|
Тема занятия
|
Программные задачи
|
Материал
|
Подготовка к занятию
|
Приемы обучения
|
Сентябрь
|
Красивый узор (по замыслу)
|
Закреплять приемы вырезания геометрических элементов и составления
узоров, сочетая по цвету, композиции (самостоятельно, творчески)
|
Разноцветная бумага. Белый фон. Геометрические заготовки (круги,
квадраты, полоски)
|
Рассмотреть орнаментированные предметы. Выделить особенности их
украшения
|
Инструкция о выполнении узора. Поощрение самостоятельности,
творческих поисков детей
|
Сентябрь
|
Фрукты
|
Учить передавать форму и цвет апельсина, сливы, дыни, арбуза, попарно
сопоставляя их по величине и цвету (на выбор)
|
Заготовки соответствующих цветов. Белый фон
|
Обследование основных свойств фруктов
|
Закрепление приемов вырезания круга и овала из квадрата и
прямоугольника
|
Сентябрь
|
Овощи (с натуры)
|
Учить вырезать реальную форму огурца, моркови, свеклы и т. д. с
ботвой и листьями
|
Заготовка цветной бумаги. Белый фон
|
Обследовать основные свойства овощей
|
Показ приемов вырезания предметов, имеющих характерные признаки
|
Сентябрь
|
Грузовик
|
Учить передавать форму, расположение основных частей; аккуратно
наклеивать. Предоставлять возможность выбрать цвет бумаги
|
Полоски разного цвета. Голубой фон
|
Рассмотреть грузовики разных марок. Выделить основные конструктивные
части, их форму, цвет
|
Закрепление последовательности вырезания и наклеивания фигур
|
Октябрь
|
Грузовики везут урожай овощей и фруктов (коллективная работа)
|
Учить определять содержание аппликации, совместно и творчески
выполнять его, устанавливая взаимосвязи между разными предметами;
радоваться результатам коллективной деятельности
|
Голубой фон, полоски цветной бумаги разной величины
|
Провести беседу об уборке урожая в колхозах и совхозах. Использовать
иллюстрации
|
Объяснение задания. Помощь в распределении работы. Активизация
самостоятельности детей
|
Октябрь
|
Украсим узором фартук
|
Формировать умение украшать силуэты фартуков элементами
геометрического узора с использованием мотивов народного орнамента (на
выбор); красиво сочетать цвета, использовать разное расположение узора
|
Фон: силуэты белого, красного и других цветов. Полоски бумаги разной
окраски для узора
|
Организовать выставки изделий, выполненных народными мастерами.
Рассмотреть узоры
|
Показ вариантов украшения фартуков геометрическими узорами. Поощрение
творчества детей
|
Октябрь
|
Автобус
|
Учить вырезать основные части силуэта автобуса; передавать их
величинные и цветовые отношения
|
Полоски разного цвета. Белый фон
|
Рассмотреть автобус, сравнить с грузовиком
|
Закрепление приемов вырезания частей и последовательности их
наклеивания
|
Октябрь
|
Многоэтажный дом
|
Учить передавать строение и части дома современной архитектуры путем
сочетания прямоугольников разной величины и цвета
|
Полоски разного цвета и величины
|
На прогулке рассмотреть особенности домов, их строения, различия по
высоте, элементам украшения
|
Показ приемов выполнения аппликации. Активизация детей, опора на их
прошлый опыт, уровень знаний и умений
|
Ноябрь
|
Праздничная гирлянда из листьев (коллективно)
|
Учить вырезать осенние листья из прямоугольника путем складывания его
пополам, держа за сгиб. Формировать умение из отдельных красочных
листьев составлять гирлянду для украшения зала
|
Полоски желтого, красного, оранжевого, зеленого цветов
|
Организовать беседу о празднике Октября. Прочесть стихотворения о
празднике
|
Показ приема вырезания симметричных форм листьев. Закрепление приемов
последовательного складывания и вырезания из бумаги
|
Ноябрь
|
Букет из листьев в вазе (с натуры)
|
Закреплять прием вырезания листьев и вазы путем сгибания заготовки
бумаги пополам. Составлять красивый букет, используя сочетания ярких
форм, с синим фоном
|
Разноцветные полоски и прямоугольник для вазы. Синий фон
|
Рассмотреть букет, составленный из осенних листьев
|
Закрепление приема вырезания листьев. Подведение детей к
использованию того же приема для изображения вазы, видоизменив
конфигурацию предмета
|
Ноябрь
|
Улица (коллективно)
|
Закреплять умение изображать многоэтажные дома, виды городского
транспорта и размещать силуэты на плоскости. Уметь договариваться о
содержании и последовательности выполнения задания
|
Разноцветная бумага для изображения аппликаций и оформления фона
|
Организовать прогулку по улице; рассмотреть дома, стоящие в ряд,
разные виды транспорта
|
Инструкция о порядке выполнения задания, помощь в его распределении,
подборе материала
|
Декабрь
|
Веселые неваляшки
|
Учить более точно вырезать круги, соизмерять их по величине, сочетать
по цвету для передачи выразительного образа игрушки
|
Цветные полоски. Белый фон. Куклы-неваляшки
|
Организовать игры с неваляшками (оставить их в игровом уголке)
|
Обследование игрушек, разъяснение приемов выполнения выбранной
игрушки
|
Декабрь
|
Сказочный дом в лесу между елками
|
Учить творчески воплощать тему. Обучать умению вырезать елочки
приемом складывания заготовки пополам; свободно размещать вырезанные
фигуры на листе, сочетая их по цвету
|
Цветная бумага. Синий фон
|
Рассмотреть иллюстрации, где изображены разные варианты сказочных
домов в зимнем убранстве
|
Показ приема вырезания елочек при складывании прямоугольника пополам.
Поощрение творческих проявлений детей
|
Декабрь
|
Варежки для Снегурочки
|
Учить вырезать различные элементы узора и украшать ими силуэты
варежек, вырезанных из разноцветной бумаги. Развивать творчество
|
Полоски цветной бумаги. Силуэты варежек
|
Принести и рассмотреть цветные варежки, украшенные красочными узорами
|
Предложение самостоятельно украсить силуэты варежек, красиво подбирая
формы и цвета элементов. Поощрение творческих поисков и результата
|
Декабрь
|
Нарядная елка
|
Учить вырезать елку и украшения для нее (шары, гирлянды, зверюшек),
используя знакомые приемы. Обучать созданию яркого и нарядного
украшения. Формировать радостное ожидание праздника
|
Зеленый прямоугольник для елки. Обрезки цветной бумаги
|
Украсить на участке елку разноцветными игрушками, флажками
|
Закрепление приема вырезания елки. Активизация творчества детей в
процессе ее украшения. Поощрение удачных работ, отбор образцов для
выставки
|
Январь
|
Снегурочка
|
Учить передавать выразительный образ Снегурочки (в длинной шубке с
воротником, шапке, варежках) на основе соединения отдельных деталей,
вырезанных знакомыми приемами
|
Цветная бумага. Голубой фон. Кукла Снегурочка
|
Вспомнить стихотворения о зиме, елке. Рассмотреть игрушку Снегурочку
|
Предложение вспомнить о празднике в детском саду, гостях, которые
пришли из леса (Дед Мороз, Снегурочка). Показ приемов вырезания,
свободный выбор цвета бумаги
|
Январь
|
Веселый хоровод
|
Закреплять умения детей вырезать предметы симметричной формы приемом
складывания пополам по типу гармошки. Формировать творческие способности
дошкольников в процессе декоративного украшения образцов
|
Полоски цветной бумаги. Разноцветные обрезки
|
Организовать хороводные игры детей: "Ходит Ваня" и др.
|
Напоминание приемов складывания заготовки для вырезания хоровода
матрешек или петрушек (на выбор). Поощрение творческих находок в
оформлении аппликации. Использование лучших работ для украшения участка
|
Январь
|
Снегирь
|
Учить вырезать части птицы и объединять их, соотнося по величине,
окраске для создания яркого образа. Воспитывать заботливое отношение к
птицам
|
Бумага соответствующих цветов и форм
|
Наблюдать за снегирем. Выделить части тела птицы, их форму, окраску,
расположение
|
Соблюдение формы и расположения частей в силуэте снегиря, выбор
бумаги для вырезания. Показ приемов изображения. Анализ правильности
выполнения задания. Активизация детей
|
Февраль
|
Зимующие в парке птицы (коллективная работа)
|
Учить создавать композицию с птицами, согласовывая коллективные
действия детей при выполнении задания; вырезать разновидности птиц,
варьируя их форму, окраску оперения (снегирь, воробей, синичка и др.).
Прививать чувство удовлетворения от результата совместной деятельности
|
Цветная бумага разной формы. Общая основа для аппликаций (голубой,
розовый тон)
|
Сделать кормушку для птиц и наблюдать за ними в парке. Закрепить
знание названий зимующих птиц, их отличительных особенностей
|
Предложение вспомнить последовательность вырезания форм для снегиря и
передача на этой основе образа синички и других птиц. Направление
внимания на создание разных композиций. Коллективное обсуждение работ
|
Февраль
|
Украшение чашки с блюдцем
|
Вырезать элементы растительного узора и украшать ими силуэты чашки и
блюдца, гармонично подбирая формы и цвета
|
Разноцветная бумага. Белые силуэты чашки и блюдца
|
Рассмотреть особенности украшения нескольких пар чашек с блюдцами
|
Закрепление приемов вырезания цветов, листьев, их комбинаций в узоре.
Поощрение детской самостоятельности и творчества
|
Февраль
|
Любимая кукла
|
Учить вырезать и наклеивать в определенном порядке основные части
силуэта куклы, пользуясь приемами симметричного вырезания. Дать
возможность сварьировать цвет одежды и элементы украшения (бант,
воротник и т. д.)
|
Бумажные заготовки разного цвета и формы. Куклы
|
Нарядить кукол в новые красивые платья, рассмотреть их строение,
соотношение частей
|
Внесение кукол в нарядных платьях, закрепление представления об их
строении, особенностях изображения. Выбор вариантов для исполнения
|
Февраль
|
Зимняя картинка (по замыслу)
|
Закреплять умения детей в изображении несложной композиции на зимнюю
тему. Учить выбирать ее и реализовывать в аппликации самостоятельно и
творчески
|
Разноцветная бумага. Голубой,синий, розовый фон
|
Закрепить в беседе представления о зимних явлениях, рассмотреть
иллюстрации
|
Предложение выбрать содержание. Закрепление приемов изображения.
Активизация творческих поисков. Анализ результатов. Организация выставки
|
Март
|
Самые красивые цветы — маме
|
Вырезать круги разного цвета, размера и составлять из них красивые
цветочные композиции (на выбор). Воспитывать любовь и уважение к матери
|
Разноцветные полоски. Белый, голубой, розовый, желтый фон (на выбор)
|
Выучить стихи о маме, о празднике 8 Марта. Формировать желание
сделать подарок для мамы
|
Рассматривание веток с цветами. Показ приемов вырезания и составления
из кругов розы, анютиных глазок и других цветков
|
Март
|
Герои мультфильмов
|
Учить вырезать и составлять композиции по содержанию знакомых
мультфильмов (Винни-Пух, Крокодил Гена и др.). Развивать творческое
отношение к работе, ее содержанию
|
Заготовки бумаги разного цвета. Цветной фон (на выбор)
|
Организовать беседу об интересных мультфильмах и их главных героях
(их поступках, особенностях внешности)
|
Предложение вспомнить знакомых героев мультфильмов, характерные
особенности их внешности. Показ приемов их симметричного вырезания.
