Структурные компоненты прогулки (наблюдения,
дидактические игры-задания, первые трудовые действия, подвижные игры) проходят
на фоне самостоятельной игровой деятельности всех детей, которая занимает
основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе и требует
постоянного контроля со стороны взрослого.
В теплое время года, подготавливая все необходимое для
развертывания разнообразных игр детей, взрослый продолжает быть и
организатором и участником этих игр. Он направляет сюжетно-ролевые игры детей,
включается в их выполнение, показывает игровые образцы, усложняет игру
вопросами, разнообразными предложениями.
Игры с песком относятся к любимым играм детей. Только
на прогулке в теплое время года дети имеют возможность полностью удовлетворить
свои желания действовать с этим природным материалом. Дети подолгу и увлеченно
играют с ним, исследуют его качества.
Конечно, и без руководства взрослого дети приобретают
некоторый опыт: по цвету и на ощупь различают влажный песок или сухой. Сухой
оставляют без внимания, из влажного делают домики-холмики, пытаются формировать
куличики. Но без направленного руководства взрослого дети так и не смогут
выполнить задуманные игровые действия. Орудуя совком, они большей частью
просыпают песок мимо формочки, набирают в нее песка не до верха, забывают
похлопать совком сверху, утрамбовывая его, а перевернув формочку, не знают,
что надо постучать по донышку и только тогда осторожно снять ее.
Не получая желаемого результата, дети отвлекаются,
начинают шалить: рассыпают песок во все стороны, бросаются им, закапывают
мелкие игрушки, разрушают постройки других детей.
Чтобы игры с песком не приобрели стойкий навык
однообразной и разрушительной деятельности, взрослый должен с самого начала
учить детей правильному использованию его в играх, обогащать представления
детей о свойствах и качествах песка, предлагать дополнительный материал для
усложнения, продолжения, разворачивания игр.
В начале года (осенью) перед взрослым стоят задачи
ознакомления детей со свойствами песка, обучения умениям правильно
пользоваться совочком и формочкой, первым игровым приемам при сооружении
домиков-холмиков. В летнее время напомнить детям то, чему их уже обучили, а
затем следить, что и как малыши сооружают, направлять, усложнять игру. Младшим
предложить сделать птичий двор (показать мелкий игровой набор домашней птицы),
старшие для кукол могут сделать детскую площадку (клумбу, скамейку, дорожки
вокруг и т. п.). Подсказать, как можно использовать природный материал.
Целенаправленный подбор мелких игрушек и предметов
(разнообразных машинок, самолетов, вертолетов, маленьких колясок и кукол,
части строительного материала), а также широкое включение природного материала
(камешек, ракушек, шишек, веточек, палочек, листиков, травинок, луговых
цветов) создают условия для развития творческой игры. Детям интересно, когда
взрослый предлагает принести песок в песочницу.
Организуя, направляя и усложняя игру детей, следует
учитывать и индивидуальные возможности каждого. Одному надо показать,
объяснить, взять его за руку и насыпать совочком песок в формочку, а другому
только подсказать: «А забор вокруг твоего дома будет?» А с третьим посчитать,
сколько куличиков он уже сделал.
Существенная задача взрослого заключается и в том,
чтобы привить детям навыки совместных игр.
Каждый строит для своей куклы дом. Выстроили — и
получилась улица. Взрослый спрашивает: «Сколько на ней домов?» Подсказывает,
как их можно украсить ракушками. Выложили строительным материалом тротуар,
дорогу, и сразу дети разворачивают игру: поехали машины налево, направо,
прямо, куклы пошли друг к другу в гости и т. д.
Теперь взрослый уже может изредка подойти к песочнице,
словом усложнить, направить игру: «А гараж для машин где?» Все дружно
сооружают общий гараж, а там уже появилась идея построить аэропорт, парк для
гуляний кукол. Вырастает целый город с улицами, мостами.
Сочетание песка со строительным и природным материалом
внове для детей (этим можно заниматься только на прогулке), увлекает их,
позволяет возводить интересные и сложные постройки.
Такие содержательные игры развивают простейшие
конструктивные навыки, активизируют познавательную деятельность детей,
способствуют развитию их фантазий, творческого начала.
