Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 15.05.2024, 08:00

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » ВАЖНО ЗНАТЬ

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ

Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста является одной из важных и сложных задач воспи­тательно-образовательной работы с детьми, т. к. требует от педагога зна­ния наиболее значимых черт современного мужчины и женщины и ориен­тации на них, как на перспективные задачи в воспитании адаптивного полоролевого поведения у мальчиков и девочек. Эффективность решения этой задачи зависит от организации и соблюдения ряда педагогических ус­ловий.

Прежде всего следует помнить о том, что психосексуальное развитие ребенка протекает естественным путем и определяется генетически и вро­жденно заданными программами. В связи с этим от взрослых требуется очень осторожное, мягкое, ненавязчивое, косвенное вмешательство, а не прямое воздействие на ребенка. В качестве такого средства выступает, на наш взгляд, педагогическое сопровождение, которое призвано выполнять функции поддержки, помощи, содействия, стимулирования, консультиро­вания, обучения.

Организуя педагогическое сопровождение процесса становления пси­хологического пола и формирования у ребенка позитивной половой иден­тичности, важно соблюдать следующие подходы.

В первую очередь - природосообразный, соблюдение которого означа­ет сохранение и поддержку естественного хода полового развития мальчи­ка или девочки, учет их психофизиологических и социально-психологи­ческих особенностей.

Не менее значимым подходом при организации педагогического со­провождения полоролевого развития ребенка является социокультурный. Его сущность состоит в том, что педагог в определении целей и задач пе­дагогического взаимодействия с ребенком обязательно ориентируется на требования социума к полоролевому поведению мужчины и женщины и их социально значимым личностным качествам и функциям.

Важным является также аксиологический подход, означающий понима­ние полового воспитания ребенка как ценностного и значимого в развитии личности мальчика и девочки, а цели и задачи полового воспитания ста­вятся таким образом, чтобы оптимально учитывать особенности, интересы и потребности ребенка в процессе половой идентификации и дифферен­циации.

Решение задач формирования позитивной половой идентичности осу­ществляется в процессе различных видов и форм детской деятельности всеми участниками образовательного процесса, включая, безусловно, и ро­дителей, т.е. реализуется комплексный подход.

Наконец, естественным является соблюдение дифференцированного подхода, предполагающего целенаправленную работу по развитию пози­тивной половой идентичности у мальчиков и девочек специфическими ме­тодами и приемами.

Реализация всех вышеназванных подходов возможна при условии со­блюдения ряда принципов: саморазвития, культуросообразности, косвен­ного вмешательства, природосообразности, учета психологических осо­бенностей.

Объектом педагогического сопровождения формирования позитивной половой идентичности является педагогическая среда как система отноше­ний "воспитатель - ребенок", "воспитатель - родитель", "родитель - ребе­нок", "ребенок - ребенок", "ребенок - полоразвивающая предметная среда".

Адекватно объекту педагогическое сопровождение осуществляется по нескольким направлениям.

Ведущим направлением выступает разработка форм и содержания педагогического сопровождения полового развития детей. В рамках дан­ного направления работы педагога решаются следующие основные задачи:

1. Осуществлять мониторинг становления половой идентичности ре­бенка.

2. Способствовать формированию половых, полоролевых, половозра­стных представлений и целостного позитивного образа "Я-мальчик", "Я-девочка".

3. Создавать условия для формирования полоролевого поведения и нравственных межполовых отношений.

4. Организовывать и использовать различные педагогические ситуации для актуализации и реализации ребенком себя как представителя опреде­ленного пола.

Важным направлением работы педагогического коллектива детского сада является оказание помощи родителям в воспитании мальчиков и де­вочек.

Задачи этого направления:

1. Акцентировать внимание родителей на воспитании мальчика и де­вочки адекватно половой роли в настоящем и будущем.

2. Создать условия для приобретения родителями необходимых знаний о психофизиологических и психологических особенностях мальчиков и девочек и средствах, методах полового воспитания ребенка в условиях се­мьи.

3. Осуществлять с родителями поиск наиболее эффективных способов взаимодействия с мальчиком или девочкой.

Требуют помощи в работе по формированию позитивной половой идентичности у детей и педагоги дошкольного учреждения, которую орга­низует администрация детского сада. Данное направление педагогического сопровождения - повышение педагогической компетентности воспита­телей в работе с мальчиками и девочками. Реализация указанного направ­ления сопровождения деятельности педагогов требует решения следую­щих задач:

1. Обогащать педагогов необходимыми знаниями.

2. Способствовать поиску методов и приемов педагогического взаимо­действия, адекватных половозрастным особенностям детей.

3. Повышать мотивацию и ценностное отношение педагогов к полово­му воспитанию мальчиков и девочек.

Значимым условием формирования позитивной половой идентичности является сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность детей дошкольно­го возраста. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все "как будто", "понарошку", но именно в игре закрепля­ются позитивные стереотипы мужественных и женственных качеств и по­ведения, закладываются основы эмоционально положительного отношения к будущей роли ребенка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы.

Адекватным педагогическим воздействием по отношению к сюжетной игре является ненавязчивое, тонкое педагогическое сопровождение сюжета развернутой детьми ролевой игры, в процессе которой воспитатель может принимать на себя одну из ролей, задавать детям вопросы с целью форми­рования у мальчиков и девочек положительного отношения к их будущей социальной роли в обществе, а также позитивного отношения к себе и дру­гим как к мальчику или девочке. Дело в том, что мальчики и девочки не умеют организовывать совместную деятельность (она должна быть взаи­модополняющей, а не дублирующей), часто не умеют вместе играть. Дети нередко проявляют, особенно девочки, настороженность к другому полу, беспокойство в случае необходимости контактов. Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры должна быть не "коллективная проработка знаний", а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки по собственному желанию реализуют свои полоролевые представления и предпочтения,

свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игро­вых объединениях.

