Формирование позитивной половой идентичности у детей
старшего дошкольного возраста является одной из важных и сложных задач воспитательно-образовательной
работы с детьми, т. к. требует от педагога знания наиболее значимых черт
современного мужчины и женщины и ориентации на них, как на перспективные
задачи в воспитании адаптивного полоролевого поведения у мальчиков и девочек.
Эффективность решения этой задачи зависит от организации и соблюдения ряда
педагогических условий.
Прежде всего следует помнить о том, что
психосексуальное развитие ребенка протекает естественным путем и определяется
генетически и врожденно заданными программами. В связи с этим от взрослых
требуется очень осторожное, мягкое, ненавязчивое, косвенное вмешательство, а не
прямое воздействие на ребенка. В качестве такого средства выступает, на наш
взгляд, педагогическое сопровождение, которое призвано выполнять функции
поддержки, помощи, содействия, стимулирования, консультирования, обучения.
Организуя педагогическое сопровождение процесса
становления психологического пола и формирования у ребенка позитивной половой
идентичности, важно соблюдать следующие подходы.
В первую очередь - природосообразный, соблюдение
которого означает сохранение и поддержку естественного хода полового развития
мальчика или девочки, учет их психофизиологических и социально-психологических
особенностей.
Не менее значимым подходом при организации
педагогического сопровождения полоролевого развития ребенка является
социокультурный. Его сущность состоит в том, что педагог в определении целей и
задач педагогического взаимодействия с ребенком обязательно ориентируется на требования
социума к полоролевому поведению мужчины и женщины и их социально значимым
личностным качествам и функциям.
Важным является также аксиологический подход,
означающий понимание полового воспитания ребенка как ценностного и значимого в
развитии личности мальчика и девочки, а цели и задачи полового воспитания ставятся
таким образом, чтобы оптимально учитывать особенности, интересы и потребности
ребенка в процессе половой идентификации и дифференциации.
Решение задач формирования позитивной половой
идентичности осуществляется в процессе различных видов и форм детской
деятельности всеми участниками образовательного процесса, включая, безусловно,
и родителей, т.е. реализуется комплексный подход.
Наконец, естественным является соблюдение
дифференцированного подхода, предполагающего целенаправленную работу по
развитию позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек специфическими
методами и приемами.
Реализация всех вышеназванных подходов возможна при
условии соблюдения ряда принципов: саморазвития, культуросообразности, косвенного
вмешательства, природосообразности, учета психологических особенностей.
Объектом педагогического сопровождения формирования
позитивной половой идентичности является педагогическая среда как система
отношений "воспитатель - ребенок", "воспитатель -
родитель", "родитель - ребенок", "ребенок - ребенок",
"ребенок - полоразвивающая предметная среда".
Адекватно объекту педагогическое сопровождение
осуществляется по нескольким направлениям.
Ведущим направлением выступает разработка форм и
содержания педагогического сопровождения полового развития детей. В рамках данного
направления работы педагога решаются следующие основные задачи:
1. Осуществлять мониторинг становления половой
идентичности ребенка.
2. Способствовать формированию половых, полоролевых,
половозрастных представлений и целостного позитивного образа
"Я-мальчик", "Я-девочка".
3. Создавать условия для формирования полоролевого
поведения и нравственных межполовых отношений.
4. Организовывать и использовать различные
педагогические ситуации для актуализации и реализации ребенком себя как
представителя определенного пола.
Важным направлением работы педагогического коллектива
детского сада является оказание помощи родителям в воспитании мальчиков и девочек.
Задачи этого направления:
1. Акцентировать внимание родителей на воспитании
мальчика и девочки адекватно половой роли в настоящем и будущем.
2. Создать условия для приобретения родителями
необходимых знаний о психофизиологических и психологических особенностях
мальчиков и девочек и средствах, методах полового воспитания ребенка в условиях
семьи.
3. Осуществлять с родителями поиск наиболее
эффективных способов взаимодействия с мальчиком или девочкой.
Требуют помощи в работе по формированию позитивной
половой идентичности у детей и педагоги дошкольного учреждения, которую организует
администрация детского сада. Данное направление педагогического сопровождения -
повышение педагогической компетентности воспитателей в работе с мальчиками и
девочками. Реализация указанного направления сопровождения деятельности
педагогов требует решения следующих задач:
1. Обогащать педагогов необходимыми знаниями.
2. Способствовать поиску методов и приемов
педагогического взаимодействия, адекватных половозрастным особенностям детей.
3. Повышать мотивацию и ценностное отношение педагогов
к половому воспитанию мальчиков и девочек.
Значимым условием формирования позитивной половой
идентичности является сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность детей
дошкольного возраста. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого
продукта, в ней все "как будто", "понарошку", но именно в
игре закрепляются позитивные стереотипы мужественных и женственных качеств и
поведения, закладываются основы эмоционально положительного отношения к
будущей роли ребенка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы.
Адекватным педагогическим воздействием по отношению к
сюжетной игре является ненавязчивое, тонкое педагогическое сопровождение сюжета
развернутой детьми ролевой игры, в процессе которой воспитатель может принимать
на себя одну из ролей, задавать детям вопросы с целью формирования у мальчиков
и девочек положительного отношения к их будущей социальной роли в обществе, а
также позитивного отношения к себе и другим как к мальчику или девочке. Дело в
том, что мальчики и девочки не умеют организовывать совместную деятельность
(она должна быть взаимодополняющей, а не дублирующей), часто не умеют вместе
играть. Дети нередко проявляют, особенно девочки, настороженность к другому
полу, беспокойство в случае необходимости контактов. Целью педагогического
сопровождения сюжетно-ролевой игры должна быть не "коллективная проработка
знаний", а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную
игру, в которой мальчики и девочки по собственному желанию реализуют свои
полоролевые представления и предпочтения,
свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в
небольших игровых объединениях.
Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры
дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности будет успешным,
если воспитатель соблюдает ряд необходимых требований:
хорошо понимать специфические задачи игры;
• видеть развивающие возможности сюжетно-ролевой игры
в формировании у детей представлений о социальных половых ролях в обществе и
закреплении в поведении позитивных стереотипов мужественности и женственности;
• иметь представления о том, какой должна быть
сюжетно-ролевая игра на каждом возрастном этапе;
• уметь играть соответствующим образом с детьми
разного возраста и пола;
• для того чтобы у мальчиков и девочек дошкольного
возраста формировалась позитивная половая идентичность, воспитатель играет
вместе с ними, показывая им положительные образцы маскулинного или фемининного
поведения, либо акцентируя внимание на таких образцах в поведении детей;
• воспитатель избегает позиции "учителя",
заменяя ее на позицию "играющего партнера", избегает негативных
оценок, подчеркивая только позитивные моменты;
• воспитатель играет с детьми на протяжении всего
дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывает игру особым
образом, чтобы детьми усваивались новые, более сложные способы взаимодействия
между сверстниками обоих полов, расширялись представления о будущих социальных
ролях;
• педагог организует в игре несколько детей разного
пола: сначала помогает детям организовывать сюжетно-ролевую игру в разнополых
группах (2-3 ребенка), постепенно увеличивая число детей;
• воспитатель ориентирует мальчиков и девочек на
осуществление игровых действий в соответствии со своим полом, а также и на
пояснение смысла своего полоролевого поведения партнерам по игре - взрослому
или сверстнику своего или противоположного пола.
Половая социализация осуществляется в ходе выполнения
ребенком ролевых отношений, предписанных сюжетом игры, который развивается в
дошкольном возрасте поэтапно:
• этап условных игровых действий, на котором
разворачивается преимущественно однотемный одноперсонажный сюжет как смысловая
цепочка действий, т.е. один ребенок (мальчик или девочка) выполняет определенные
действия, соответствующие его половой роли (например, девочка как мама утром
будит свою куклу-дочку, умывает ее, одевает, говорит ласковые слова, идет с ней
гулять и т.д.);
• этап многоперсонажного сюжета, на котором сюжет
развертывается как система взаимосвязанных персонажей (ролей) и формирование
полоролевого поведения осуществляется воспитателем через взаимодействие детей
разного пола, через введение новых персонажей (примером могут послужить
сюжетно-ролевые игры "Семья", "Папа на работе", "Мама
на работе" и т.д.);
• следующий этап - построение и развертывание
многотемных сюжетов, когда происходит комбинирование разнообразных событий и
отношений социальной жизни, благодаря чему у детей закрепляются в поведении
позитивные мужественные и женственные качества и адекватное полу поведение.
