Проблема развития, коррекции и совершенствования
мышления у дошкольников — одна из сложнейших в
психолого педагогической
практике. Главное для ее решения — рациональная
организация
всего учебного процесса (создание проблемных
ситуаций в обучении,
соблюдение принципа диалогичности при проведении
занятий и
т. д.), но нельзя пренебрегать и таким средством,
как специально
организуемый игровой тренинг.
Основой любого полноценного мыслительного процесса,
направленного недопонимания усваиваемого материала и творческое его
преобразование,
является наличие как минимум трех универсальных
составляющих:
• высокий уровень сформированности элементарных
мыслительных
операций (анализ, синтез, сравнение, выделение
существенного и др.);
• высокий уровень активности, рискованности и
плюралистичности
мышления, проявляющийся в продуцировании большого
количества
различных гипотез, в установке на множественность
вариантов
решения, в свободе выдвижения нестандартных идей и в
гибкости
перехода от одной из них к другой;
• высокий уровень организованности и
целенаправленности мышления, проявляющийся в четкой ориентации на выделение
существенного
в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа, в
осознании
собственных способов мышления и в контроле за ними.
Предлагаемый нами комплекс интеллектуальных игр
направлен
прежде всего на развитие элементарных мыслительных
операций,
формирование общей интеллектуальной рискованности и
отработку
средств, обеспечивающих общую организованность
мыслительного
процесса.
Игры даются в порядке возрастания их сложности и в
ряде случаев тематически связаны друг с другом, поэтому при
проведении игрового
тренинга желательно не нарушать их последовательность.
Занятия проводятся с группой из 5— 10 старших
дошкольников. Длительность одного занятия —от 15 до 30 мин.
Периодичность проведения занятий — 1—2 раза в
неделю. Общее
количество занятий не является фиксированным и
зависит от
исходного уровня сформированности мыслительных
процессов у
детей и темпов их продвижения. Каждая игра
«прокручивается»
по нескольку раз на различном материале в течение
нескольких
занятий.
На первом занятии педагог знакомит детей с первыми
двумя
играми, дает каждому возможность подумать,
предложить свой
вариант решения. На каждом последующем занятии отрабатываются
уже знакомые детям игры и предлагается одна новая.
Задача педагога — стимулировать мыслительную
активность детей, вовлекать в игру тех, кто предпочитает отмалчиваться,
последовательно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не
существует
одного решения, что правильными могут оказаться
разные решения,
иногда совсем не похожие друг на друга.
Общие рекомендации к предлагаемым играм
• Ни в коем случае не пресекать шутливых ответов,
так как
зачастую именно они являются наиболее ярким
проявлением нестандартности мышления.
• Педагогу важно установить «золотую середину» между
количеством
и качеством ответов: с одной стороны, стимулировать
как можно
большее число разнообразных ответов, с другой —
прежде всего
поощрять оригинальные, творческие решения.
• Обязательными условиями эффективности проведения
игр являются
обсуждение детьми всех предложенных
Игра 1. Составление предложений
Цель. Развивать способность быстро устанавливать
разнообразные,
иногда неожиданные связи между знакомыми
предметами; создавать новые образы из отдельных
элементов.
Игровое задание. Составить как можно больше
предложений, обязательно
использовав названные педагогом три
слова, не связанные друг с другом по смыслу
(например, озеро,
карандаш, медведь). Падеж слов можно менять, в
предложениях
могут использоваться и другие слова.
Ответы могут быть стандартными («Медведь утопил в
озере карандаш»);
сложными с выходом за пределы 1 ситуации,
обозначенной тремя
словами, и с введением новых объектов («Мальчик взял карандаш
и нарисовал медведя, купающегося в озере»);и
творческими,
включающими эти предметы в нестандартные связи
(«Мальчик,
тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое
ревело, как
медведь»).
Игра 2. Поиск общего
Цель. Формировать умение находить в разрозненном
материале несколько общих моментов; дать представление о степени
существенности признаков.
Игровое задание. Назвать как можно больше общих
признаков
двух предметов, указанных педагогом (например,
тарелка и лодка).
Ответы могут быть стандартными («Это вещи, сделанные
человеком»;
«Они имеют глубину») и необычными, позволяющими
увидеть знакомые
предметы в новом свете. Побеждает тот, у кого список
общих
признаков длиннее.
Задача педагога — распределить все ответы по
степени существенности
вскрываемых в них связей между пред
Игра 3. Исключение лишнего слова
Цель. Развивать способность устанавливать
неожиданные связи
между явлениями, переходить от одних связей к другим,
удерживать
в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их
между собой. Формировать установку на то, что
возможны разные
способы объединения и расчленения предметов.
