Интервью
с директором Института возрастной физиологии РАС доктором биологических наук Марьяной
Михайловной Безруких.
Марина Аромштам:
Марьяна Михайловна! Как Вы считаете, нужно ли готовить ребенка к школе, обучая его
элементам безотрывного письма?
Марьяна Безруких:
В результате исследований, проведенных нашим Институтом, установлено, что методика
обучения детей безотрывному письму
не соответствует возрастным и функциональные возможностям учащихся. Ее
использование приводит к нарушению психофизиологической
структуры письма, требует от ребенка выполнения биомеханически нецелесообразных движений. Это, в свою очередь ведет к задержкам дыхания и искусственно вызывает
у ребенке гипоксию. Вообще на
начальных этапах письмо не может быть безотрывным. Связным - да, но не безотрывным. Даже при сформированном навыке один пишущий будет связывать в
единое целое два элемента, другой -
три. Это зависит от механизмов темповой органиации деятельности каждого человека. Один говорит быстро, у другого в речи после каждого слова - пауза.
Но в отношении ребенка дошкольного возраста эту
проблему можно даже не обсуждать. В
дошкольном возрасте категорически нельзя учить ребенка каким бы то ни было курсивным элементам письма. Это физиологически, психологически неадекватный,
нецелесообразный, нарушающий формирование навыка компонент деятельности.
Марина А
р о м ш т а м: Почему?
Марьяна
Безруких: Потому что формирование навыка письма - сложнейший и длительный биологический
процесс.
Функционально ребенок дошкольного возраста к
этому сложнейшему виду деятельности
не готов. Не готовы механизмы произвольной
регуляции деятельности, которые лежат в основе письма. Еще не сформированы мелкие мышцы кисти, не
произошло окостенение запястья. Не
готовы механизмы нервно-мышечной регуляции. Более того, ребенок не готов к
письму не только в шесть, но и в семь, а
порой и в восемь лет. Даже этот возраст является периодом функциональной незрелости для освоения навыка письма.
Но это не значит, что письму нельзя
учить. Учить нужно, учитывая функциональные
и психологические особенности ребенка. А что это значит? Во-первых, нужно усвоить важное правило:
нельзя торопиться с обучением и
нельзя ставить перед собой задачу быстро сформировать навык. Обучение письму - процесс длительный. Во-вторых, для того
чтобы начинать собственно обучение курсивному письму, или письму с использованием так называемых
письменных букв, нужен достаточно
длительный предактивный период, т. е. период подготовки. И этот период
подготовки к школе должен включать как
минимум 30 занятий.
Марина Аромштам:
Почему подготовительный период должен быть таким долгим?
Марьяна Безруких:
Потому что, прежде чем перейти к курсивному письму, ребенок должен научиться писать
линии (ровную, прямую, наклонную), овалы. Он должен научиться работать в строке (Причем, чем меньше строка, тем больше времени
на это понадобится.) Должен
научиться зрительно дифференцировать элементы печатных букв.
В педагогической литературе мы часто встречаем
советы: тренируйте у детей мышечное
чувство и у них не будет сложностей при
обучении письму. Но ведь это игнорирование законов физиологии! До девяти лет
мышечное чувство, как физиологи называют его - кинестетический контроль, еще не сформирован. Функцию контроля выполняет только зрение. Поэтому вы можете
тренировать руку хоть до семи потов - это не даст желаемых результатов.
Марина Аромштам:
Но существует мнение, что чем больше ребенок выполняет технических, упражнений,
например много штрихует, тем легче
ему потом научиться писать.
Марьяна Безруких:
Это совершенно ложное утверждение. У нас есть опыт работы с одной дошкольной
гимназией, в которой первые два года к нашим советам не прислушивались. Детей
обучали курсивным элементам букв. И они очень много штриховали - целые тетради. В конце года мы протестировали
этих детей. И что же? Выяснилось,
что к концу года занятий они не только не улучшили зрительно-моторные координации, а затормозили
развитие этих функций. Сделать это
в возрасте пяти-шести лет очень просто.
Марина Аромштам:В
чем же тогда заключается подготовка дошкольников к письму?
Марьяна Безруких:
Гораздо в большей степени, чем прописывание
графических элементов, к письму готовит развитие таких навыков, как зрительно-пространственный
анализ, зрительно-моторные
координации. С точки зрения формирования навыка письма умение скопировать иероглиф для ребенка пяти-шести
лет гораздо важнее, чем умение
писать курсивные элементы.
Потому что кинестетический контроль, как я уже
сказала, включится в работу только к девяти годам. А до этого ребенок при
письме опирается только на зрительный
контроль... |