В четыре года в развитии ребенка происходят большие
изменения, которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного
мозга (миелинизация нервных окончаний), совершенствованием психических
процессов (памяти, внимания, мышления, воображения и т. п.), достаточно высокой
степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о
ближайшем непосредственном окружении. Поэтому познавательное развитие ребенка
переходит на другую, более высокую и качественно отличную от предыдущей
ступень.
Ребенок четырех лет получает возможность правильно
воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Для
него это новый способ познания. Теперь малышу для познания необязательно
только видеть и действовать. Взрослому достаточно рассказать о чем-либо, и
ребенок сумеет усвоить информацию.
Подобные изменения в познавательном развитии ребенка
позволяют ему выходить за пределы непосредственно воспринимаемой
действительности, мысленно преодолевать пространство и время (перешагивать
границы ближайшего окружения).
Возможность воспринимать информацию на словесном
уровне (т. е. на уровне мыслительных операций) без обязательного подкрепления
ее зрительным образом или практическим опытом способствует интеллектуальному
развитию ребенка, расширению его кругозора, появлению и развитию
внеситуативно-познавательной формы общения со взрослыми.
Однако наши наблюдения за детьми четырех лет показали,
что в их познавательном развитии можно выделить две противоречивые тенденции.
С одной стороны, малышей привлекает и манит открывшийся большой мир. Они
испытывают к нему интерес и с удовольствием «заглядывают» в него. С другой
стороны, малыши не торопятся надолго «уходить» в большой мир, их что-то удерживает
в ближайшем непосредственном окружении.
Главным тормозом в познании большого мира является появившаяся
у четырехлеток познавательная потребность упорядочивать накопленную и
поступающую информацию.
Действительно, основу познавательной сферы детей до
четырех лет составляют предметы, явления и события ближайшего окружения, к
которым они имели доступ. Однако основная масса
собранной информации представлена набором разрозненных
сведений и фактов, не связанных между собой в сознании ребенка какими-либо
зависимостями. Происходящие изменения в физиологическом и психическом развитии
детей четырех лет приводят к изменениям в их мировосприятии. Именно в этом
возрасте дети начинают понимать, что в этом мире все взаимосвязано, все
предметы, явления и события как-то влияют друг на друга. Дети четырех лет хотят
разобраться в этих зависимостях и связях. Постичь способы упорядочивания
информации ребенку проще на знакомом, близком ему содержании. Это содержание —
ближайшее непосредственное окружение.
Таким образом, потребность постичь некоторые
закономерности нашего мира (на основе имеющихся у детей представлений)
задерживает четырехлеток в ближайшем окружении, делает их выход в большой мир
кратковременным. Процесс упорядочивания имеющейся и поступающей информации
протекает у детей на основе совершенствования и развития психических процессов,
и особенно мышления и мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация и т. п.).
На пятом году жизни у детей начинает проявляться избирательное
отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к
отдельным объектам или явлениям. К избирательным интересам детей необходимо
относиться внимательно и бережно, всячески поддерживать и развивать их. Ведь
появившийся у ребенка интерес к какому-либо объекту пробуждает желание больше
узнать о нем. Невнимание к детским интересам может привести к их угасанию и
полному исчезновению.
Итак, в возрасте четырех-пяти лет можно выделить
четыре направления познавательной активности детей:
1) знакомство с предметами, явлениями и событиями,
выходящими за пределы непосредственного восприятия и опыта детей;
2) установление связей и зависимостей между
предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка
целостной системы представлений;
3) удовлетворение первых проявлений избирательных
интересов детей;
4) формирование положительного отношения к
окружающему миру.
|