Природный материал помимо построек также широко
применяется детьми и в развертывающихся сюжетно-ролевых играх в качестве
заменителей: песок с водой — каша; листики — тарелочки, салат, материал для
зонтика; камешки, желуди — угощение, конфеты; палочки, веточки — ложки, вилки,
ножи, забор. Из глины (пластилина, теста) дети лепят зверушек, посуду для
игры, угощения, всевозможные украшения.
Дети любят играть и в одиночку. За столиком малыш
высыпает из ящичков и корзиночек камешки, ракушки, шишки, желуди, а затем
опять рассортировывает их сам, рассматривает отдельные ракушки, долго вертит в
руках камешек необычной конфигурации, примеряет желудям их шляпки.
Другие дети несут корзиночки с природным материалом к
месту своих игр. Каждый из них сначала рисует палочкой на песке или мелом на
асфальте всевозможные рисунки (елочку, цветок, флажок и др.), потом по контуру
выкладывает природный материал. Главное — взрослому вовремя подсказать ребенку
всевозможные действия.
Ознакомление со свойствами воды проходит во время
специально организованных игр-занятий под строгим контролем взрослого.
Такие игры-занятия можно организовать только в теплое
время года и проводить их в конце прогулки. Так как вода возбуждает ребенка,
вначале необходимо научить правильному, аккуратному обращению с ней: не
плескать через край, не делать резких движений и т. д. Вначале дети просто
опускают ладошки в воду, шевелят пальчиками. Взрослый констатирует: вода
прозрачная, ласковая. Можно показать, как она окрашивается в разные цвета.
Затем взрослый демонстрирует свойства воды, используя разнообразный игровой
материал, предоставляет возможность ощутить каждому ее температуру, попутно
развертывая игры: купание кукол, стирка их белья, мытье игрушек, занятия с
цветными шариками. Опуская на дно игрушки, дети замечают, что одни остаются на
дне, другие тут же всплывают на поверхность. Почему? Объяснение может дать только
взрослый, организуя игру-занятие «Тонет—плавает».
В жаркое время взрослый предлагает детям на прогулке
принять участие в интересных делах: наполнить бассейн (ванночку) водой,
увлажнить песок, учит, как пользоваться лейкой при поливе огорода, цветника.
Дети охотно включаются в такие действия. С удовольствием сами моют руки после
игр с песком, не отказываются вымыть ноги после прогулки.
Зимой начинаются интересные игры со снегом. Дети
вместе со взрослым украшают свой участок постройками (город, поляна с цветами и
грибами из льдинок, снежная клумба), сооружают их,
чтобы потом использовать при игре: забрасывать в
корзину снеговика снежки, ходить по «крокодилу», упражняясь в равновесии и т.
д. Строят дома (Снегурочке и др.), лепят всевозможные постройки, вспоминая
сказки «Три медведя», «Теремок».
В зимнее время следует остановить играющих в догонялки
детей, проверить, не перегрелись ли малыши; не заменить ли варежки тем, кто
закончил украшать очередную постройку цветными льдинками.
Незабываемые впечатления от целевых прогулок в парк,
на опушку леса, к водоему надолго остаются у детей. Дети могут идти в течение
20 минут на расстояние до 300 м без отдыха. Смена обстановки, новые
впечатления, которые не получишь на территории детского сада, свобода движения
— все это стимулирует активность малыша, позволяет ему более глубоко осмыслить
явления и события окружающего мира.
Целевые прогулки заканчиваются свободными играми детей
на своем участке.
Обычно у детей на прогулке радостное настроение.
Взрослый поддерживает активность детей, которые по собственной инициативе
прыгают, заметив кузнечика: «Ты прыгаешь лучше самого кузнечика. Молодец! И
кузнечику нравится. Сидит он, любуется, не хочет покидать нас». Или: «Угадайте,
дети, кому подражает наш Андрюша?» Мальчик старательно переваливается с ноги на
ногу, бредет, рычит. Ребенок доволен, что взрослый заметил его действия.
Дети любят выполнять движения без предметов:
перебегать с места на место, вбегать на пригорок и сбегать с него, лазать по лесенкам,
качаться на качелях. Такую деятельность надо поощрять, поскольку она
способствует развитию основных видов движений. Свободно передвигаясь по
участку, дети упражняются в более уверенном и четком их выполнении.
