I.
Взгляд
Говорят:
«Любовь с первого взгляда». Заметьте,
не с первого слова-с первого взгляда.
Что
такое контакт глаз? Это открытый и прямой взгляд в глаза другому человеку.
Большинство людей не осознают, насколько это мощный и решающий фактор.
Вспомните
случай, когда хотя бы раз приходилось разговаривать со своим знакомым или
близким человеком и тот был в темных солнцезащитных очках. Наверняка вы
испытывали дискомфорт, было как-то не по себе. Или такой случай, вы
разговариваете с человеком, который упорно избегает смотреть вам в глаза. Вы не
можете понять, недоумеваете по поводу такой манеры разговора, вам неприятно и в
конечном результате ваше отношение к этому человеку становится неоднозначным.
Согласитесь,
что нам скорее симпатичнее и больше нравятся люди с открытым и дружелюбным
взором, искренней улыбкой, доброжелательным и дружественным отношением к
собеседнику.
А
для ребенка открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза
существенно важен и не только для установления хорошего коммуникационного
взаимодействия с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей.
Ребенок использует контакт глаз с родителями (и
другими людьми) для эмоциональной подпитки. Чем
чаще родители смотрят на ребенка, стараясь выразить ему свою любовь, тем больше
он пропитан этой любовью и тем полнее его эмоциональный резервуар.
Ребенок
внимательнее всего слушает нас тогда, когда мы смотрим ему прямо в глаза. Но, к
сожалению, «выразительно» мы
смотрим ему прямо в глаза лишь в те моменты, когда критикуем, поучаем, ругаем
его. Поступая так, мы учим ребенка видеть нас только в отрицательном плане.
Маленький ребенок, видя отрицательный образ, боится, поэтому становится
покорным и робким, что вполне нас устраивает. Но ребенок взрослеет, и страх
сменяется гневом, обидой, депрессией. Поэтому, чаще смотрите на ребенка,
стараясь выразить ему свою любовь, ибо глаза родителей должны постоянно излучать
нежность и любовь, и тогда ребенок будет пропитан любовью.
Оставьте
в своем репертуаре взгляд, который будет только добрый, ласковый, нежный,
любопытный, веселый, радостный, восхищенный, юмористический, понимающий,
прощающий, утешающий, подбадривающий, приглашающий.
А
для наказания - удивленный и только удивленный взгляд: «Я
знаю, что ты замечательный парень, как же ты мог так поступить? Что это с тобой
случилось? На тебя это не
похоже! Не понимаю... Просто растерян, не понимаю!».
Никогда
не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите
ему из соседней комнаты. Подойдите к ребенку, посмотрите ему в глаза и скажите
то, что хотели сказать.
Глядя,
друг другу в глаза, мы восполняем утраченную энергию.
Детские
глаза - это кладезь положительной энергии. Нам надо научиться говорить с
ребенком добрым голосом и смотреть на него добрыми глазами, больше ничего и не
понадобится. Учителя так же должны освоить правила прямого контакта глаз. Это
позитивно влияет на снижение тревожности и улучшает способности ребенка к
обучению. Все проблемы с детьми возникают там, где воспитателю, учителю,
родителю не хватает доброго голоса и доброго взгляда.
II.Прикосновения
или физический контакт
Положительный
и постоянный физический контакт с ребенком необходим. Только тогда ребенок
чувствует свою защищенность и наличие «надежного тыла»
дома. Контакт выражается и
поддерживается при доброжелательном взгляде в глаза ребенку, спокойном и нежном
голосе, мягком физическом контакте (касании рукой
его плеча, волос, объятиях, поглаживаниях, поцелуях и т.д.) дети
остро нуждаются в этом. Ведь недаром они высказывают подобного рода просьбы: «обними
меня», «поцелуй меня», «возьми на ручки» и
т.д. На такие эмоциональные просьбы нужно обязательно реагировать, независимо
от вашего состояния и настроения.
Условие
постоянного психологического контакта вовсе не означает суетливого и
назойливого «кудахтанья» над
своим «птенцом». Совсем
нет. Это - проявление сдержанной, спокойной и стабильной (очень
важна именно стабильность, постоянство, не зависящее ни от каких условий) родительской
любви.
