Примерный объем знаний, воспитательные задачи.
Закреплять названия тех животных, с которыми знакомили детей в младшей группе,
подробнее рассматривая их внешний вид, отмечая существенные их признаки (тело
рыб овальной формы, покрыто блестящей чешуей; на спине, животе и хвосте
расположены плавники; рыбы бывают большие и маленькие, разные по Окраске;
плавая, они то поднимаются вверх, то опускаются вниз, на дно аквариума). Дать
знания о различии оперения птиц, различии клювов (тонкий или толстый), цвета
глаз (черные или светлые); характерных особенностях ног (тонкие, на них
пальцы); подчеркнуть что тело птиц покрыто перьями, что птица летает, поет
(щебечет), купается, клюет корм. При ознакомлении с млекопитающими животными
(зверьками), отметить, какая у них мордочка (круглая или овальная), какого
цвета и длины шерстка, подчеркнуть, что она бывает мягкая, пушистая или
гладкая; какого размера тело, какова форма глаз, ушей, лап. Сообщить
дополнительные сведения о повадках (животные прислушиваются, поворачивают или
поднимают уши, умываются, неслышно ступают, держат пищу в лапках). Продолжать
воспитывать интерес и любовь к животным, бережное отношение к ним, желание
наблюдать и ухаживать за ними.
Каких животных помещать в уголке природы. Рыбы
(разновидности золотой рыбки, кроме вуалехвоста и телескопа); птицы (такие же,
как в младшей группе,— канарейка); млекопитающие (такие же, как в младшей
группе, на время наблюдения).
Что дети должны делать по уходу за животными.
Систематически принимать участие в кормлении животных разными видами корма.
Протирать наружные стенки аквариума, мыть поилки и кормушки. Выращивать зеленый
овес для корма животным.
За время пребывания в младшей группе дети получили
знания о некоторых животных, в меру своих возможностей выполняли поручения по
уходу за ними. В средней группе эти знания немного усложняются. Теперь дети
систематически привлекаются к уходу за животными уголка природы: воспитатель
по-прежнему использует поручения, но содержание и характер их усложняется.
Педагог должен стремиться выработать у детей определенные навыки ухода за
животными; в этой работе детям предоставляется несколько большая
самостоятельность, чем в младшей группе. Расширяются обязанности детей:
воспитатель учит их, как нужно протирать наружные стенки аквариума (влажной
тряпочкой), мыть поилки и кормушки для животных. Детям дают некоторое
оборудование: тазики, щеточки, тряпочки. Но все же, все приемы ухода за
животными дети выполняют в присутствии воспитателя, под его контролем.
Например, педагог поручает двоим-троим детям уход за птичкой, сам же при этом
достает из клетки поддон и чистит его, один ребенок в это время моет поилку и
наливает в нее воду из лейки, другой моет кормушку, насыпает в нее корм из
банки. Третий ребенок может насыпать песок на поддон или дать птичке травки.
Некоторых, детей педагог привлекает к уходу за
аквариумом. Одному предлагает покормить рыбку. Другого просит взять влажную
тряпочку и протереть стенки аквариума. Кончив работу, дети убирают все
оборудование на место, воспитатель проверяет, как они справились с заданием.
Затем педагог переходит к комнатным растениям и
поручает уже другим детям уход за ними. Среди детей постепенно выявляются
любители растений и животных, они всегда с большой охотой ухаживают за уголком
природы и просят дать им задание. Эти дети являются опорой воспитателя, но
только с ними одними вести работу нельзя: привлекать к такого рода поручениям
надо всех воспитанников по очереди, используя разные приемы для пробуждения у
них интереса к животным и к уходу за ними.
Привлекая детей к поручениям, воспитатель все время
обращает их внимание на животных, за которыми дети ухаживают, на их поведение
в клетке, в аквариуме; если у ребят выработан и поддерживается интерес к животным,
они охотнее откликаются на предложение ухаживать за своими любимцами. |