Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, удовлетворяя их потребности
в новых впечатлениях, в интересной, содержательной деятельности, поддерживая у
них бодрое, жизнерадостное настроение, мы стремимся сделать счастливым детство
каждого ребенка.
Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения
осуществляется в соответствии с программой, которая является основным
нормативным документом в вопросах предупреждения транспортного травматизма среди
дошкольников. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения проводится
в течении всего года в тесной взаимосвязи с конкретными условиями жизни детей.
Обучение правил дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно
связано со всеми разделами программы. У детей формируются культура поведения,
выдержка, дисциплина, если материал включается в содержание занятий по развитию
речи, формированию математических представлений, изобразительной деятельности,
физической культуре, музыкальных занятиях, в повседневной жизни. Проводя работу
по обучению правилам дорожного движения, воспитатель должен использовать ее для
воспитания у детей любви к родному краю, для усвоения дошкольниками норм и
правил поведения, проявления нетерпимости к антиобщественным поступкам.
Педагог знакомит детей с правилами дорожного движения, последовательно усложняя
программные требования от занятия к занятию и от группы к группе, опираясь на
их опыт.
В группе «Почемучки» (4-й год жизни):
во
время целевых прогулок педагог обращает внимание малышей
-
на движение пешеходов, транспорта,
-
называет цвета светофора,
-
знакомит их со словами, (водитель, автомашина, уточняет названия частей
автомобиля (кабина, колеса, двери, окна и др.)
Представления,
полученные на целевых прогулках, закрепляются на занятиях. Например,
малыши выполняют аппликацию «Светофор», рассматривают картину «Улица
города», затем строят улицы для кукол.
К 4-5 годам у детей накапливается определенный двигательный опыт, обогащается
словарный запас, воспитываются навыки пространственной ориентировки.
В группе «Почемучки» (5-й год жизни):
представления
детей уточняются и дополняются, их знакомят с перекрестками, дорожными знаками:
«Пешеходный переход», «Пересечение дорог», « Место стоянки», «Пункт медицинской
помощи», «Пункт питания». Даются более полные знания о правилах пешеходов и
пассажиров:
·
Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам,
·
Идти следует по правой стороне тротуара,
·
Пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеется пешеходная
дорожка
или указатели перехода:
*При
двустороннем движении смотрят сначала налево, а потом, дойдя
до
середины - направо.
*
Пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке,
*В
транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать
остальным
пассажирам.
*В
темное время суток пешеход должен иметь световозвращатели (фликеры).
В
группе «Фантазеры» (6-й год жизни):
педагог
постоянно ставит перед детьми задачи, требующие от них проявления
самостоятельности, активности мышления, умения применить знания на
практике. Воспитатель должен помнить, что одного участия детей в
играх и занятиях недостаточно для закрепления и применения знаний правил
дорожного движения в жизненной ситуации, так как в игре задача несколько
облегчена.
Успешному переносу знаний в жизненную ситуацию способствует закрепление навыка
движения по улице на прогулке, выполнение детьми отдельных поручений. Например:
прежде чем пойти с детьми на почту, воспитатель предлагает им вспомнить и
рассказать о дороге, по которой они пойдут, затем назначает двух ребят, которые
ведут всю группу по назначенному маршруту. В этом случае, не смотря на то, что
воспитатель идет рядом, дети чувствуют себя ответственными за
порученное дело, они действуют сознательно
В каждой возрастной группе создаются уголки по правилам дорожного движения для
детей, где собраны игры, литература, атрибуты к сюжетно-ролевым играм,
дидактический материал, настольные макеты перекрестков, улиц и другой материал.
Закрепить у детей знания правил дорожного движения помогает совместная
работа детского сада и семьи. Единые требования воспитателей и родителей
обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице. На
групповых и общих собраниях воспитатели знакомят родителей с программными
требованиями по обучению детей правилам дорожного движения, говорят о важности
примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице, о
необходимости использования в темное время суток и в условиях плохой видимости
световозвращателей. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми,
является плохим примером для ребенка.
В пропаганде правил дорожного движения широко используется наглядная агитация.
Для родителей оформляется специальный стенд. На нем помещаются выдержки из
правил дорожного движения, которые должны усвоить дети, перечень
литературы для взрослых и дошкольников о правилах поведения на улице. Здесь
можно поместить детские рисунки, образцы книг, картинок, тексты стихотворений и
загадок, задания по закреплению у детей правил поведения на
улице.
Таким образом, единство требований семьи и детского
сада обеспечит успешную подготовку детей к обучению в школе, практическое
применение и соблюдение ими правил дорожного движения. |