Но вот взрослый замечает, как упорно один малыш
карабкается на ледяную черепаху, а другой старается удержать равновесие на спине
«крокодила». Здесь педагогу нужно быть рядом: остановить того, кто перевозбудился,
подстраховать того, кто только осваивает новое для себя движение, проследить,
чтобы дети не толкались, не мешали друг другу. Взрослый не оставляет без
внимания малыша, упорно добивающегося своего: «Молодец, какой храбрый!»
Педагог должен отмечать, как долго занят ребенок, не
утомился ли, вовремя переключить на другой вид деятельности; после игр с
высокой степенью активности увлечь спокойными играми. С этой целью у взрослого
есть предложения: рисовать, лепить, играть с куклами в кукольном уголке и т.
д.
Для рисования красками дети могут взять кисти, краски,
большие листы ватмана и расположиться прямо на полу веранды. А можно рисовать
на асфальте, на песке. (Печатать детям, особенно маленьким, не интересно. Они
не видят след печатки на белом фоне.)
Приглашая отдельных детей на занятия лепкой, взрослый
обсуждает с ними, что дети собираются лепить, из какого материала. На выбор
детей — пластилин, глина, тесто (на 1 стакан муки 1/3 стакана воды, 2 столовые
ложки соли, 1 чайная ложка растительного масла. Для подкрашивания теста
используется стержень фломастера или гуашь).
Одни лепят морковки. Взрослый предлагает им: «Носик
сделайте острый, как клювик у цыпленка. Пусть он своим носиком прямо в небо из
земли торчит». Дети сначала недоуменно смотрят на взрослого, по его виду
догадываются: шутит! Начинают смеяться, а взрослый продолжает, обращаясь к
тем, кто лепит огурец: «Если прячется в земле вся морковка, да еще и носиком
вниз, тогда и огурцу нечего острый нос делать, пусть с таким лежит-полеживает в
сырой земле!» Дети хохочут. Удивляется взрослый: «Опять не так сказал? Тогда
свеклу ярко-бордовую, на солнце загорелую нужно будет повесить на куст, а
кабачок рядом...»
Дети из розовой и голубой глины сами лепят зайчат,
заодно считают их, затем относят и ставят рядом с муляжом на участке: «Смотри,
мама-зайчиха, твои детки-зайчата прибежали к тебе!», лепят угощение для
медведя: грибы, ягоды. Эти поделки пригодятся, когда все пойдут в «Зоопарк».
В тени деревьев за столиком двое малышей рассматривают
книгу сказок В. Сутеева. Взрослый предлагает ребенку (с хорошо развитой
речью): «Читайте вместе, ты будешь утенком, а Саша — цыпленком. Начинайте!» И
«цыпленок» с удовольствием ждет, когда можно будет произнести свое: «Я тоже!»
Нередко во время прогулки дети вдруг проявляют видимую
на первый взгляд агрессивность к живому объекту, которая, по сути, является
одним из видов исследовательских действий: стараются прихлопнуть ногой
муравьишку, придавить игрушкой жучка. Эти нежелательные действия следует сразу
же пресекать: вовремя остановить малышей, объяснить, к чему это может
привести. А еще лучше успеть предотвратить их: «Какой трудяга — этот
муравьишка! Тащит, старается, из сил выбивается, а не отпускает такую длинную
соломинку. Какой молодец!» К месту сказанное четверостишье, поговорки или
куплет песни обостряют восприятие малыша, способствуют созданию ярких образов.
Задача взрослого — поддерживать инициативу каждого,
развивать его любознательность. Увидев, что ребенок с любопытством следит за
пробегающей по дорожке букашкой, воспитатель произносит: «Интересно, куда это
спешит малышка-букашка? Как такая крошка будет перебираться через бревно?
Повернет к тебе или ко мне?» Эти слова взрослого способствуют более длительному
наблюдению, поддерживают целенаправленное восприятие детьми живого объекта.
Ребенок наблюдает за работой муравьев, к нему
присоединяются еще двое. Воспитатель произносит: «Терпение и труд все
перетрут!» Детям понятен смысл поговорки, так как в это время муравьи потащили
свою добычу дальше, успешно преодолев крохотную канавку.
Иногда во время организованных наблюдений взрослый
замечает, что кто-то из детей держится настороженно, старается быть поближе к
взрослому, отказывается гладить щенка. Взрослый не настаивает. В свободное
время он может подойти с этим малышом к щенку еще раз, вместе понаблюдать, а
потом и погладить его. Тесный эмоциональный контакт со взрослым поможет
ребенку преодолеть собственную робость.
У детей могут возникнуть конфликты из-за места у
столика с песком, из-за санок для кукол. Воспитатель непременно разберется в
такой ситуации.
Одна из задач педагога — создавать на прогулке
атмосферу доброжелательности и симпатии к сверстникам: не упускать момент,
обратить внимание оказавшихся рядом детей на товарища, помогающего малышу
втащить санки с куклой на горку, на ребенка, который помогает друзьям
достроить большую башню. Такой микроклимат чутко воспринимается детьми, прочно
поддерживается ими. Воспитанники стараются помочь воспитателю и своим
товарищам: сами выносят игрушки, выводят малышей за руку, придерживают дверь,
когда те выходят или входят в помещение.
Не прекращается работа по формированию бережного
отношения к животным и растениям. Увидев поздней осенью редкие ягоды малины,
дети вслед за взрослым произносят: «А малину только птичкам!», так как уже
знают: все меньше и меньше у птиц корма. Взрослый обязательно заметит и не
преминет похвалить тех, кто по собственной инициативе принес свежей травки
кролику. Воспитание доброго отношения к окружающему миру — важная задача
взрослого.
Дети должны учиться первыми приветствовать всех.
Младшие говорят: «Здравствуйте!», старшие произносят: «Доброе утро! Добрый
день!» Вышли на прогулку и все хором: «Здравствуй, небо голубое! Здравствуй,
солнце золотое!» А ворона прилетела, закаркала — дети ей в ответ кричат:
«Здравствуй, здравствуй, тетушка ворона! Как поживаешь?» Прощаясь с
наблюдаемыми объектами, дети тренируются в произношении разнообразных
фраз-прощаний, запоминают их.
Бежит букашка и вдруг остановилась. Дети подбадривают
ее: «Смелее, беги! Не бойся нас, мы тебя не обидим!» Залаяла собака, дети
возмущенно: «Ты что на нас лаешь? Мы добрые люди!» Упал малыш, старший товарищ
поможет подняться, отряхивает его шубу от снега и бодро произносит: «Не беда!»
Добрых дел много: то нужно купать «дочек», то стирать им белье, то угощать
друзей, то сооружать постройки из снега, разукрашивать их льдинками, поливать
растения, кормить птиц. И так каждый день. Доброжелательность становится нормой
поведения каждого. Взрослый всегда рядом, всегда поможет словом, советом,
делом.
Именно в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок
уже свободно владеет речью, необходимо будить его мысль, поддерживать и
укреплять его любознательность. С этой целью нужно постоянно ставить перед
ребенком разнообразные вопросы: из чего строят гнезда вороны; зачем кошка
лижет своего котенка; где солнце, когда идет сильный дождь? Ставит взрослый
вопросы — и ребенок начинает задавать свои. На прогулке нерешенных вопросов
великое множество. Время пообщаться с каждым или с небольшой группой тоже
всегда найдется. Так воспитывается неутомимый почемучка, у малышей формируется
стойкое желание все узнать, все понять. Такое тесное и доверительное отношение
с педагогом помогает ребенку непринужденно держаться со сверстниками и
взрослыми, чувствуя себя спокойно и уверенно.
У воспитателя всегда найдется время для робких,
застенчивых детей. Не следует оставлять их без внимания. Ребенок доволен, если
взрослый затеет с ним игру типа «Купите лук, зеленый лук», «Привяжу я
козлика», «Отличные-пшеничные». Малыш рад, когда педагог отметил, что он по
собственной инициативе навел порядок в кукольном уголке на веранде:
«Маленький, да удаленький!» или «Дело мастера боится!». У малыша в хмурый
зимний день заметно поднимается настроение, когда взрослый, собираясь
поправить его одежду, читает стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик», а
затем, поправляя варежку, еще раз повторяет:
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
И тут же:
Ищешь, ищешь - и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?
