и обуче­ния, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие ми­ра позволило малышу стать Человеком.

Категория: ВАЖНО ЗНАТЬ | Добавил: admin (22.11.2011)
Просмотров: 4393 | Теги: диагностика, детский сад, методические рекомендации для воспи, обучение, методист ДОУ, дети дошкольного возраста, воспитание, подготовка к школе | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 14
    Гостей: 14
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru