К концу дошкольного периода у детей начинает
формироваться словесно-логическое мышление. Оно
предполагает развитие умения оперировать
словами, понимать логику рассуждений. И здесь
обязательно потребуется помощь взрослых:
родителей и педагогов.
Известный психолог Л.С. Выготский установил
закономерные связи между обучением и умственным
развитием. Вне обучения, вне активной передачи
накопленного человечеством опыта не может
осуществляться полноценное развитие.
У детей присутствует неосознанное стремление к
познанию чего-либо нового, необычного. Взрослые,
озабоченные будущим детей, пытаются корректно
направлять это стремление, форсируя и развивая
их потребности от естественных, материальных,
социальных до духовных.
Сделать актуальной сферу обучения детей –
создать такие ситуации, используя различные
методы обучения, при которых тяга к познанию и
восприятию того или иного материала, события
станет постоянной, доминирующей. Необходим
творческий подход обеих сторон – взрослых и
детей – к данной проблеме. Это возможно, когда
ребенок прилагает собственные усилия через
созданную взрослыми ситуацию творческого
общения при решении различных задач. При этом
развиваются не только исполнительские
способности: память, внимание, умение копировать
действия других, повторять увиденное или
услышанное, что не мало важно для развития детей,
- но и творческие: наблюдательность, умение
сопоставлять и анализировать, комбинировать,
находить связи и зависимости, закономерности.
К шести годам у ребенка развивается глазомер,
зрительная оценка пропорций, характеризующих
какой-либо предмет, преднамеренное запоминание и
умение воспроизводить усвоенное. О знакомых
явлениях он может уже высказывать правильные
суждения, делать умозаключения.
Исследования психологов и педагогов
убедительно доказали, что во всестороннем
развитии и подготовке ребенка к школе
чрезвычайно велика роль его практической
деятельности: ирга, труд, систематические
занятия учебного типа.
Как правило, дети, поступившие в первый класс,
умеют читать, писать и , казалось бы, полностью
подготовлены к школьному обучению. Однако, часть
первоклассников, сталкиваясь с постоянной
умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в
решении и объяснении математических задач,
формировании определенных правил и понятий, в
установлении и обосновании
причинно-следственных связей. Одна из
распространенных причин такого явления –
недостаточное развитие в дошкольном возрасте
словесно-логического мышления. У детей этого
возраста наблюдается поверхностный,
непоследовательный анализ проблем и ситуаций,
неумение планировать. Принято считать, что у
дошкольников преобладает наглядно-образное
мышление, которое полностью базируется на
детских ощущениях, восприятии и представлениях.
На это указывают в своих трудах известные
психологи: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я.
Гальперин. Ж. Пиаже считает, Что мышление
дошкольников по природе алогично, т.к. "не
обременено знаниями”.
Но в настоящее время разрабатывается множество
игр, направленных на развитие логического и
образного мышления, произвольности памяти и
внимания, речи и творческого воображения. Чем
раньше начать развивать и стимулировать
логическое мышление, базирующееся на ощущениях и
восприятии ребенка, тем более высоким окажется
уровень его познавательной деятельности, тем
быстрее осуществится главный, естественный
переход от конкретного мышление к высшей его
фазе – абстрактному мышлению. Кроме того,
интеллектуально-языковые взаимосвязи
подтверждают развивающее влияние
словесно-логического мышления на речь
дошкольников.
Во время игр-занятий от взрослого (педагога или
родителя) требуются:
- терпение;
- умение играть и верить в игру;
- умение принять и понять любой ответ,
предложение, решение ребенка;
- умение подчеркивать неповторимость,
индивидуальность каждого ребенка;
- творчество.
В процессе выполнения таких игр и упражнений у
детей дошкольников активизируется способность к
анализу, синтезу, сравнению и обобщению.
Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой
уровень речевого и интеллектуального развития,
совершенствуют самые ценные для ребенка
психические процессы: мышление, внимание, память,
речь, воображение, способность к творчеству.
Одним из главных показателей готовности
ребенка к школе является уровень его умственного
и речевого развития. Понимание словесных
указаний учителя, умение ответить на его вопросы
и сформировать собственные вопросы к нему –
первое, что потребуется от ребенка в учебном
процессе.
Игры и упражнения, направленные на
развитие умственных и речевых способностей у
дошкольников.
Понимание грамматической конструкции
предложений.
Составление рассказа по картинкам. Перед
ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на
которых изображена определенная, хорошо
известная ребенку последовательность событий.
Взрослый просит ребенка разложить картинки в
нужном порядке и объяснить, почему он расположил
их именно так. Затем предлагается составить
рассказ по картинкам.
"Наташа пошла гулять после того, как полила
цветы”.- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять
или полила цветы?
"Через много лет Сереже будет немного больше
лет, чем Саше сейчас”. – Кто старше? (Саша).
Узнавание предметов по заданным признакам.