Помогая застенчивому малышу достать носовой платок,
взрослый с улыбкой произносит: «Береги нос в большой мороз!» Улыбается малыш,
улыбаются и дети вокруг. Так зарождаются положительные контакты.
Особое внимание следует уделять пассивным и малоподвижным
детям. Надо помочь им влиться в общую игру: взять за руку, подбодрить,
предложить вместе выполнить игровые действия. Такое внимание, чуткое отношение
взрослого, своевременная поддержка вселяют в ребенка уверенность, помогают
быстрее стать активным участником общих дел, открыть для себя прелесть
свободных движений, радость общения со сверстниками.
Взрослый не только следит, направляет, усложняет игру,
он и обучает. Организуя индивидуальные игры с детьми, следует упражнять
каждого именно в тех движениях, которые ему пока еще удаются с трудом.
Например, показать малышу, как нужно ловить мяч ладонями рук, не прижимая их к
груди. Обучая прыжкам, следить, чтобы ребенок при их выполнении, мягко
опускался на ноги, полусогнутые в коленях.
Играя в догонялки, предлагать вначале бежать в одном
направлении. Когда малыш освоится, научится быстро бегать, можно менять
направления. После таких индивидуальных упражнений дети легко включаются в
общие игры.
Особо ценно общение взрослого с малышом в первые дни
его пребывания в среде сверстников. Педагог должен как можно больше уделять
внимания и ласки такому ребенку, подбадривать его словом, помогать быстрее
освоиться в окружающей обстановке, познакомиться с другими детьми.
Чтобы новенькие быстрее освоились в коллективе,
запомнили имена сверстников, можно, объединив двух-трех детей в игре в мяч,
предлагать: «Бросай мяч Оле!», «Ирочка, кати мяч Танюше!» Так незаметно малыш
входит в детский коллектив.
Чтобы повысить его эмоциональный настрой, нужно просто
обнять такого малыша, улыбнуться ему, сыграть с ним в игры-забавы типа
«Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик», походить по дорожке в такт
потешки:
Большие ноги
Шли по дороге...
Можно обратиться к девочке с потешкой: «Катя, Катя
маленька...», В другой раз: Соня, Аня и т. д.
В потешку:
Ножки, ножки, Куда вы бежите? —
можно вставлять имя любого ребенка.
Главное — ребенок понимает, что потешка адресована
именно ему, и это радует малыша.
В начале учебного года нередки случаи, когда и более
старшие дети на первых порах держатся настороженно, отказываются от контактов
со сверстниками. На прогулке этот барьер исчезает быстрее. Стоя в стороне от
играющих, новенькие дети невольно увлекаются игрой, всем своим видом,
непосредственными положительными эмоциями высказывают свое отношение к
происходящему. Воспитатель не настаивает на том, чтобы они обязательно
принимали участие в общих играх. Пройдет немного времени, ребенок освоится, а
взрослый вовремя поможет включиться в совместную увлекательную игру.
Малышам нравится, когда на прогулке организовывается
игра между старшими и младшими детьми. Здесь у малышей и примеры для
подражания, и помощь старшего товарища, и закрепление дружеских отношений с
ним. Для старших это ситуация, когда можно показать свои умения, знания и
получить в ответ восторженную реакцию малышей. Это и демонстрация
доброжелательности, внимания, желания прийти на помощь. Всех радует катание на
санках (старшие везут, младшие катаются). Нравятся всем и подвижные игры-упражнения,
например, игра «Мы!» Старшие и младшие стоят произвольно, образуя большой
круг, чтобы не мешать друг другу и в то же время видеть всех.
Воспитатель медленно читает (или напевает) текст.
Старшие дети действуют согласно словам текста, младшие при этом подражают
движениям старших:
Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головами.
Да, да, да! Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем.
Дети соединяют руки. Взрослый не торопит никого, ждет,
когда все возьмутся за руки, встает в круг:
И бегаем кругом, И бегаем кругом!