Развитие позитивного полоролевого поведения в
сюжетно-ролевой игре у детей разного возраста имеет свои специфические
особенности. Проиллюстрируем данный тезис. Так, если говорить о решении этой
задачи в процессе игр детей 3-5 лет, то следует отметить, что в данном возрасте
ребенок переходит на принципиально новый этап в развитии игровой деятельности:
от сюжетно-отобразительной к сюжетно-ролевой игре. Изменяется и
психологическая характеристика игры: у ребенка проявляется потребность к
общению и совместным действиям с детьми как своего, так и противоположного
пола. Детей все больше начинают интересовать окружающие люди и взаимодействие
с ними.
Однако без активизирующего общения со взрослыми дети
еще не всегда могут интересно развернуть игру, разнообразно использовать
игровой материал. Воспитатель часто берет на себя роль другого человека и демонстрирует
ребенку позитивные полоролевые способы поведения: способы действия, поведения,
взаимодействия, сопровождая их выразительными движениями, мимикой, жестами,
интонациями речи.
Например, воспитатель видит девочку, которая играет с
куклой. Но девочку 4-х-летнего возраста еще может увлекать только предметное
содержание игры: она кормит куклу, укладывает спать, но не выражает яркого
эмоционального отношения к кукле как к "дочке". В таком случае
воспитателю уместно включиться в игру и показать поведение мамы, ее разговор с
куклой-дочкой. Воспитатель обращается к девочке: "Я тоже мама, и у меня
есть дочка, как и у тебя. Моя дочка уже выспалась, сейчас буду ее поднимать,
пора". Затем говорит кукле: "Вставай, моя доченька, вставай, моя хорошая!
Как ты спала? Давай я тебя за ручки подниму. Как хорошо на ножки встала!"
Затем, наблюдая за игрой девочки, воспитатель хвалит ее: "Как хорошо ты
кормишь свою дочку Олечку. Какая ты заботливая мама!"
Другой пример. Воспитатель наблюдает, как мальчик
длительное время возит машину, обращается к нему: "Как сильно гудит мотор
у твоей машины! Что с ним случилось?" Мальчик поставлен перед
необходимостью принять и решить новую игровую задачу, реализовать в игре одну
из возможных его будущих социальных ролей. Мальчик "ремонтирует"
свою машину, воображаемым насосом накачивает колеса. Воспитатель помогает
дальше развернуть его игру: "После ремонта что-то твоя машина не очень
чистая" или "Я опаздываю, ты не отвезешь меня на работу?" После
игры мальчику необходима эмоционально положительная оценка его игровых действий:
"Как ты хорошо водишь и ремонтируешь свою машину! Когда ты вырастешь, то
можешь стать замечательным шофером".
Формируя позитивное полоролевое поведение, воспитатель
организует игру так, чтобы открылась необходимость соотнесения полоролевого поведения
ребенка с полоролевым поведением других детей своего и противоположного пола.
Показателями успешности формирования полоролевого
поведения у детей данного возраста будут следующие:
• развертывание в самостоятельной деятельности
специфических по-лоролевых действий и речи, направленной на персонажа (куклу,
другого ребенка, взрослого);
• парное полоролевое взаимодействие со сверстником как
своего, так и противоположного пола.
Развитие позитивного полоролевого поведения в
сюжетно-ролевой игре у детей 5-7 лет уже происходит несколько иначе.
Сюжетно-ролевая игра детей данного возраста, в отличие от игры детей четвертого
и пятого годов жизни, обогащается тематическим содержанием, а также появлением
коллективной формы. При этом у мальчиков и девочек все сильнее становится
стремление играть со сверстниками как своего, так и противоположного пола.
Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают
многотемный характер. В них так переплетаются и комбинируются события из жизни
людей и их роли в семье и обществе, относящиеся к разным сферам жизни
человека, что игры старших дошкольников уже не укладываются в однотемный
сюжет.
