Примерный
объем знаний, воспитательные задачи. Дети должны знать названия животных,
птиц, прилетающих на участок, рыб уголка природы, существенные признаки их внешнего
вида. (У зверьков шерсть на мордочке короче, на спине и животе длиннее, у птиц
перья длиннее на крыльях и хвосте, пальцы на ножках направлены вперед, один
назад и т. д.) Знать зависимость способа передвижения животных от строения их
конечностей. Педагог учит устанавливать сходство во внешнем виде и повадках
животных: рыб, птиц, млекопитающих. Дает сведения о пользе животных (птицы
поедают насекомых-вредителей, из пуха кролика вяжут одежду и т. д.); об их
жизни в природе, о создании необходимых условий для жизни в неволе. Необходимо
углублять интерес к животным, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними.
Каких
животных помещать в уголок природы. Рыбы (уголок пополняется разновидностями
золотой рыбки — вуалехвост, телескоп, монетка и др.); птицы (волнистые
попугайчики, канарейки); млекопитающие животные (морская свинка, хомячок,
кролик).
Что
дети должны делать по уходу за животными. Осуществляют повседневный уход под
контролем воспитателя: кормят животных, знают норму и время кормления, состав
корма. Моют поилки и кормушки, чистят клетку. Принимают участие в замене воды в
аквариуме. Выращивают для животных зеленый корм.
В
младшей и средней группах педагог воспитывает у ребят чувство бережного,
внимательного отношения к животным и желание заботиться о них, расширяет
знания, формирует умения по уходу за обитателями уголка природы.
В
старшей группе природоведческая работа усложняется. Педагог переходит к новой
форме организации труда детей — к дежурствам. (Занятие по введению дежурства и
руководство воспитателя работой дежурных подробно описано в разделе
«Ознакомление детей с комнатными растениями».)'
В
процессе дежурств воспитатель привлекает детей к наблюдению за животными.
Старшие дошкольники могут более длительно наблюдать за повадками питомцев. На
занятиях, проводимых с целью наблюдения за животными, обобщаются и расширяются
имеющиеся у ребят знания. ,
Начать
такое занятие можно так же, как в предыдущих группах,— с загадки, но более
сложной для отгадывания. В ходе занятия воспитатель использует также вопросы,
но они требуют более подробного описания или небольшого рассказа вместо
односложного ответа, как в предыдущих группах. Показывая детям то или иное
животное, педагог чаще задает вопросы, отвечая на которые ребенок должен
сказать, почему он так думает, как догадался, т.е. подводит ребят к
необходимости делать выводы и умозаключения, развивая логическое мышление. С
самого первого занятия по ознакомлению с животным надо постараться
заинтересовать детей, показать животное так, чтобы оно детям понравилось,
тогда работа по уходу за ним будет интересной и необременительной.
Воспитатель
руководит наблюдениями детей, придерживаясь составленного плана, учит
рассматривать и описывать внешний вид животного в определенной
последовательности. Но если в этот момент животное ведет себя необычно: ежик
зевает и потягивается, кролик умывается, лучше отойти от этого плана. После
рассматривания интересных проявлений животного нужно опять вернуться к прежнему
плану проведения занятия.
Основные
знания о животных и сведения об уходе за ними дети получают во время занятий.
Однако не следует процесс ознакомления с животными сводить только к занятиям.
Воспитатель побуждает детей к наблюдению за животными в течение дня, в конце
каждого занятия дает детям задания по наблюдению. Работа на занятиях по
наблюдению за животными усиливает интерес детей к живым существам; важно
поддержать настрой ребят, руководя длительными наблюдениями. На занятии
животное не всегда «показывает» все свои повадки, а в процессе систематического
наблюдения за ним ребята могут узнать много интересного. Во время обсуждения работы
и наблюдений дежурных воспитатель просит ребят рассказать о том, что они
увидели, поощряет наиболее внимательных. Таким образом,- педагог постоянно
поддерживает интерес детей, не дает ему угаснуть. Помогает этому и собственный
интерес воспитателя, его внимание к животным.
В
ходе первичного наблюдения педагог дает детям элементарные представления о
животном, его внешнем виде и основных повадках, указания по уходу и наблюдению
за ним. В повторных наблюдениях построение занятий несколько иное: уже нет
необходимости так детально описывать животное, можно предложить двум-трем
воспитанникам рассказать о его внешнем виде, при этом закрепляются полученные
знания, большую же часть занятия отвести на то, чтобы дополнить знания детей о
повадках животного. Так, весь примерный программный материал, рассчитанный на
усвоение в течение года, следует распределить на несколько занятий по
наблюдению за одним животным и сравнению с другим (6—7 в течение года). |