Эти
действия должны быть постоянными, изо дня в день, а не по настроению и наличию
свободного времени. Они должны быть естественными, действовать умиротворяюще на
ребенка, не быть демонстративными или чрезмерными. Все ласковые прикосновения
одинаково нужны как девочкам, так и мальчикам, причем для
мальчиков физическое проявление любви принципиально важно и
является решающим с самого рождения до 7 - 8 лет.
По
данным исследований девочки получают в 5 раз больше физической ласки, чем мальчики,
поэтому помните об этом, и не ущемляйте мальчишек. По мере взросления мальчика
потребность в физическом контакте никогда не прекращается, изменяются только
формы его проявления. Его больше будет привлекать мужская линия поведения:
борьба, потасовки, шутливые драки, позволяющие демонстрировать его растущую
силу и ловкость, ему хочется чувствовать мужскую поддержку отца.
Потребность
в физическом контакте девочек возрастает и достигает максимума примерно к 11
годам.
Помните,
контакт с ребенком
должен быть обязательно. Он
стимулирует физиологическое и
эмоциональное развитие ребенка.
Ведущие
психологи мира считают, что даже взрослому человеку необходимы 4 объятия в день
для выживания, а 8 - для жизни. Тем более это необходимо ребенку.
III.Слово
Называйте
ребенка ласковыми > именами, придумывайте смешные ? домашние прозвища,
рассказывайте ему ] сказки, пойте колыбельные. Чаще разговаривайте с детьми,
вызывайте их на разговор. Темы могут быть самые разнообразные: о работе, о
доме, о предстоящем отпуске, об увлечениях, о личных делах и проблемах каждого.
Интересуясь
жизнью ребенка, заостряйте внимание на позитиве: «Что
сегодня было интересного?». В ответ дети
будут открывать нам свои тайны, будут ждать нашего совета, поддержки.
Можно
спорить, но уважительно. Сохраняйте доброе отношение и доверие к ребенку,
который спорит с нами с уважением. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте
доверие к ребенку даже тогда, когда он задает каверзные вопросы и противоречит.
Ведь это здорово, что у него возникают собственные взгляды, убеждения, пусть
они будут отличными от наших, лишь бы они были разумными.
Разговаривайте
друг с другом вежливо и ласково, не употребляйте ругательных слов, благодарите,
говорите друг другу комплименты. Пусть в нашем голосе звучит нежность, но
никогда не стоит переходить на заискивание. Это когда некоторые родители, при
общении с повзрослевшими детьми, употребляют детскую лексику, думая, что таким
образом проявляют особенную любовь к детям, но в действительности со временем
это становится уродливой формой общения.
Часто
от родителей можно слышать, что нет времени на ребенка, что они сами измотанные
и уставшие, поэтому какое там общение? Но это лишь отговорки. Время всегда
можно найти.
Когда
же можно общаться с ребенком? Утром,
когда мы поднимаем его с кровати, улыбнитесь, обратитесь приветливо и ласково.
Всегда начинайте день с добрых слов, самое простое сказать ребенку: «Доброе
утро!» и не ждите ответа, если у вас это было
не принято. Пусть день начинается с добра, улыбки, а не с замечаний и ссор.
Встречайте
и провожайте ребенка возле дверей. При расставании скажите: «Не
спеши, будь осторожен!» При встрече: «Как
я рада, что ты уже дома!»
Вечером,
поговорите с ребенком о прошедших событиях дня, не забывая при этом делиться и
своими удачами и трудностями. Пусть эти беседы будут непродолжительны, но они
обязательно должны быть.
Как
надо общаться с ребенком? При общении с
ним необходимо ставить именно его, а не другого в центр внимания нашего
общения. Ребенок должен чувствовать наше внимание, заинтересованность,
обращенные только на него. Он должен чувствовать, что в эти минуты только он
занимает наши мысли и чувства. Пусть потом мы опять чем-то будем заняты, но в
минуты общения мы - только с ним и только для него.
Говорят,
что, повторяя слова молитвы, человек обретает веру, то почему бы ни
предположить, что, повторяя слова любви, человек обретет любовь.
Подтверждения
любви особенно нужны ребенку в трудные для него минуты. В день должно
присутствовать 6-8 словесных «поглаживаний», пусть
самых маленьких. Избегайте и остерегайтесь неудачных реплик. Анализируйте свои
действия и вспомните в конце дня, сколько раз вы сказали ребенку что-то
приятное?
|