Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 07.05.2024, 11:19

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » ВАЖНО ЗНАТЬ

Психологическая характеристика возрастных особенностей сотрудников ДОУ

Современная практическая психология накопила большой эм­пирический материал о возрастных особенностях человека и воз­можных трудностях того или иного возраста. Есть возможность обсуждать пути решения этих проблем, ориентируясь на совре­менную социальную и психотерапевтическую практику помощи.

Возрастных периодизаций несколько. Используем одну из них, отражающую жизненные циклы человека и позволяющую соотно­сить содержание задач психологического возраста и особенности их решения с физическим, паспортным возрастом человека, анализи­ровать конкретное проявление различных чувств как содержание возрастного кризиса. Каждая стадия развития имеет свои кризисы, которые разрешаются в зависимости от использования человеком данных ему ресурсов. Ресурсы развития — это то, что необходимо человеку для решения задач его развития, а последние связаны с выживанием и достижением им счастья.

Воспитатели и специалисты ДОУ, согласно взятой нами возраст­ной классификации, находятся на следующих стадиях:

30—35 лет — переходный возраст. Задачами развития здесь являются организация жизни в собственной семье, осуществ­ление родительской роли, построение карьеры, выработка но­вого стиля жизни, принятие новых обязательств. Кризис это­го этапа проявляется в конфликте потребности собственной причастности к социальному бытию и отчужденности от него. Ресурсы развития — знания и навыки планирования семей­ного бюджета, межличностных отношений и разрешения кон­фликтов. В 35 лет заканчивается официальный возраст моло­дости. У некоторых он совпадает с началом подросткового возраста собственных детей, что создает для взрослых членов семьи особые проблемы, которые часто сказываются на рабо­те. Возраст назван переходным, ибо человек решает сложную задачу переосмысления своей индивидуальности, которая свя­зана со сменой оценки привязанностей и новых принятых обязательств;

36—50 лет — зрелость. Задачами развития здесь являются сме­на оценок, привязанностей и принятых обязательств; продол­жение родительской роли, переоценка значимости людей. Выход из кризиса этого возраста заключается в нахождении путей обновления либо в появлении отстраненности. Ресурса­ми развития могут стать переоценка и обновление решений, касающихся межличностных отношений, работы, стиля жиз­ни; знания и навыки организации широкой помощи. Взрос­лый человек в период зрелости попадает в ситуацию, когда окружающие склонны воспринимать его как неменяющегося, тогда как он таковым не является. Создается противоречие между самовосприятием и восприятием человека окружаю­щими. Описываются эти переживания как кризис идентич­ности (чувство «отставания от жизни»), потеря интереса к жизни, переживания усталости и жизненной скуки. Кризис дает о себе знать несколькими факторами:

— изменениями в физиологической активности организма и его соматических свойствах; человек испытывает сильные пережи­вания, идущие от физиологических изменений в организме;

— резким изменением социального и психологического простран­ства жизни человека, связанного с тем, что выросшие дети покидают дом или в доме появляются новые люди (партнеры детей по браку, их родственники); это качественно новая си­туация не только освоения новых социальных ролей, но и нового отношения как к собственной жизни, так и к жизни вообще.

Источник энергии в зрелом возрасте — философски осознан­ная концепция жизни, переживание радости от самой жизни. Исследования показывают, что степень и глубина осознания потребности в знаниях в этом возрасте зависит от того, на­сколько активную позицию взрослый человек занимает в той или иной сфере своей жизни.

51—65 лет — пожилой возраст. Задачами развития здесь явля­ются установление связей вне семьи, снижение роли работы, формирование разумного отношения к бренности существо­вания. В ходе кризиса развития решаются задачи: установить конструктивные связи с окружением либо замкнуться на соб­ственных проблемах. Ресурсами развития в этом возрасте счи­таются знания и навыки для налаживания коммуникации; учительство и умение дать совет; опора на умственные спо­собности.

Итак, чтобы жить, а не выживать, особенно людям пожило­го возраста, нужны знания и навыки для налаживания соци­альной коммуникации, для реализации тех жизненных сил, которые они в себе чувствуют. Навыки учительства и умение дать дельный жизненный совет являются естественным след­ствием развития в Я-концепции диалогичности сознания, предполагающей возможность встать на точку зрения другого человека.

Исследования в области психологии труда говорят о том, что в возрасте до 30 лет 44% педагогов обращаются к специальной лите­ратуре. В 31—40 лет интерес к информации психолого-педагогичес­кого содержания снижается и после 40 лет почти исчезает.

Итак, воспитатели, специалисты и сотрудники ДОУ, выпол­няя функциональные обязанности, одновременно решают возрас­тные задачи и переживают кризисы развития, которые наклады­вают отпечаток на восприятие событий, на способ реагирования, то есть на взаимодействие с другими людьми. В свою очередь и профессия накладывает специфический отпечаток на психический облик человека. Ежедневное, на протяжении многих лет, решение типовых задач совершенствует не только профессионализм, но и формирует шаблонные привычки, склад мышления и стиль обще­ния. Профессиональные стереотипы развиваются из тех качеств, которые особенно полезны для данной профессии. Если слишком большая доля профессионального поведения строится на таких сте­реотипных действиях, то это неблагоприятно влияет на работу и общение, на личность в целом.

Одна из сторон деформации личности проявляется в возник­новении ложного представления о том, что и без новых знаний накопленные стереотипы обеспечивают необходимую скорость, точность и успешность деятельности. Закрепляются излишняя тра­фаретность в подходах, упрощенность во взглядах на рабочие про­блемы, что приводит к снижению интеллектуального уровня спе­циалиста. На эту грань деформации необходимо обращать особое внимание при повышении квалификации специалистов. Личнос­тное и профессиональное развитие педагога подразумевает стра­тегию высвобождения внутренних ресурсов, способность решать нравственно-ценностные проблемы. Другая сторона профессио­нальной деформации проявляется в перенесении профессиональ­ных привычек, полезных в работе, на дружеское и семейное об­щение.

Характер деформации может определять не только профессия, но и высокое должностное положение. Обладание властью часто приводит к деформации личности, когда отсутствуют действен­ные обратные связи — общественный контроль, критика. Руково­дитель, постоянно отдающий приказания, подвержен опасности возникновения у него чувства собственного превосходства или даже высокомерия, что ослабляет его способность к самокритике, при этом прежде всего страдает чувство юмора. Это закрывает пути интеллектуального развития, исчезает простота в отношениях с людьми.

Итак, профессия может существенно изменить характер челове­ка. Вместе с тем, выбор профессии изначально связан с задатками и установками личности. Проблема профессиональной деформации личности, чрезвычайно интересная своей глубиной и противоречи­востью (например, в разумных пределах, профессиональная дефор­мация — способ вхождения в профессию), мало представлена в науке, особенно слаба диагностическая база. Наиболее изучен синд­ром «эмоционального сгорания», присущий профессиям типа «че­ловек — человек», но проблема профессиональной деформации лич­ности не исчерпывается им, на наш взгляд, она имеет духовно-нравственную почву, ее истоки — в самосознании личности.

Категория: ВАЖНО ЗНАТЬ | Добавил: admin (31.10.2011)
Просмотров: 1986 | Теги: диагностика, детский сад, методические рекомендации для воспи, обучение, методист ДОУ, дети дошкольного возраста, воспитание, подготовка к школе | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru