Непрерывность
педагогического процесса между дошкольным и начальным школьным образованием зачастую бывает нарушена.
Хотя, по признанию ученых и практиков, именно этот возрастной период является
наиболее важным для общего развития, формирования личностных качеств,
необходимых в течение всей последующей жизни и служащих фундаментом для
приобретения специальных знаний и навыков. Программа начальной школы не
продолжает образовательную программу дошкольного учреждения. Существует разрыв
в методах и формах организации педагогического процесса. Содержание обучения в
начальной школе ориентируется, прежде всего, на формирование определенного
объема знаний, умений и навыков. Не прослеживается процесс полноценного развития
личности ребенка, раскрытия его особенных, уникальных способностей; полностью
отсутствует дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек. Решить
проблему преемственности возможно, если будет реализована единая линия
развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Только такой подход
может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и
перспективный характер, только тогда две начальные ступени образования будут
действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Поэтому, на наш
взгляд, прежде всего необходимо пересмотреть и разработать:
— общие подходы к организации
воспитательно-образовательного процесса;
— общие принципы построения программ и методик;
— общие принципы подготовки кадров.
Комплексное решение позволит на практике реализовать
идею преемственности детского сада и школы. !
Накопленный опыт работы нашего детского сада и школы
позволяет делать выводы, что локальная программа «Мальчики и девочки» может
служить дополнением к программам начальной школы.
Примерное содержание работы по преемственности
детского сада и начальной школы
1. Обсуждение проблемы дифференцированного воспитания
мальчиков и девочек на совместных педагогических советах.
2. Внедрение дифференцированного подхода на уроках
математики, обучения грамоте, рисования, ритмики, физкультуры и труда.
3. Посещение занятий в детском саду учителями школы и
уроков воспитателями для поиска эффективных методов и приемов по воспитанию
мальчиков и девочек.
4. Открытие на базе детского сада 1 класса шестилетнего
обучения.
5. Проведение открытых уроков по физкультуре, труду,
ритмике для введения в практику работы дифференцированного подхода к обучению
мальчиков и девочек.
6. Разработка конспектов уроков, поиск новых методов и
приемов.
7. Проведение диагностики уровня взаимоотношений
мальчиков и девочек начальной школы.
8. Наблюдение за развитием мальчиков и девочек,
выпускников детского сада.
9. Организация факультатива «Самоделкин» для обучения
старших дошкольников и учащихся 1 класса работе с деревом на базе столярных
мастерских школы.
10. Создание условий для работы с деревом в столярных
мастерских с учетом возраста обучающихся.
11. Проведение классных часов с учениками начальной
школы по темам: «Девочка, девушка», «Расскажи о себе», «Мода для девочек», «Ссора
и примирение», «Профессия твоего папы (твоей мамы)», «Мальчик, юноша», «Как
встречать гостей», «Настоящий мужчина, какой он».
12. Проведение совместных праздников, спортивных
состязаний между учащимися 1 класса школы и воспитанниками старшей группы детского
сада.
13. Организация тематических бесед с использованием
видеофильмов в библиотеке школы для старших дошкольников и младших школьников:
«День мужества», «Мамин день», «О дружбе».
14. Обсуждение результатов работы на итоговом
педагогическом совете, с организацией выставки детских поделок из дерева и
ткани, с показом дидактических, словесных игр, кроссвордов, конспектов уроков и
занятий, сценариев праздников и развлечений.
15. Оказание психологической помощи родителям по
вопросам воспитания сына (дочери).
16. Проведение психологических тестов с учениками
младших классов — «Расскажи, кто ты?»
17. Проведение родительских собраний по темам: «Как вы
относитесь к друзьям своего ребенка?», «Служите ли вы примером для своих
детей?», «Хорошо ли ребенку в вашей семье?»
18. Составление рекомендаций для родителей по
воспитанию сына (дочери).
Благотворное влияние на воспитание мальчиков и девочек
оказывает привлечение к работе с детьми педагогов-мужчин — учителя по труду,
физкультуре. Это позволяет компенсировать дефицит общения с мужчиной. Ведь не
секрет, что во многих семьях воспитанием детей занимается мама.
Таким образом программа «Мальчики и девочки» органично
вплетается в канву содержания как дошкольных программ, так и программ
начальной школы.
|