желтый, продолговатый, кислый;
продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.
Назови предмет, про который можно сказать:
Какой предмет обладает следующими признаками:
пушистый, ходит, мяукает;
гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно
отражает.
Кто или что может быть:
высоким или низким;
холодным или горячим;
твердым или жидким;
узким или широким.
Какому времени года соответствует следующее
описание:
"День становится длиннее. Все больше
становится солнечных дней. Тает снег. С юга
прилетают птицы и начинают строить гнезда."
Сравнение двух или более предметов.
- Чем похожи эти слова:
- кошка, книга, крыша;
- число, весло, кресло;
- Назовите общие признаки:
- яблока и арбуза;
- кошки и собаки;
- стола и стула;
- ели и сосны;
- голубя и дятла;
- ромашки и гвоздики.
- Чем отличается:
- ручка от карандаша;
- рассказ от стихотворения;
- сани от телеги;
- осень от весны;
- дерево от кустарника;
- лиственное дерево от хвойного дерева.
Подобрать к каждой картинке из первого ряда
соответствующую картинку из второго ряда. По
каждой получившейся паре составить предложение.
В первом и втором ряду по 5 картинок:
удочка |
цветок |
ключ |
топор |
отвертка |
ваза |
дрова |
замок |
рыба |
|
К указанному предмету подобрать слово, которое
логически будет с ним связано (как в предыдущей
паре), и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка – часы; колесо - ?
Стрелка – это часть часов, значит к слову
"колесо” можно подобрать слово "машина”,
потому что колесо – часть машины.
колесо – круг, ковер - ?
белка – дупло, медведь - ?
магазин – продавец, больница - ?
день – обед, вечер - ?
охотник – ружье, рыбак - ?
слово – буква, дом - ?
лес – деревья, поле - ?
палец – кольцо, ухо - ?
море – капля, толпа - ?
цветок – бутон, листок - ?
Проанализировать три логически связанных
понятия, выделить одно, отличающееся от других
каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.
ночник, торшер, свеча;
слива, яблоко, персик;
брюки, шорты, юбка;
корова, лошадь. Лев;
елка, береза, сосна;
картофель, морковь, огурец;
петух, гусь, воробей;
коза, свинья, корова.
Подобрать слово противоположного значения.
Объяснить свой выбор. Составить предложение с
союзом "а”, в котором будут объединены оба
антонима.
- покупать –
- открывать –
- помнить –
- встречать –
- толстый –
- мелкий –
- полный –
- знаменитый –
- голодный –
- брать -
К каждому сочетанию слов подобрать двойной
антоним. С каждой парой слов составить
предложение.
Пример: умный друг – глупый враг.
тихий плач –
радостная встреча –
вспомнить радость –
светлый верх –
темное прошлое –
слабый мороз -
Логические задачи:
- Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал
раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая
рыба поймана раньше всех?
- На веревке завязали три узелка. На сколько
частей эти узлы разделили веревку?
- Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше
Егор или Сережа?
- Маша купила 4 шара красного и голубого цвета.
Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько
шаров каждого цвета купила Маша?
- На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1
стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
- Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг.
Сколько будет весить гусь, если встанет на обе
лапы?
- Что тяжелее килограмм ваты или килограмм
железа?
Наиболее полно и связно объяснить, в чем
неясность, неправдоподобность ситуации.
по рисунку
- по изложенному в стихотворении:
Сел воробушек на дом,
Провалилась крыша.
Под березою с котом
Пляшут польку мыши.
Рыбка с мостика нырнула,
Вскрикнула и утонула.
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала,
Возле речки, ну дела,
Серого обогнала!
Сидела кошка в птичьей клетке,
А птичка съесть ее хотела,
Но кошка прыгнула на ветку
И, прочирикав, улетела.
Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных
суждений.
- ваза хрустальная, а стакан легкий;
- зебра полосатая, а леопард злой;
- холодильник белый, а ковер мягкий;
- огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.
"Отвечай быстро”. Цель - упражнять в
классификации, сравнении, обобщении; упражнять в
согласовании числительных и прилагательных с
существительными.
Таблица, разделенная на 9 клеток.
В каждой клетке изображены птицы или животные:
в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором
– оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка,
снегирь.
Вопросы по таблице:
- Как можно назвать всех, кто нарисован в первом
ряду?
- Сколько всего птиц в таблице? Назови их.
- Кого больше зверей или насекомых?
- На сколько групп можно разделить всех, кто
нарисован в таблице?
- Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что
общего у всех, кто там нарисован?
- Сравните животных первого и второго столбика.
Что вы заметили общего?
Игры и игровые упражнении дают педагогу и
родителям возможность проводить занятия с
детьми более живо и интересно. Почти все игры,
направлены на решение многих задач. К ним можно
возвращаться неоднократно, помогая детям
усвоить новый материал и закрепить пройденный. |