Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и
изменчив. Люди — часть этого мира — открывают для себя все новые и новые
объекты, явления и закономерности действительности. При этом каждый человек
вращается в рамках сформированного у него образа мира.
Образ мира — это сложная, целостная система знаний и
представлений человека о мире вообще, о других людях, о себе, о своей
деятельности. Это не застывшая система знаний. В процессе жизни каждого
человека она постоянно меняется, наполняясь все новым содержанием.
Формирование образа мира — сложный и длительный процесс,
который начинается с момента рождения человека и продолжается всю его жизнь.
Любой нормальный ребенок появляется на свет с
врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на
первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно (достаточно
быстро) познавательная направленность переходит в познавательную активность —
состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у
детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об
окружающем мире (по М. И. Лисиной). С ростом и развитием ребенка его
познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной
деятельности, которая, как любая деятельность, характеризуется определенной
структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность,
мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива
деятельности и средства ее осуществления (действия и операции) (по А. Н.
Леонтьеву). Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям.
Итак, в период дошкольного детства происходит
зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка,
имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Образ мира формируется и
существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной
сферы человека, которую мы рассматриваем как сложное образование, обеспечивающее
человеку нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное
существование и развитие личности в нашем мире.
В познавательной сфере можно выделить три компонента:
1. Познавательные (психические) процессы. Сюда относятся: восприятие;
внимание; память; воображение; мышление (представленное тремя основными видами
мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим — и
мыслительными операциями: анализ, синтез, обобщение; классификация; сравнение
и пр.).
2. Информация. Включает в себя опыт и достижения,
накопленные человечеством на пути познания мира. Сюда же относятся источники
информации, где человечество отражает, фиксирует, собирает и сохраняет опыт и
достижения своего исторического развития.
3. Отношение. Рассматривается как
чувственно-эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных
реакций на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира.
Все компоненты познавательной сферы теснейшим образом
связаны между собой, они дополняют и определяют друг друга.
Так, уровень сформированное познавательных
(психических) процессов (первый компонент) определяет возможности ребенка в
познании, т. е. способы получения информации (или способы познания), которые
использует ребенок в том или ином возрасте; пути переработки информации;
степень «погружения» ребенка в различную информацию (второй компонент),
степень ее осознания и усвоения.
Очевидна неразрывность и взаимосвязь второго
компонента (информация) и третьего (отношение к информации). Так, любой
человек, читает ли он книгу, смотрит ли телевизор, слушает ли научный доклад,
или просто идет по улице, все время получает разную информацию, соприкасается с
ней в том или ином виде. С получением информации у человека помимо его воли
складывается определенное отношение к этим сведениям, фактам и событиям.
Например: книга понравилась или нет, передача вызвала чувство восхищения или
разочарования; идеи, мысли докладчика — понимание, согласие с ними или,
наоборот, несогласие, отвержение; события вызвали интерес или оставили равнодушным.
Иными словами, информация, дойдя до человека, став его достоянием, оставляет в
его душе определенный чувственный, эмоциональный след, который мы называем
отношением.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста
подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной
сферы.
Однако педагогам следует помнить, что процесс познания
маленького человека отличается от процесса познания взрослого.
Взрослые познают мир умом, маленькие дети — эмоциями.
Для взрослых людей информация первична, отношение вторично. У детей все
наоборот: отношение первично, информация вторична. Эмоционально-чувственное
постижение мира имеет первостепенное значение в развитии познавательной сферы
ребенка, в процессе формирования у него определенного мировоззрения, для развития
его личности.
Отношение к миру формируется у ребенка только в
процессе его жизни. Колоссальная роль в этом процессе принадлежит взрослым.
Отношению к миру дети учатся у взрослых, часто принимая все на веру и не требуя
доказательств.
Процесс формирования отношения — сложный процесс. Трудности
связаны в первую очередь с тем, что это скрытый процесс. Пока идет
непосредственное формирование, мы не знаем, какое отношение получим в
результате.
Истинное отношение, т. е. конечный результат,
проявляется только в действиях и поступках человека. Когда нас радуют действия
и поступки других людей, мы не задумываемся о том, как формировалось данное
позитивное отношение к чему-либо. Мы начинаем бить тревогу только тогда, когда
поступки и действия нас не устраивают и даже пугают. Нас начинают мучить вопросы:
почему так получилось? Что послужило причиной? И пр. В этом случае очень
хочется вернуться к исходной точке, когда все было еще неплохо, и пройти путь
формирования конкретного отношения заново. Но вернуться назад и проделать
заново путь формирования отношения практически невозможно. Поэтому в работе с
дошкольниками каждому человеку важно помнить следующее: чем бы мы ни занимались
с детьми, о чем бы ни рассказывали им, что бы мы ни развивали в них, всегда и
везде интенсивно, помимо нашей с вами воли идет процесс формирования отношения
ребенка к миру, в котором мы живем. И, в конечном счете, именно это отношение
будет определять, на что в будущем направит ребенок свои знания и способности:
на созидание или на расточительство и разрушение.
Исходя из вышесказанного, становится понятным, что
лейтмотивом познавательного развития детей дошкольного возраста в программе
«Радуга» выступает формирование отношения к миру. Ребенок при помощи взрослых
(педагогов и родителей) познает мир, учится взаимодействовать с ним, старается
полюбить мир, в который он пришел.
Перед школой у каждого ребенка должен быть сформирован
первичный, элементарный образ мира, а также первичное глобальное отношение к
нему. Необходимо, чтобы это отношение было:
познавательным — мир удивителен, полон тайн и загадок,
я хочу их узнать и разгадать;
бережным — мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного
подхода и даже охраны, я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить;
созидательным — мир так прекрасен, я хочу сохранить и
приумножить эту красоту.
Развивая познавательную сферу ребенка-дошкольника, мы
стремимся создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы
богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать
Человеком.
|