Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 15.05.2024, 09:27

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » ВАЖНО ЗНАТЬ

Ситуативно-деловое общение в младенческом возрасте

Непосредственно-эмоциональное общение (Д. Б. Эльконин, М. И. Ли­сина) постепенно переходит в русло «делового сотрудничества», связан­ного с решением простейших задач — вместе поиграть с погремушкой, подтолкнуть партнеру мячик и др..

Ситуация. Мама и ее сын Женя (7 месяцев) раньше эмоционально общались с помощью улыбок, поглаживаний, ласковых слов, а сейчас он стал сопротивляться, не отвечать на улыбки, хватать все, что ему попадает в руки: очки, часы и т. д.

Что же произошло с мальчиком?

Решение. Женя, повзрослев, уже готов перейти к новой для себя си­туативно-деловой форме общения со взрослым, в связи с чем у него ста­ла проявляться потребность в деловом сотрудничестве. Взрослый стал интересен не сам по себе, а потому, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать.

Ситуация. Взрослый расширяет круг предметов, с которыми ребе­нок сможет производить все новые и новые действия. Вот он, к приме­ру, показывает ребенку машинку. С удовольствием поиграв с ней, ре­бенок вспоминает о колечке (хотя оно и не такое яркое, как новая игрушка), с которым он играл прежде вместе со взрослым.

С чем может быть связано воспоминание о невзрачном ко­лечке?

Решение. Взрослый должен припомнить, как некоторое время назад развлекал малыша этим самым колечком и под какой эмоциональный ак­компанемент (ласковый разговор, нежное поглаживание по головке и т. п.) это происходило. Взрослый должен понять, что, вспоминая старую игруш­ку, ребенок стремится вернуть то событие, которое сопровождалось таким замечательным общением. Для младенца колечко воплощает его собст­венное живое эмоциональное воспоминание об общении со взрослым.

Вопрос. Как взрослый должен удовлетворять потребность младенца в общении? Как он может развивать у ребенка способность к общению по поводу предметов?

Ответ. При правильных методах воспитания непосредственное об­щение, характерное для начала младенчества, вскоре уступает место общению по поводу предметов, игрушек, которое перерастает затем в совместную деятельность взрослого и ребенка.

Взрослый вводит ребенка в окружающий мир, привлекает его вни­мание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнять действия, направляя его движения. Он учит малыша правилам пове­дения и обращения с вещами, каждый раз озвучивая его действия.

До 3 лет для ситуативно-деловой формы общения характерны по­требности в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действен­ные средства общения.

В такой форме общения:

ребенок овладевает предметными действиями, учится пользо­ваться бытовыми предметами (ложкой, расческой и др.), играть с игрушками, одеваться, умываться и т. д.;

ребенок проявляет активность и самостоятельность, становится независимым субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению;

3) ребенок начинает произносить первые слова, и чтобы получить желанный предмет, ему нужно назвать его, то есть произнести слово. Сам ребенок без побуждения со стороны взрослого гово­рить не начнет. Взрослый предлагает назвать тот или иной пред­мет, а малыш произносит вслед за ним новое слово.

Ребенок рано реагирует на речь взрослого: он затихает, прислуши­вается, когда с ним разговаривают.

 

Развитие речи в младенческом возрасте

 

Возраст

Речевая деятельность ребенка

Примечания

С 3 месяцев

Гулит: «э-э-э, о-о-о, а-а-а»; издавая звуки, прислушивается к ним; подолгу воспроизводит звуки, подражая себе

Взрослый старается вызвать ответную реакцию.

Ребенок реагирует на эмоциональный тон речи

С 4 месяцев

Подражает ритму произносимых звуков, при укачивании воспроизво­дит ритм

Эмоциональное состояние поднимает его активность

6-12 месяцев

Много и с удовольствием лепечет, подолгу произносит различные слоги, подражает в произношении слогов. Учится:

     произносить речевые звуки;

     различать речевые звуки;

     управлять речедвигательным аппаратом (губы, язык, дыхание)

Требуется четкий контроль губ и языка. С годовой подготовкой возможно усвоение звуков любого языка!

Ситуация. Сначала гуление наблюдается даже у глухих детей. Они лепечут так же, как и дети с хорошим слухом. Поэтому такой органиче­ский порок ребенка долгое время может оставаться незамеченным. Но позднее многие из детей, страдающих глухотой, перестают произносить какие-либо звуки.

С чем могут быть связаны такие явления?

Решение. Глухие дети просто теряют интерес к произношению зву­ков, так как не могут слышать ни собственного голоса, ни тех звуков, которые издают другие.

Вопрос. Все ли дети проходят стадию лепета? До каких пор продол­жается стадия лепета? От чего это зависит?

Ответ. Стадию лепета проходят все дети, ведь он необходим для развития их речи. Поэтому дело не в продолжительности периода ле­пета, а в его качественном изменении. С момента самостоятельного употребления первых слов лепет обычно заканчивается, то есть при­мерно к 1 году. Впрочем, в случае резкого изменения условий жизни, например поступления в детский сад, попадания в больницу и др., не­редко отмечается возврат ребенка к лепетной речи.

