Время проведения занятия
|
Тема занятия
|
Программные задачи
|
Материал
|
Подготовка к занятию
|
Приемы обучения
|
Сентябрь
|
Фрукты, овощи, грибы (с натуры)
|
Учить более точно передавать форму, строение, окраску предметов;
располагать вырезанные элементы на основе, подбирая их по цвету,
величине
|
Прямоугольники зеленого, голубого цветов. Полоски разной окраски.
Раздаточный натуральный материал
|
Организовать сбор овощей, фруктов, грибов. Провести дидактическую
игру "Чудесный мешочек"
|
Рассматривание и анализ реальных образцов. Контроль за сравнением
аппликации с натурой, определением сходства
|
Сентябрь
|
Осенний натюрморт Вариант: Урожай (коллективно)
|
Учить вырезать и объединять в композицию натюрморта несколько видов
овощей, фруктов, грибов, ягод в сочетании с цветами, вазой и т. д.
|
Желтый фон. Полоски разноцветной бумаги
|
Рассмотреть натюрморт П. Кузнецова "Утро", М. Сарьяна "Ереванские
цветы" или К. Петрова-Водкина "Розовый натюрморт"
|
Показ разных вариантов компоновки фигур. Поощрение самостоятельности
детей
|
Октябрь
|
Осенние цветы
|
Учить изображать различные цветы приемами симметричного вырезания
|
Цветной фон. Разноцветные полоски
|
Рассмотреть цветы, определить их форму, окраску.
|
Показ приемов сгибания заготовки пополам
|
Октябрь
|
Наш город (поселок) готовится к празднику
|
Учить отражать наиболее полно и выразительно впечатления, полученные
на прогулках, во время чтения, рассказывания по теме занятия
|
Голубой фон, разноцветная бумага, иллюстрации
|
Организовать прогулку по городу. Рассмотреть нарядно украшенные
улицы, дома
|
Краткая беседа о виденном и возможных вариантах выполнения
аппликации. Опора на приобретенные умения и знания
|
Ноябрь
|
Осенние цветы (с натуры)
|
Формировать умения вырезать и наклеивать многолепестковые цветы
(астра, хризантема) путем складывания квадрата трижды пополам
|
Желтый фон. Разноцветные квадраты, прямоугольники. Образцы
натуральных цветов
|
Рассмотреть цветы. Выделить окраску, форму, расположение лепестков
|
Анализ натуры. Показ приема сгибания квадрата трижды пополам.
Инструкция о последовательности работы
|
Ноябрь
|
Любимые герои мультфильмов
|
Учить передавать образ героя мультфильма, вырезая силуэт из сложенной
пополам заготовки и используя дополнительные наклейки; проявить
творчество, самостоятельность
|
Прямоугольники разного цвета. Обрезки цветной бумаги
|
Организовать беседу о содержании и персонажах мультфильмов. Выделить
особенности их внешности
|
Анализ образцов. Выбор вариантов для выполнения задания. Поощрение
творческой интерпретации образов
|
Декабрь
|
Рыбки в аквариуме Варианты: Золотая рыбка. Дно морское
|
Учить изображению на глаз разных по форме и строению рыб. Формировать
умение составлять композицию. Активизировать творческий подход детей к
трактовке темы
|
Прямоугольники голубого, сине зеленого цветов. Фон. Полоски разного
цвета
|
Понаблюдать за рыбками в аквариуме. Выделить их контуры, окраску
|
Показ приема вырезания рыб. Подбор заготовок в зависимости от формы,
строения, окраски
|
Декабрь
|
Снегурочка Вариант: Дед Мороз
|
Учить изображать внешние особенности новогодних персонажей, осваивать
приемы симметричного вырезания
|
Прямоугольники, квадраты голубого, розового, красного, синего,
зеленого цветов
|
Рассмотреть игрушки, обследовать их
|
Инструкция о порядке и приемах выполнения аппликации. Поощрение
самостоятельности детей в трактовке образов
|
Январь
|
Снежинки
|
Учить вырезать снежинки разных форм приемом складывания квадратной
заготовки на части; наклеивать их на контрастный по цвету фон
|
Белые квадраты. Фон темно-синий, черный, темно-красный
|
Понаблюдать за снегопадом. Рассмотреть снежинки, отметить
многообразие форм
|
Показ последовательности сгибания квадрата для вырезания снежинок
разных форм
|
Январь
|
Пингвины на льдине (коллективная работа)
|
Учить создавать композицию на основе прочитанного, увиденного на
иллюстрациях; использовать знакомые приемы. Формировать понимание
эффективности коллективного труда
|
Темный фон. Для фигур: черная, белая и разноцветная бумага
|
Прочитать произведение об Антарктиде, рассмотреть иллюстрации.
Организовать просмотр телепередачи
|
Показ образца, его анализ. Закрепление приемов изображения. Поощрение
творчества в процессе работы
|
Февраль
|
Снегири
|
Учить передавать особенности строения, окраски снегиря приемом
силуэтного вырезания с дополнительными наклейками
|
Голубой или розовый фон. Полоски красного, черного, белого цветов
|
Понаблюдать за снегирями, выделить их отличительные особенности
|
Краткая беседа о строении, окраске снегиря. Предложение вырезать
силуэты на глаз, используя дополнительные подцветки
|
Февраль
|
Зима (по замыслу)
|
Учить отбирать содержание аппликации и красочно его реализовывать,
применяя знакомые приемы вырезания, композиции и сочетания цветов
|
Голубой, синий, розовый фон. Полоски разноцветной бумаги
|
Провести беседу о зиме, признаках сезона, играх и зимних забавах
|
Анализ вариантов трактовки темы. Закрепление приемов изображения.
Активизация воображения детей
|
Март
|
Подарок маме
|
Учить выполнять аппликацию на заранее приготовленной основе в форме
салфетки, полотенца, передника, используя красивые сочетания элементов
узора по форме, окраске, расположению
|
Разнообразные заготовки по форме, окраске. Разноцветная бумага
|
Провести беседы о маме, празднике 8 Марта. Формировать желание
сделать маме приятное. Заготовить фон (по выбору)
|
Предложение сделать красивый орнамент на выбранной основе. Анализ
различных вариантов украшения, подбор цветовых сочетаний
|
Март
|
Сказочная птица
|
Закреплять приемы силуэтного вырезания. Творчески интерпретировать
образ птицы
|
Желтый фон. Заготовки разноцветной бумаги
|
Прочитать сказку о Жар-птице, Золотом петушке. Рассмотреть
иллюстрации разных художников
|
Рассматривание вариантов аппликации. Раскрытие путей их творческого
использования
|
Апрель
|
Космонавт вернулся из космоса
|
Учить отражать тему в определенной взаимосвязи предметов.
Использовать приемы симметричного вырезания
|
Голубой фон. Прямоугольники оранжевого, синего, серебристого цветов
|
Провести беседу о космических полетах, космонавтах. Рассмотреть
иллюстрации, просмотреть диафильмы
|
Рассматривание вариантов аппликации. Закрепление приемов и
последовательности выполнения работы
|
Апрель
|
Весенняя песня скворца
|
Учить передавать несложную композицию. Закреплять приемы вырезания на
глаз. Учить передавать весенний колорит
|
Голубой или серый фон. Прямоугольники разного цвета
|
Понаблюдать за птицами (вьют гнезда, обживают скворечники)
|
Беседа о виденном на прогулке. Обсуждение вариантов решения темы.
Частичный показ приема вырезания птицы
|
Май
|
Первое мая (по замыслу)
|
Учить выбирать варианты отражения содержания темы, создавать яркую,
праздничную композицию
|
Цветной фон. Полоски разного цвета
|
Прочитать стихотворения о мае, весне. Провести беседу о празднике,
дружбе народов
|
Помощь детям в выборе интересного содержания (демонстрация, салют и
т. д.). Поощрение творчества. Выставка работ
|
Май
|
Шиповник расцвел (с натуры)
|
Формировать умение более точно передавать особенности натуры;
применять прием сгибания квадрата на части при изображении цветка и
листьев
|
Темный фон. Розовые квадраты. Обрезки зеленой бумаги
|
Рассмотреть веточки шиповника с цветами. Полюбоваться их красотой
|
Анализ натуры. Показ приема сгибания квадрата для вырезания
пятилепестника. Сравнение изображения с натурой
|