ЗИМА
1. Наблюдения за живой природой.
а. Наблюдения за растениями.
Елка, береза. Продолжать работу, начатую осенью.
Закреплять в памяти детей понятия дерево, куст. Объяснить, как отличить
дерево от куста.
Познакомить детей с березой (белоствольной), отметить:
листьев на ветках зимой нет. Показывая елку, вспомнить о новогоднем празднике.
Указать, какие у елки иголки, пушистые лапы. Уточнять понятия: ствол толстый,
тонкий.
б. Наблюдения за животными.
Кролик, заяц. Наблюдая за кроликом, младшие дети
учатся отмечать характерные особенности строения его тела, подражают движениям.
Старшие повторяют: 4 лапы, 2 длинных уха, шерсть. Сравнивают братца-кролика и
братца-зайца. Взрослый рассказывает: зимой у зайца меняется цвет шерсти.
Лесные звери. В процессе наблюдения уточняется окрас
их шерсти, как называются жилища лисы, медведя. Взрослый рассказывает, как
лесным жителям голодно зимой, вызывая у детей чувство сострадания.
Младшие дети находят и показывают 1—2 лесных животных,
имитируют их движения, голосовые реакции. Старшие называют 3—4 зверей, вместе
со взрослым отмечают: у них 4 лапы, 2 уха, хвост, шерсть, зубы.
Все вспоминают сказки о лесных зверях.
в. Наблюдения за птицами.
Воробей, голубь, ворона. Обращать внимание детей на
поведение птиц. Объяснять, как им голодно зимой, учить заботиться о живых
существах. Младшие дети называют отдельных птиц, имитируют их движения,
голосовые реакции. Старшие перечисляют знакомых птиц, их повадки, отмечают: у
птиц 2 лапы, 2 крыла, перья, клюв, зубов нет.
2. Наблюдения за неживой природой.
Сезонные и погодные явления. Во время сборов на
прогулку подготавливать детей к восприятию сведений о зиме. С младшими выучить
названия зимней одежды и обуви, со старшими — назначение. Представления о зиме
дети получают во время наблюдения падающего снега, яркого зимнего дня, во время
игр и забав.
Снег и лед. Рассказывать детям о природном материале:
снеге, льдинках разной формы. Разнообразные игры-забавы, активные действия
самих детей способствуют закреплению первых детских представлений о свойствах
снега, льда. Познакомить детей с явлением снегопад. Сказать: зима белого
цвета.
3. Наблюдения за трудом взрослого.
Дворник. Продолжать знакомить детей с трудом взрослых
в зимних условиях (новые орудия труда, новые трудовые действия).
Шофер, строитель. Показать и рассказать о работе шоферов
на разнообразных машинах, работе строителя. Дать название одежды строителя и ее
назначение. Подчеркнуть значение труда рабочих для общества.
4. Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки.
Помогать младшим детям перечислять виды общественного
транспорта. Учить отличать грузовую машину от фургона.
Старшие дети узнают о назначении грузовика, фургона,
машины скорой помощи и пожарной машины. Наблюдать за разнообразной работой
машин по уборке снега.
Знакомить детей со светофором, его трехцветным
сигналом.
Целевая прогулка на участок детей старшей группы —
праздник для малышей. Совершить экскурсию на площадь, где установлена
новогодняя елка. Рассматривать ее украшения, рассказывать детям о предстоящем
празднике.
ВЕСНА
1. Наблюдения за живой природой.
а. Наблюдения за растениями.
Луговые и садовые цветы. Наблюдать за распускающимся
бутоном-домиком у цветка. Рассматривать первые весенние цветы. Элементарное
умение различать цветы изменяет поведение ребенка. Он начинает приглядываться к
окружающей природе, радоваться встрече со знакомыми растениями, наклоняться,
чтобы их рассмотреть, потрогать, но не сорвать. Увидев незнакомое растение,
просить назвать его.
Младшие дети находят и называют 1—2 цветка. Уточняют
их цвет и величину. Старшие знают строение цветка и 3—4 наименования его
частей. Сравнивают стебель: длинный или короткий, длиннее или короче.
Трава, листья. Дети сами называют траву. Взрослый уточняет:
травушка-муравушка, трава шелковая. Взрослый обращает внимание детей на
почки-домики у листьев. Все вместе рассматривают первые клейкие листочки,
нюхают их.
Дерево, куст. Закрепить названия: береза, елка.
Обратить внимание на красоту цветущих фруктовых деревьев: много цветов, на их
месте вырастут яблоки, вишни и т. д. Старшие дети закрепляют представления о
строении дерева (ствол, ветки, листья).
б. Наблюдения за животными.
Козленок, теленок. Издали наблюдать, как взрослый гладит
животное, кормит его. Дети узнают о строении тела, характерных движениях. Младшие
могут перечислять и имитировать действия, голосовые реакции. Старшие знают
части тела, чем питается животное. Взрослый уточняет: жует траву, на ногах
копытца, подрастет — появятся рожки. Коза и корова дают молоко.
в. Наблюдения за птицами.
Цыплята. Младшая группа называет цвет оперения,
перечисляет действия цыплят, показывает их. Старшие узнают, как пьют, чем
клюют цыплята, как зовут их папу и маму. Взрослый говорит: курица прячет цыплят
под крыло, если им холодно; созывает (квохчет), оберегает цыплят. Курица несет
яйца.
Гусь, утка. При возможности рассматривать домашнюю
птицу, отмечать характерные части тела гуся, окрас птиц. Сказать, как созывают
птиц. Закреплять представления: любят плавать, щиплют траву.
Воробей, голубь, ворона, скворец. Обращать внимание
на изменения в поведении птиц. Заботиться о них, продолжать кормить. Младшие
называют 2—3 птицы, а старшие 3—4. Обогащается словарный запас детей, в их
лексиконе появляются слова:
чирикают, воркуют, каркают. Дети слушают рассказ о скворце-певце,
узнают, как называется его дом и дома других птиц. Обогащается представление
детей: у птиц 2 крыла, 2 лапы, перья, клюв, зубов нет.
г. Наблюдения за насекомыми.
Жук. Предоставить детям возможность с помощью лупы рассмотреть
строение его тела. Вызывать доброе отношение к живому существу.
Муравей. Рассказать детям о больших тружениках,
которых все уважают и никто не обижает. Осторожно следуя по тропе, проследить
путь муравья. Воспитывать у детей бережное отношение к насекомым.
2. Наблюдения за неживой природой.
Важно вызывать живой интерес к изменениям,
происходящим в природе, воспитывать эстетические чувства.
Сезонные и погодные явления. Обращать внимание детей
на первые признаки весны: капель, кругом вода, солнечные блики. Люди сменили
одежду. Уточнить — почему. Познакомить с весенним явлением — град. Сообщить,
что весна зеленого цвета.
Сосульки, ручьи, лужи. В беседе с детьми выяснять, какие
бывают сосульки: большие, маленькие, толстые, тонкие, прозрачные, твердые,
холодные. Слушать песню капели.
Камешки, ракушки. Учить разнообразно действовать с
природным материалом (см. раздел «Осень»).
3. Наблюдения за трудом взрослого.
Продолжаются наблюдения за трудом дворника. Отмечаются
его специфические действия и орудия труда. Закрепляются знания детей о работе
прачки, шофера.
Во время высаживания рассады и посева семян на огороде
и в цветнике проводятся наблюдения за трудом взрослых и детей старших групп.
Детей учат уважать труд взрослых, побуждают включаться в совместные трудовые
действия.
4. Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки.
Наблюдать за работой разнообразных машин. Пояснить:
человек придумал машины для того, чтобы облегчить себе труд.
Рассказать и показать детям, что продукты привозят в
продовольственный магазин машины-фургоны.
Проводить целевые прогулки в парк, на луг, в поле с
целью формирования эстетических чувств, любви к родному краю.
ЛЕТО
1. Наблюдения за живой природой.
а. Наблюдения за растениями.
Цветы. Наблюдения проводятся с целью обогащения
представлений детей о луговых и садовых цветах. Дети узнают названия новых
цветов, младшие различают и называют 2—3, а старшие 3—4 цветка. Формируется
умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть красивое,
восхищаться им. Дети учатся беречь растения, не мять, не рвать их без
надобности.
Овощи, фрукты, ягоды. Закрепляется представление детей
о плодах и ягодах, их названия, показываются характерные признаки (цвет,
форма, величина, запах, вкус). Учить детей определять знакомые ягоды. Младшие
дети называют по 2—3 плода, знают название 2 видов ягод. Старшие дети могут
определить плоды и ягоды по вкусу и запаху, знают до 3—4 наименований овощей и
фруктов, до 2—3 видов ягод. Сравнивают их по величине (крупные, мелкие).
Листья. Дети рассматривают листья различных деревьев,
отмечают, что они разные по форме, размеру. Младшие уточняют их форму и
величину, старшие уточняют: узкий, широкий лист.
Куст, дерево. Обучать детей в различать куст и дерево.
Различать березу и дуб, рассматривать их листья. Старшие дети упражняются в
определении: толстый или тонкий ствол, высокое или низкое дерево.
б. Наблюдения за животными.
Козленок, теленок. Продолжать работу по ознакомлению с
животными. Закреплять представления, полученные детьми весной. Дети должны
знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие имитируют
движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют: 4 ноги с копытами,
2 уха, 2 глаза, шерсть, зубы.
в. Наблюдения за птицами.
Курица, петух, гусь, утка. Упрочивать представления
детей о домашней птице (см. разделы «Осень», «Весна»). С младшей группой
уточнять, как называется птица, цвет ее оперения, как она «разговаривает», как
зовут птенцов.