Ситуация. Плачущие и лепечущие малыши издают одни и те же зву­ки независимо от того, какой язык им станет родным.

Что же играет основную роль в усвоении ребенком родного языка?

Решение. Основную роль должно сыграть социально-культурное окружение ребенка. Имитируя речь людей из своего социально-куль­турного окружения, дети вновь и вновь повторяют в процессе игры мно­гие звуки, даже если не понимают их значения. Это повторение, напо­минающее эхо того, что дети слышат, ученые называют эхолалией.

Стадия усложнения лепета продолжается до тех пор, пока дети не начнут самостоятельно употреблять свои первые слова, что обычно происходит к концу их первого года жизни. К этому времени они осваивают звуки языка и могут воспроизводить их по собственному усмотрению. Только тогда можно сказать, что основа языка заложена и начинается его усвоение.

Ситуация. Крик и лепет — важнейшие предварительные упражне­ния в языке. В их процессе используются самые разнообразные сочета­ния звуков.

Какова роль этих упражнений для развития ребенка?

Решение. Ребенок готовится к овладению речью, развивая свой речедвигательный аппарат, устанавливает ассоциации между созвучны­ми настроениями и комплексами звуков.

* * *

Часто мимика и жестикуляция (мимический язык) заменяют ребен­ку еще отсутствующую звуковую речь. Использование мимики челове­ком, разговаривающим с ребенком, способствует пониманию малышом многих непонятных ему слов. Кроме того, при общении ребенка со взрослым большую роль играют жесты.

 

Язык жестов в младенческом возрасте

Возраст

Использование жестов

5-6 месяцев

Жесты привлечения внимания (ребенок протягивает руки в направлении взрослого, чтобы тот взял его на

руки).

Жесты игровые (ребенок по просьбе взрослого делает «Ладушки», хлопает в ладоши, приветливо качает головой и т. д.)

9-10 месяцев

Свои потребности ребенок выражает с помощью жестов:

     утвердительный жест («да»);

     отрицательный жест («нет»);

     жест приветствия (кивание головой);

     жест пренебрежения (взмахивание руками);

     угрожающий жест (замахивание) и пр.

6-12 месяцев

Жесты усваиваются ребенком раньше, чем слова. Он усваивает их в подражание взрослому, и затем сам начинает ими пользоваться

Ситуация. Мише (1 год 3 месяца) еще трудно даются слова, и он час-

то прибегает к жестам. Мать, разобравшись, чего он хочет, тут же вы­полняет его желание.

Влияет ли быстрое удовлетворение потребностей ребенка на развитие его речи?

 Решение. Быстрое удовлетворение потребности быть понятым без произнесения слов может затормозить развитие речи ребенка.

Взрослый должен побуждать ребенка называть свои желания слова­ми, для того чтобы у малыша правильно сформировалась собственная активная речь.

Ситуация. Бывает, что до 10 месяцев дети уже овладевают одним или несколькими осмысленными словами.

Следует ли тревожиться, если ребенок в 1,5 года объясняется       исключительно жестами?

Решение. Хотя жесты нередко и являются очень выразительными и достаточными для понимания, но ребенку, для того чтобы быть пра­вильно понятым, все же лучше использовать речевые средства.

*       * *

После 6 месяцев жизни ребенку одного внимания взрослого уже недос­таточно. Малыша начинают притягивать к себе различные предметы.

*       * *

Средства общения на этом этапе обогащаются. Ребенок передвига­ется в пространстве, манипулирует с предметами, принимает различ­ные позы. Дети активно пользуются жестами, выразительными дви­жениями.

Ситуация. В комнате Колю окружает много интересных игрушек, но он не обращает на них внимания и скучает.

Почему так происходит?

Решение. Интересной и нужной игрушка становится после того, как взрослый ее возьмет в руки и покажет, что можно с ней делать: как можно двигать машинку, как может прыгать зайчик и т. п. Так проис­ходит потому, что взрослый является центром предпочтений, в силу чего он наделяет привлекательностью те предметы, к которым прика­сается. Важно, чтобы взрослый показывал ребенку, как можно играть с этими игрушками (как из кубиков можно построить башню, как кук­лу укладывать спать и т. д.). Сами по себе предметы (игрушки) никогда не подскажут, как ими можно пользоваться или как с ними играть.

Если ребенок не знает, что можно делать с предметами, то он к ним и не тянется. Лишь после того, как взрослый предложит ребенку обра­зец их использования, игра становится для маленького человека содер­жательной и осмысленной.

Вопрос. Как взрослый должен показывать те или иные действия с предметом?

Ответ. Взрослый, показывая действия с предметом, должен обра­щаться к ребенку, разговаривать с ним, смотреть ему в глаза, поддер­живать и поощрять его правильные, самостоятельные действия. Такие совместные игры с предметами и представляют собой деловое общение или сотрудничество ребенка со взрослым.

Категория: ВАЖНО ЗНАТЬ | Добавил: admin (02.09.2011)
Просмотров: 3151 | Теги: методист ДОУ, дети дошкольного возраста, воспитание, диагностика, детский сад, подготовка к школе, обучение, методические рекомендации для воспи | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru