Современная практическая психология накопила большой
эмпирический материал о возрастных особенностях человека и возможных
трудностях того или иного возраста. Есть возможность обсуждать пути решения
этих проблем, ориентируясь на современную социальную и психотерапевтическую
практику помощи.
Возрастных периодизаций несколько. Используем одну из
них, отражающую жизненные циклы человека и позволяющую соотносить содержание
задач психологического возраста и особенности их решения с физическим,
паспортным возрастом человека, анализировать конкретное проявление различных
чувств как содержание возрастного кризиса. Каждая стадия развития имеет свои
кризисы, которые разрешаются в зависимости от использования человеком данных
ему ресурсов. Ресурсы развития — это то, что необходимо человеку для решения
задач его развития, а последние связаны с выживанием и достижением им счастья.
Воспитатели и специалисты ДОУ, согласно взятой нами
возрастной классификации, находятся на следующих стадиях:
♦ 30—35 лет — переходный возраст. Задачами развития
здесь являются организация жизни в собственной семье, осуществление
родительской роли, построение карьеры, выработка нового стиля жизни, принятие
новых обязательств. Кризис этого этапа проявляется в конфликте потребности
собственной причастности к социальному бытию и отчужденности от него. Ресурсы
развития — знания и навыки планирования семейного бюджета, межличностных
отношений и разрешения конфликтов. В 35 лет заканчивается официальный возраст
молодости. У некоторых он совпадает с началом подросткового возраста
собственных детей, что создает для взрослых членов семьи особые проблемы,
которые часто сказываются на работе. Возраст назван переходным, ибо человек
решает сложную задачу переосмысления своей индивидуальности, которая связана
со сменой оценки привязанностей и новых принятых обязательств;
♦ 36—50 лет — зрелость. Задачами развития здесь
являются смена оценок, привязанностей и принятых обязательств; продолжение
родительской роли, переоценка значимости людей. Выход из кризиса этого возраста
заключается в нахождении путей обновления либо в появлении отстраненности.
Ресурсами развития могут стать переоценка и обновление решений, касающихся
межличностных отношений, работы, стиля жизни; знания и навыки организации
широкой помощи. Взрослый человек в период зрелости попадает в ситуацию, когда
окружающие склонны воспринимать его как неменяющегося, тогда как он таковым не
является. Создается противоречие между самовосприятием и восприятием человека
окружающими. Описываются эти переживания как кризис идентичности (чувство
«отставания от жизни»), потеря интереса к жизни, переживания усталости и
жизненной скуки. Кризис дает о себе знать несколькими факторами:
— изменениями в физиологической активности организма и
его соматических свойствах; человек испытывает сильные переживания, идущие от
физиологических изменений в организме;
— резким изменением социального и психологического
пространства жизни человека, связанного с тем, что выросшие дети покидают дом
или в доме появляются новые люди (партнеры детей по браку, их родственники);
это качественно новая ситуация не только освоения новых социальных ролей, но и
нового отношения как к собственной жизни, так и к жизни вообще.
Источник энергии в зрелом возрасте — философски
осознанная концепция жизни, переживание радости от самой жизни. Исследования
показывают, что степень и глубина осознания потребности в знаниях в этом
возрасте зависит от того, насколько активную позицию взрослый человек занимает
в той или иной сфере своей жизни.
♦ 51—65 лет — пожилой возраст. Задачами
развития здесь являются установление связей вне семьи, снижение роли работы,
формирование разумного отношения к бренности существования. В ходе кризиса
развития решаются задачи: установить
конструктивные связи с окружением либо замкнуться на собственных проблемах.
Ресурсами развития в этом возрасте считаются знания и навыки для налаживания
коммуникации; учительство и умение дать совет; опора на умственные способности.
Итак, чтобы жить, а не выживать, особенно людям пожилого
возраста, нужны знания и навыки для налаживания социальной коммуникации, для
реализации тех жизненных сил, которые они в себе чувствуют. Навыки учительства
и умение дать дельный жизненный совет являются естественным следствием
развития в Я-концепции диалогичности сознания, предполагающей возможность
встать на точку зрения другого человека.
Исследования в области психологии труда говорят о том,
что в возрасте до 30 лет 44% педагогов обращаются к специальной литературе. В
31—40 лет интерес к информации психолого-педагогического содержания снижается
и после 40 лет почти исчезает.
Итак, воспитатели, специалисты и сотрудники ДОУ, выполняя
функциональные обязанности, одновременно решают возрастные задачи и переживают
кризисы развития, которые накладывают отпечаток на восприятие событий, на
способ реагирования, то есть на взаимодействие с другими людьми. В свою очередь
и профессия накладывает специфический отпечаток на психический облик человека.
Ежедневное, на протяжении многих лет, решение типовых задач совершенствует не
только профессионализм, но и формирует шаблонные привычки, склад мышления и
стиль общения. Профессиональные стереотипы развиваются из тех качеств, которые
особенно полезны для данной профессии. Если слишком большая доля
профессионального поведения строится на таких стереотипных действиях, то это
неблагоприятно влияет на работу и общение, на личность в целом.
Одна из сторон деформации личности проявляется в
возникновении ложного представления о том, что и без новых знаний накопленные
стереотипы обеспечивают необходимую скорость, точность и успешность
деятельности. Закрепляются излишняя трафаретность в подходах, упрощенность во
взглядах на рабочие проблемы, что приводит к снижению интеллектуального уровня
специалиста. На эту грань деформации необходимо обращать особое внимание при
повышении квалификации специалистов. Личностное и профессиональное развитие
педагога подразумевает стратегию высвобождения внутренних ресурсов,
способность решать нравственно-ценностные проблемы. Другая сторона профессиональной
деформации проявляется в перенесении профессиональных привычек, полезных в
работе, на дружеское и семейное общение.
Характер деформации может определять не только
профессия, но и высокое должностное положение. Обладание властью часто приводит
к деформации личности, когда отсутствуют действенные обратные связи —
общественный контроль, критика. Руководитель, постоянно отдающий приказания,
подвержен опасности возникновения у него чувства собственного превосходства или
даже высокомерия, что ослабляет его способность к самокритике, при этом прежде
всего страдает чувство юмора. Это закрывает пути интеллектуального развития,
исчезает простота в отношениях с людьми.
Итак, профессия может существенно изменить характер
человека. Вместе с тем, выбор профессии изначально связан с задатками и
установками личности. Проблема профессиональной деформации личности,
чрезвычайно интересная своей глубиной и противоречивостью (например, в
разумных пределах, профессиональная деформация — способ вхождения в
профессию), мало представлена в науке, особенно слаба диагностическая база.
Наиболее изучен синдром «эмоционального сгорания», присущий профессиям типа
«человек — человек», но проблема профессиональной деформации личности не
исчерпывается им, на наш взгляд, она имеет духовно-нравственную почву, ее
истоки — в самосознании личности.
|