Тактикой воспитателя при организации сюжетно-ролевых
игр мальчиков и девочек данного возраста с целью закрепления в поведении
позитивных стереотипов мужественных и женственных качеств будет построение и
развертывание многотемных сюжетов, т.е. предполагается комбинирование
разнообразных событий и отношений из жизни семьи и жизни мужчин и женщин в
обществе.
Формирование позитивного полоролевого поведения у
детей данного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр может осуществляться в
следующей последовательности:
• совместное припоминание (пересказ) известных событий
из жизни мужчин и женщин в обществе и в семье;
• частичное преобразование известных событий с целью
обыгрывания именно позитивных качеств мужественности и женственности в
сюжетно-ролевой игре;
• развертывание нового сюжета с разноконтекстными
ролями разных полов с использованием непринужденного разговора ребенка с воображаемым
собеседником;
• придумывание новых историй на основе реалистичных
событий. Показателями успешности формирования позитивного полоролевого
поведения у детей данного возраста будут следующие:
• развертывание в самостоятельной сюжетно-ролевой игре
специфических полоролевых действий, отражающих позитивные стереотипы мужественности
и женственности;
• положительное подгрупповое или коллективное
взаимодействие со сверстниками как своего, так и противоположного пола.
Одним из ведущих условий для формирования позитивной
половой идентичности ребенка и закрепления у девочек и мальчиков положительных
стереотипов маскулинных и фемининных качеств в поведении выступает
предметно-развивающая среда, которая дает возможность ребенку актуализировать
и закреплять в деятельности формирующиеся способы полоролевого поведения.
Анализ характера выпускаемых для детей игрушек указывает на то, что игрушки, в
основном, направлены на удовлетворение типичных игровых наклонностей отдельно
мальчиков и девочек. Для мальчиков выпускаются различные машины, технические
конструкторы, оружие. Для девочек - разнообразные куклы и предметы ухода за
ними, фигурки животных, человечки и т.д. Хороших конструкторов для девочек нет.
Наборы мебели для кукол воспроизводят лишь отдельные предметы обстановки, но не
позволяют конструировать хозяйство. Так называемые настольные игры имеют
соревновательный характер. Однако не встречается игр, в которых девочки и
мальчики могли бы участвовать не на основе соперничества, а на основе
разделения ролей в интересах достижения общего результата.
Необходимыми элементами предметно-развивающей среды,
помимо общепринятых, являются:
• мини-среды мужского и женского труда, содержащие
оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерских
с наборами простых инструментов, фрагменты кухонного блока и ванной комнаты,
столы для разделки продуктов и приготовления пищи, доски для глажения
кукольного белья, салфеток и т.п., тазики для стирки кукольного белья, мытья
игрушек, шкафы с посудой и др.);
• куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми
атрибутами и аксессуарами, способствующими выполнению различных социальных
ролей (кукла-мать, кукла-хозяйка, кукла-леди, кукла-мастер и т.д.);
• схемы-действия, отражающие культурные эталоны
поведения представителей мужского и женского пола; карточки-символы добра,
красоты, честности, смелости, силы и т.п., обозначающие социально ценные качества
мальчика и девочки; " и т.п.,
• уголок красоты, позволяющий ребенку самостоятельно
без посторонних глаз навести порядок во внешнем виде;
• мини-среда светского этикета ("Театр",
"Званый обед", "Концерт", "Незнакомые люди",
"Прием гостей" и т.п.), где сосредоточены костюмы, шляпки,
"бабочки", галстуки, цветы, книги и др., обеспечивающие возможность
ребенку самостоятельно проигрывать разнообразные мужские и женские роли.
Организуя педагогическое взаимодействие с детьми в
целях оказания им помощи в том, чтобы они воспринимали себя настоящими
мальчиками или девочками, гордились собой, чувствовали себя уверенно в своем
поло-ролевом поведении и социальных функциях, которые они выполняют сейчас и
будут выполнять в будущем, важно, учитывая особенности тех и других, выполнять
ряд "простых" (по терминологии Д. Элиум, Дж. Элиум) правил.
|