Игровое задание. Берутся три слова (например,
собака, помидор,
солнце). Надо оставить два слова, обозначающие
предметы, в
чем-то схожие между собой, и исключить третье,
лишнее слово,
называющее предмет, не обладающий общими для первых
двух предметов
признаками.
Задача педагога — стимулировать детей к поиску как
можно
большего числа вариантов исключения лишнего слова,
начиная
от лежащих на поверх ости решений (исключить слово
«собака»,
так как и помидор, и солнце круглые) и кончая самыми неожиданными.
Игра 4. Поиск аналогов
Цель. Формировать умение выделять в предмете
различные свойства
и оперировать с каждым из них в отдельности; развивать
способность
классифицировать явления по их признакам.
Игровое задание. Назвать как можно больше аналогов,
т. е.
предметов, сходных с указанным педагогом (например, с
вертолетом)
по различным существенным признакам, и систематизировать их
по группам на основании того, какой сходный признак
их объединяет
(например, вертолет, птица, бабочка — все они
летают; вертолет,
автобус, поезд — это транспортные средства).
Игра 5. Поиск «противоположных» предметов
Цель. Формировать способность находить в предмете
как можно
больше.... другом, выделяя в них общее и различное.
Игровое задание. Назвать как можно больше
предметов, «противоположных»
указанному педагогом (например, дому), ориентируясь
на различные
свойства этого предмета и систематизируя его
противоположности
по группам (например, дом — сарай, противоположны по
размеру
и степени комфорта; дом — поле, противоположны по
качественным
характеристикам пространства: закрытого в первом
случае и
открытого — в другом и т. д.).
Игра 6. Поиск предметов по заданным признакам
Цель. Формировать способность быстро находить
аналогии между
различными, не похожими друг на друга предметами;
оценивать
предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них
заданных
признаков; переключаться с одного объекта на другой.
Игровое задание. Назвать как можно больше
предметов, обладающих
заданными признаками и с этой точки зрения похожих
на два—три
названных педагогом предмета. Например: «Назовите
предметы,
которые выполняют две противоположные функции,
например дверь
(она закрывает и открывает помещение) и выключатель
(зажигает
и гасит свет)».
Игра 7. Поиск соединительных звеньев
Цель. Формировать способность устанавливать связи
между предметами,
кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга;
находить
предметы, имеющие общие признаки одновременно с
несколькими
предметами.
Игровое задание. Называются два предмета, например
лопата
и автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как
бы переходным
мостиком от первого ко второму, т. е. имеющие
четкую, логическую
связь с заданными предметами. Например, экскаватор
(копает
землю, как лопата, и является
,,,,,,
Допускается использование двух трех соединительных
звеньев
(лопата — тачка — прицеп — автомобиль). В данном
случае особое
внимание обращается на обоснование детьми связи
между соседними
звеньями цепочки.
Игра 8. Способы использования предмета
Цель. Развивать способность концентрировать
мыслительный
процесс на одном предмете, умение вводить его в
самые различные
ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете
неожиданные
возможности.
Игровое задание. Назвать как можно больше различных
способов
использования хорошо известного детям предмета,
например книги.
Правило: недопустимо называть безнравственные,
варварские
способы использования предмета (игра может послужить
основой
для беседы о нравственных критериях поведения).
Игра 9. Формулирование определений
Цель. Формировать четкость и стройность мышления,
умение
фиксировать существенные признаки и отвлекаться от
несущественных,
а также способность одним мысленным взором
охватывать разновидности
одного и того же предмета.
Игровое задание. Дать наиболее точное определение
знакомого
предмета или явления (например, дырки), которое
обязательно
включало бы все его существенные признаки, не
упоминало бы
о несущественных и формулировалось бы таким образом,
чтобы
под него подпадали все разновидности этого предмета
(явления),
а никакие другие предметы под это определение не
подходили.
Игра 10. Перечислить возможные причины
Цель. Развивать способность при решении задачи или
осмыслении
какого- либо явления искать все возможные причины,
чтобы можно
было проработать самые различные версии и только
после этого
принять решение.
Игровое задание. Педагог описывает какую-либо
ситуацию, например:
«Вернувшись с прогулки, вы обнаружили, что дверь
вашей квартиры
распахнута настежь...» Дети должны быстро назвать
как можно
больше возможных причин этого факта,, возможных его
объяснений,
чтобы решить, что им следует предпринять (начиная от
самых
банальных — «забыл закрыть дверь» — и кончая
нетривиальными
— «марсиане прилетели»).
Игра 11.Сократить рассказ
Цель. Учить концентрировать внимание на сути,
отсекая все
второстепенное.
Игровое задание. Передать содержание рассказа
максимально
кратко — в двух—трех предложениях, сохранив основное
его содержание.В
этой игре возможна коллективная доработка наиболее
удачных
ответов.
|