Поощрение положительных результатов работы
|
Март
|
Ветка вербы (с натуры)
|
Учить более точно передавать особенности натуры, используя приемы
обрывной аппликации для создания выразительного образа пушистой ветки
|
Заготовки (мягкой) цветной бумаги. Серый, голубой, розовый фон
|
Рассмотреть ветку вербы с пушистыми почками, выделить их форму, цвет,
расположение на ветке
|
Показ приемов обрывания контура бумаги для силуэтов почек (чтобы они
получились мягкими, пушистыми). Наклеивание их в три слоя в соответствии
с натурой. Сравнение с образцом
|
Апрель
|
Узор из тюльпанов
|
Учить вырезать цветы и листья тюльпанов и составлять из них узор на
круге, квадрате, полосе (на выбор), красиво сочетая и чередуя формы,
цвета. Развивать художественный вкус детей
|
Красные, желтые, зеленые заготовки бумаги. Белый, желтый фон
|
Принести букет тюльпанов, рассмотреть форму цветов и листьев.
Полюбоваться их красотой
|
Закрепление приемов симметричного вырезания и способов построения
орнамента на плоскости геометрических фигур в разных вариантах
|
Апрель
|
Космический корабль летит к звездам
|
Учить вырезать космический корабль, складывая прямоугольник пополам;
украшать его иллюминаторами и другими деталями, помещая среди небесных
светил
|
Оранжевый прямоугольник. Обрезки синей, желтой, зеленой бумаги. Синий
фон
|
Провести беседу о космических полетах, космонавтах. Составить альбом и
поместить в уголке книги
|
Показ приема вырезания космического корабля. Поощрение творчества
детей при создании композиции
|
Апрель
|
Игрушки-зверюшки
|
Учить вырезать основные части игрушки, передавая форму, расположение
частей, их относительную величину в обобщенной форме красочно и ярко
(лиса, белка, заяц, медведь - на выбор)
|
Заготовки цветной бумаги. Белый, голубой, красный, зеленый фон (на
выбор)
|
Разместить игрушки в игровом уголке. Предложить поиграть с ними,
обследовать их строение, характерные особенности, форму и т. д.
|
Предложение выбрать игрушку для выполнения в аппликации. Закрепление
приемов вырезания и наклеивания фигур. Выставка работ
|
Май
|
Праздничное панно (по замыслу, коллективно)
|
Учить определять содержание аппликации для отражения праздника 1 Мая
(праздничный салют над Кремлем, праздничную улицу, хоровод кукол в
национальных костюмах и т. д.)
|
Цветная бумага, однотонный цветной фон (на выбор)
|
Провести прогулку по празднично украшенным улицам. Рассмотреть
иллюстрации. Прочитать стихотворения
|
Помочь детям в выборе интересного содержания и воплощении его в
аппликации. Активизация творчества каждого ребенка
|
Май
|
Венок к обелиску Славы
|
Закреплять умение детей вырезать цветы и листья путем складывания
заготовки пополам (тюльпаны, ландыши и др.) и составлять из них узорную
композицию в виде венка
|
Заготовки красной, белой, зеленой бумаги. Черный фон круглой формы
|
Провести беседу о празднике Победы, о подвиге героев. Возложить цветы
к обелиску Славы. Формировать уважение к героям, ветеранам войны
|
Предложение вырезать цветы и составить из них венок в честь праздника
Победы, в память о героях войны
|
Май
|
Бабочка
|
Учить вырезать бабочку приемом сгибания прямоугольной бумаги пополам,
дополнительно наклеивать украшения на крылья, усы и т. д.; выбирать
цвета бумаги и красиво сочетать их
|
Разноцветные прямоугольники. Обрезки цветной бумаги. Белый, голубой
фон
|
Рассмотреть иллюстрации с разновидностями бабочек. Выделить и
запомнить их особенности по окраске крыльев, количеству декоративных
элементов
|
Обращение внимания детей на использование приема симметричного
вырезания. Развитие художественного вкуса при оформлении аппликации
|
Май
|
Девочка на лугу (коллективная работа)
|
Учить вырезать и наклеивать силуэт девочки из отдельных частей,
помещать его среди цветов, трав и бабочек. Формировать умение передавать
соотношения по величине, цвету, расположению на основе
|
Цветная бумага разной величины и формы для вырезания. Голубой фон с
зеленой полосой
|
Организовать экскурсию на луг или рассмотреть картины, иллюстрации.
Выделить приемы расположения, сочетания предметов по цвету, величине
|
Закрепление приема вырезания фигур, их расположения на основе в виде
красочного панно. Анализ работы
|