Следить, чтобы старшие дети не бежали быстро,
координировали собственные движения с движениями малышей.
Но бывает, что у ребенка плохое настроение, или на
него действует затяжной осенний дождь, зимняя стужа. Такого малыша не надо
оставлять одного. Его нужно обнять, приласкать, заглянуть в глаза, улыбнуться,
а то и предложить: «Давай посмотрим, какие следы оставишь на снегу ты? А я?»
Тут же подходят и другие дети, все оставляют по очереди на свежевыпавшем снегу
площадки свои следы, сравнивают рисунок, величину следа. В следующий раз можно
просто перебирать пальчики малыша, читая потешку: «Этот пальчик — дедушка...»
В теплое время года желательно сесть вдвоем на
скамейку в спокойном местечке. Взрослый следит за играющими детьми и читает
отрывки из «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака, побуждая ребенка к совместным
действиям: «Как отказывается тетя утка?» и т. п. Глядишь, и заулыбается малыш.
В следующий раз можно предложить взгрустнувшему
ребенку индивидуальную игру типа «Мячик».
Следует также активизировать детей, включая их в
первые диалоги, например, в потешку «Курочка-рябушечка», или рассказать
находящимся рядом с ним детям, что на мельнице мелят муку, из муки пекут пироги
и пряники. Затем дважды прочитать потешку «Ки-сонька-мурысенька», чтобы дети
смогли понять суть происходящего.
После такой предварительной подготовки можно
предложить желающему быть «кисонькой-мурысенькой». Взрослый задает вопросы,
«кисонька» отвечает. При этом малыш, замирая, ожидает концовку, чтобы сбежать
от расплаты. Теперь уже желающих быть в роли «кисоньки» достаточно. Грусти как
не бывало.
В дождливую погоду дети на веранде с удовольствием
включаются в разыгрывание потешки: «Наши уточки с утра...» Дети отвечают:
«Кря-кря-кря!» и т. д.
Пока дети заняты рассматриванием книг, строительным
материалом или игрой в кукольном уголке, можно с желающими поиграть в
сказки-отгадки. Взрослый с таинственным видом начинает: «Жили-были дед и баба.
И была у них курочка-ряба...» Дети сразу же называют сказку. Взрослый хвалит и
продолжает: «Вы молодцы! Эту сказку узнали, а узнаете ли эту: «Жили-были дед и
баба. Вот однажды дед просит: «Баба, испеки мне...» Узнали сказку?» Если нет,
то можно ее продолжить.
В осеннюю пору дети могут послушать стихотворение А.
Плещеева «Скучная картина».
О дожде можно читать потешку, передавая общий настрой.
Осенью:
«Дождик,
дождик, Полно лить...»
В весеннее время:
«Дождик, дождик, Пуще!»
Детям нравится, когда взрослый поет для них летом «По
солнышку...», осенью «Падают листья» М. Ивенсена, зимою «Много снега
привалило...»
Увидев надвигающуюся огромную тучу, взрослый
показывает на нее и начинает петь:
Разве ты не видишь, туча, Без тебя намного лучше.
Улетай, скорее улетай!
И вся детвора дружно подпевает:
Улетай, туча, Улетай, туча, Улетай!
Улетай скорее, улетай!
Дети с интересом в летнее время слушают стихотворение
И. Маз-ник «Отчего так много света?», А. Плещеева «Сельская песня», Г. Бойко
«Солнышко». Зимою им созвучно настроение «Зимней песенки» М. Эльчина,
стихотворения И. Сурикова «Зима».
Встретив на прогулке любой из живых объектов, взрослый
не упустит момент продекламировать потешки: «Ранним-рано поутру...», «Петушок,
петушок...», «Летит над полем птичка...», прочитать стихотворения Т. Волгиной
«Где чей дом?», О. Высотской «Кто мяукнул у дверей?», П. Золотова «Ворона»,
«Лягушата».
Видя перед собой знакомый живой объект, детям понятна
и интересна загадка о нем. Так, в течение года все знакомятся с загадками про
кошку, петуха, курицу, кролика (зайца), поросенка, ворону, воробья, лягушку.
Если детям вдруг взгрустнется, взрослый тут же пропоет
им:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!
|