Старшая группа отвечает на вопросы, кто из птиц
плавает, кого как созывают люди. Педагог должен отметить заботу людей о домашней
птице.
г. Наблюдения за рыбой.
У водоема организовать наблюдение за рыбой, пойманной
рыбаком. Младшие отмечают плавники, хвост. Старшие закрепляют представления:
живет в воде, плавает; запоминают место обитания, отличительные особенности
строения тела, корм.
д. Наблюдение за лягушкой.
Взрослый рассказывает об этом полезном существе,
формируя у детей правильное отношение: не бояться и не обижать.
Младшие имитируют движения, голосовые реакции. Старшие
узнают о среде обитания, корме.
е. Наблюдения за насекомыми.
Бабочка, мотылек. Любоваться ими всем вместе, рассматривать
строение их тел с помощью лупы. Дать понятие хрупкая, мотылек — «живой красивый
цветок». Формировать у детей бережное отношение к насекомым.
Кузнечик. Слушать его стрекотание, наблюдать, как
скачет и прячется в траве. Вызывать у детей доброе отношение к этому безобидному
существу.
Божья коровка, жук. При наблюдении использовать лупу.
Рассматривать ножки-паутинки, трещинку на спинке, крылышки. Формировать желание
любоваться и оберегать живые существа, не причинять им вред.
Подводя итоги систематической работы с детьми по
ознакомлению с живыми объектами, следует отметить, что младшие дети с помощью
взрослого могут называть характерные действия живых существ:
— бегает, прыгает, скачет, летает, плавает;
— лакает, грызет, жует, клюет, пьет;
— как «разговаривает», как зовут взрослых и юных
особей. Старшие дети учатся активно использовать слова, обозначающие
характерные признаки и особенности поведения живых
существ, определять различия между животными и птицами.
2. Наблюдения за неживой природой.
Сезонные и погодные явления. Показывать и уточнять:
погожий денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой
детей. Разнообразные наблюдения за животным и растительным миром, за яркими
сезонными явлениями помогают сформировать представления о лете, его
характерных особенностях. Прослушивание стихов способствует красочному
восприятию и подводит детей к понятию — лето красное. Показать яркое сезонное
явление — радугу.
Старшие дети учатся по отдельным признакам определять
состояние погоды.
Вода, песок, глина, камешки, ракушки. Даются детям под
контролем взрослого. Представления о свойствах этих природных материалов (см.
раздел «Осень») уточняются, углубляются и закрепляются в процессе
организованных наблюдений и самостоятельной деятельности детей.
3. Наблюдения за трудом взрослого.
Продолжать работу, включая детей в выполнение трудовых
действий воспитателя. Побуждать детей принимать участие в сборе урожая вместе
с детьми старших групп.
4. Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки.
Отметить, что на улицах можно увидеть поливальные
машины, много машин легковых и грузовых. Отметить, что надо быть осторожным.
Еще раз поговорить о светофоре.
В летнее время целесообразно проводить целевые
прогулки в парк, к водоему, на опушку леса. Здесь дети много двигаются,
прислушиваются к пению птиц, учатся различать луговые цветы. Младшие узнают
названия 1—2, а старшие — 3 цветков. Могут встретить ежа, лягушку, увидеть
гриб, понаблюдать за насекомыми. Все это воспитывает у детей чувство
прекрасного, любовь к родной природе.
Помимо разнообразных наблюдений, в течение года детям
предлагаются на прогулке и дидактические задания разнообразной формы.
Младшие дети с удовольствием тренируются в определении
цвета, формы, величины встречающихся на прогулке объектов. С интересом они
выполняют дидактические задания типа «Найди и покажи».
Старшие дети учатся сопоставлению величин: больше-меньше,
длинный-короткий, толстый-тонкий, узкий-широкий.
Все дети осуществляют действия на установление
различий температурных (теплый, холодный), весовых (легкий, тяжелый), тактильных
(гладкий, шероховатый, колкий), вкусовых (сладкий, кислый), обонятельных.
Детям предлагаются дидактические задания в виде загадок: угадай, что.., и
игровых упражнений: раз, два, три — к березе беги!
В течение года детям предлагают выполнять трудовые
действия
разной мотивации:
— помощь взрослому (поможем дворнику полить цветник),
— забота о каком-либо живом существе (покормим цыплят,
сделаем кормушку птицам),
— сооружение построек с целью развертывания сказочных
сюжетов (по сказке «Теремок» и т. д.),
— украшение участка (снежная клумба, ледяная полянка),
— самостоятельная игра (лабиринт и т. д.).
В течение всего года дети с удовольствием принимают
участие в предлагаемых взрослым подвижных играх, которые несут в себе огромный
эмоциональный потенциал и укрепляют здоровье малышей.
|