Непосредственно-эмоциональное
общение (Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина) постепенно переходит в русло «делового
сотрудничества», связанного с решением простейших задач — вместе поиграть с
погремушкой, подтолкнуть партнеру мячик и др..
Ситуация. Мама и ее сын Женя (7
месяцев) раньше эмоционально общались с помощью улыбок, поглаживаний, ласковых
слов, а сейчас он стал сопротивляться, не отвечать на улыбки, хватать все, что
ему попадает в руки: очки, часы и т. д.
Что же произошло с мальчиком?
Решение. Женя, повзрослев, уже готов перейти к новой для
себя ситуативно-деловой форме общения со взрослым, в связи с чем у него стала
проявляться потребность в деловом сотрудничестве. Взрослый стал интересен не
сам по себе, а потому, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними
делать.
Ситуация. Взрослый расширяет круг
предметов, с которыми ребенок сможет производить все новые и новые действия.
Вот он, к примеру, показывает ребенку машинку. С удовольствием поиграв с ней,
ребенок вспоминает о колечке (хотя оно и не такое яркое, как новая игрушка), с
которым он играл прежде вместе со взрослым.
С чем может быть связано воспоминание
о невзрачном колечке?
Решение. Взрослый должен припомнить,
как некоторое время назад развлекал малыша этим самым колечком и под какой
эмоциональный аккомпанемент (ласковый разговор, нежное поглаживание по головке
и т. п.) это происходило. Взрослый должен понять, что, вспоминая старую игрушку,
ребенок стремится вернуть то событие, которое сопровождалось таким замечательным общением.
Для
младенца колечко воплощает его собственное живое эмоциональное воспоминание об
общении со взрослым.
Вопрос. Как взрослый должен
удовлетворять потребность младенца в общении? Как он может развивать у ребенка
способность к общению по поводу предметов?
Ответ. При правильных методах
воспитания непосредственное общение, характерное для начала младенчества, вскоре
уступает место общению по поводу предметов, игрушек, которое перерастает затем
в совместную деятельность взрослого и ребенка.
Взрослый вводит ребенка в
окружающий мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует
всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку
выполнять действия, направляя его движения. Он учит малыша правилам поведения
и обращения с вещами, каждый раз озвучивая его действия.
До 3 лет для ситуативно-деловой формы
общения характерны
потребности в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства
общения.
В такой форме общения:
ребенок овладевает
предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами (ложкой,
расческой и др.), играть с игрушками, одеваться, умываться и т. д.;
ребенок проявляет активность
и самостоятельность, становится независимым субъектом своей деятельности и
самостоятельным партнером по общению;
3) ребенок начинает
произносить первые слова, и чтобы получить желанный предмет, ему нужно назвать
его, то есть произнести слово. Сам ребенок без побуждения со стороны взрослого
говорить не начнет. Взрослый предлагает назвать тот или иной предмет, а малыш
произносит вслед за ним новое слово.
Ребенок рано реагирует на
речь взрослого: он затихает, прислушивается, когда с ним разговаривают.
Развитие речи в младенческом
возрасте
Возраст
|
Речевая деятельность
ребенка
|
Примечания
|
С 3 месяцев
|
Гулит: «э-э-э, о-о-о, а-а-а»;
издавая звуки, прислушивается к ним; подолгу воспроизводит звуки, подражая
себе
|
Взрослый старается вызвать ответную
реакцию.
Ребенок реагирует на эмоциональный
тон речи
|
С 4 месяцев
|
Подражает ритму произносимых звуков,
при укачивании воспроизводит ритм
|
Эмоциональное состояние
поднимает его активность
|
6-12 месяцев
|
Много и с удовольствием лепечет,
подолгу произносит различные слоги, подражает в произношении слогов. Учится:
— произносить речевые звуки;
— различать речевые звуки;
— управлять речедвигательным аппаратом (губы, язык, дыхание)
|
Требуется четкий контроль
губ и языка. С годовой подготовкой возможно усвоение звуков любого языка!
|
Ситуация. Сначала гуление наблюдается
даже у глухих детей. Они лепечут так же, как и дети с хорошим слухом. Поэтому
такой органический порок ребенка долгое время может оставаться незамеченным.
Но позднее многие из детей, страдающих глухотой, перестают произносить
какие-либо звуки.
С чем могут быть связаны
такие явления?
Решение. Глухие дети просто теряют
интерес к произношению звуков, так как не могут слышать ни собственного
голоса, ни тех звуков, которые издают другие.
Вопрос. Все ли дети проходят стадию
лепета? До каких пор продолжается стадия лепета? От чего это зависит?
Ответ. Стадию лепета проходят все
дети, ведь он необходим для развития их речи. Поэтому дело не в
продолжительности периода лепета, а в его качественном изменении. С момента
самостоятельного употребления первых слов лепет обычно заканчивается, то есть
примерно к 1 году. Впрочем, в случае резкого изменения условий жизни, например
поступления в детский сад, попадания в больницу и др., нередко отмечается
возврат ребенка к лепетной речи.
Ситуация. Плачущие и лепечущие малыши
издают одни и те же звуки независимо от того, какой язык им станет родным.
Что же играет основную роль в
усвоении ребенком родного языка?
Решение. Основную роль должно сыграть
социально-культурное окружение ребенка. Имитируя речь людей из своего
социально-культурного окружения, дети вновь и вновь повторяют в процессе игры
многие звуки, даже если не понимают их значения. Это повторение, напоминающее
эхо того, что дети слышат, ученые называют эхолалией.
Стадия усложнения лепета
продолжается до тех пор, пока дети не начнут самостоятельно употреблять свои
первые слова, что обычно происходит к концу их первого года жизни. К этому
времени они осваивают звуки языка и могут воспроизводить их по собственному
усмотрению. Только тогда можно сказать, что основа языка заложена и начинается
его усвоение.
Ситуация. Крик и лепет — важнейшие
предварительные упражнения в языке. В их процессе используются самые
разнообразные сочетания звуков.
Какова роль этих упражнений
для развития ребенка?
Решение. Ребенок готовится к овладению
речью, развивая свой речедвигательный аппарат, устанавливает ассоциации между
созвучными настроениями и комплексами звуков.
* * *
Часто мимика и жестикуляция
(мимический язык) заменяют ребенку еще отсутствующую звуковую речь.
Использование мимики человеком, разговаривающим с ребенком, способствует
пониманию малышом многих непонятных ему слов. Кроме того, при общении ребенка
со взрослым большую роль играют жесты.
Язык жестов в младенческом
возрасте
|
Возраст
|
Использование жестов
|
5-6 месяцев
|
Жесты привлечения внимания
(ребенок протягивает руки в направлении взрослого, чтобы тот взял его на
руки).
Жесты игровые (ребенок по
просьбе взрослого делает «Ладушки», хлопает в ладоши, приветливо качает
головой и т. д.)
|
9-10 месяцев
|
Свои потребности ребенок
выражает с помощью жестов:
— утвердительный жест («да»);
— отрицательный жест («нет»);
— жест приветствия (кивание головой);
— жест пренебрежения (взмахивание руками);
— угрожающий жест (замахивание) и пр.
|
6-12 месяцев
|
Жесты усваиваются ребенком
раньше, чем слова. Он усваивает их в подражание взрослому, и затем сам
начинает ими пользоваться
|
Ситуация. Мише (1 год 3 месяца) еще
трудно даются слова, и он час-
|
то прибегает к жестам. Мать,
разобравшись, чего он хочет, тут же выполняет его желание.
Влияет ли быстрое
удовлетворение потребностей ребенка на развитие его речи?
Решение. Быстрое удовлетворение потребности быть понятым без
произнесения слов может затормозить развитие речи ребенка.
Взрослый должен побуждать
ребенка называть свои желания словами, для того чтобы у малыша правильно
сформировалась собственная активная речь.
Ситуация. Бывает, что до 10 месяцев
дети уже овладевают одним или несколькими осмысленными словами.
Следует ли тревожиться, если
ребенок в 1,5 года объясняется
исключительно жестами?
Решение. Хотя жесты нередко и являются
очень выразительными и достаточными для понимания, но ребенку, для того чтобы
быть правильно понятым, все же лучше использовать речевые средства.
* * *
После 6 месяцев жизни ребенку
одного внимания взрослого уже недостаточно. Малыша начинают притягивать к себе
различные предметы.
* * *
Средства общения на этом
этапе обогащаются. Ребенок передвигается в пространстве, манипулирует с
предметами, принимает различные позы. Дети активно пользуются жестами,
выразительными движениями.
Ситуация. В комнате Колю окружает много
интересных игрушек, но он не обращает на них внимания и скучает.
Почему так происходит?
Решение. Интересной и нужной игрушка
становится после того, как взрослый ее возьмет в руки и покажет, что можно с
ней делать: как можно двигать машинку, как может прыгать зайчик и т. п. Так
происходит потому, что взрослый является центром предпочтений, в силу чего он
наделяет привлекательностью те предметы, к которым прикасается. Важно, чтобы
взрослый показывал ребенку, как можно играть с этими игрушками (как из кубиков
можно построить башню, как куклу укладывать спать и т. д.). Сами по себе предметы
(игрушки) никогда не подскажут, как ими можно пользоваться или как с ними
играть.
Если ребенок не знает, что
можно делать с предметами, то он к ним и не тянется. Лишь после того, как
взрослый предложит ребенку образец их использования, игра становится для
маленького человека содержательной и осмысленной.
Вопрос. Как взрослый должен
показывать те или иные действия с предметом?
Ответ. Взрослый, показывая действия
с предметом, должен обращаться к ребенку, разговаривать с ним, смотреть ему в
глаза, поддерживать и поощрять его правильные, самостоятельные действия. Такие
совместные игры с предметами и представляют собой деловое общение или
сотрудничество ребенка со взрослым.
|