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности будет успеш­ным, если воспитатель соблюдает ряд необходимых требований:

хорошо понимать специфические задачи игры;

• видеть развивающие возможности сюжетно-ролевой игры в форми­ровании у детей представлений о социальных половых ролях в обществе и закреплении в поведении позитивных стереотипов мужественности и жен­ственности;

• иметь представления о том, какой должна быть сюжетно-ролевая иг­ра на каждом возрастном этапе;

• уметь играть соответствующим образом с детьми разного возраста и пола;

• для того чтобы у мальчиков и девочек дошкольного возраста форми­ровалась позитивная половая идентичность, воспитатель играет вместе с ними, показывая им положительные образцы маскулинного или феминин­ного поведения, либо акцентируя внимание на таких образцах в поведении детей;

• воспитатель избегает позиции "учителя", заменяя ее на позицию "иг­рающего партнера", избегает негативных оценок, подчеркивая только по­зитивные моменты;

• воспитатель играет с детьми на протяжении всего дошкольного дет­ства, но на каждом возрастном этапе развертывает игру особым образом, чтобы детьми усваивались новые, более сложные способы взаимодействия между сверстниками обоих полов, расширялись представления о будущих социальных ролях;

• педагог организует в игре несколько детей разного пола: сначала по­могает детям организовывать сюжетно-ролевую игру в разнополых груп­пах (2-3 ребенка), постепенно увеличивая число детей;

• воспитатель ориентирует мальчиков и девочек на осуществление иг­ровых действий в соответствии со своим полом, а также и на пояснение смысла своего полоролевого поведения партнерам по игре - взрослому или сверстнику своего или противоположного пола.

Половая социализация осуществляется в ходе выполнения ребенком ролевых отношений, предписанных сюжетом игры, который развивается в дошкольном возрасте поэтапно:

• этап условных игровых действий, на котором разворачивается пре­имущественно однотемный одноперсонажный сюжет как смысловая це­почка действий, т.е. один ребенок (мальчик или девочка) выполняет опре­деленные действия, соответствующие его половой роли (например, девоч­ка как мама утром будит свою куклу-дочку, умывает ее, одевает, говорит ласковые слова, идет с ней гулять и т.д.);

• этап многоперсонажного сюжета, на котором сюжет развертывает­ся как система взаимосвязанных персонажей (ролей) и формирование полоролевого поведения осуществляется воспитателем через взаимодействие детей разного пола, через введение новых персонажей (примером могут послужить сюжетно-ролевые игры "Семья", "Папа на работе", "Мама на работе" и т.д.);

• следующий этап - построение и развертывание многотемных сю­жетов, когда происходит комбинирование разнообразных событий и от­ношений социальной жизни, благодаря чему у детей закрепляются в пове­дении позитивные мужественные и женственные качества и адекватное полу поведение.

Развитие позитивного полоролевого поведения в сюжетно-ролевой иг­ре у детей разного возраста имеет свои специфические особенности. Про­иллюстрируем данный тезис. Так, если говорить о решении этой задачи в процессе игр детей 3-5 лет, то следует отметить, что в данном возрасте ре­бенок переходит на принципиально новый этап в развитии игровой дея­тельности: от сюжетно-отобразительной к сюжетно-ролевой игре. Изменя­ется и психологическая характеристика игры: у ребенка проявляется по­требность к общению и совместным действиям с детьми как своего, так и противоположного пола. Детей все больше начинают интересовать окру­жающие люди и взаимодействие с ними.

Однако без активизирующего общения со взрослыми дети еще не все­гда могут интересно развернуть игру, разнообразно использовать игровой материал. Воспитатель часто берет на себя роль другого человека и демон­стрирует ребенку позитивные полоролевые способы поведения: способы действия, поведения, взаимодействия, сопровождая их выразительными движениями, мимикой, жестами, интонациями речи.

Например, воспитатель видит девочку, которая играет с куклой. Но де­вочку 4-х-летнего возраста еще может увлекать только предметное содер­жание игры: она кормит куклу, укладывает спать, но не выражает яркого эмоционального отношения к кукле как к "дочке". В таком случае воспита­телю уместно включиться в игру и показать поведение мамы, ее разговор с куклой-дочкой. Воспитатель обращается к девочке: "Я тоже мама, и у меня есть дочка, как и у тебя. Моя дочка уже выспалась, сейчас буду ее подни­мать, пора". Затем говорит кукле: "Вставай, моя доченька, вставай, моя хо­рошая! Как ты спала? Давай я тебя за ручки подниму. Как хорошо на нож­ки встала!" Затем, наблюдая за игрой девочки, воспитатель хвалит ее: "Как хорошо ты кормишь свою дочку Олечку. Какая ты заботливая мама!"

Другой пример. Воспитатель наблюдает, как мальчик длительное время возит машину, обращается к нему: "Как сильно гудит мотор у твоей маши­ны! Что с ним случилось?" Мальчик поставлен перед необходимостью принять и решить новую игровую задачу, реализовать в игре одну из воз­можных его будущих социальных ролей. Мальчик "ремонтирует" свою машину, воображаемым насосом накачивает колеса. Воспитатель помогает дальше развернуть его игру: "После ремонта что-то твоя машина не очень чистая" или "Я опаздываю, ты не отвезешь меня на работу?" После игры мальчику необходима эмоционально положительная оценка его игровых действий: "Как ты хорошо водишь и ремонтируешь свою машину! Когда ты вырастешь, то можешь стать замечательным шофером".

Формируя позитивное полоролевое поведение, воспитатель организует игру так, чтобы открылась необходимость соотнесения полоролевого по­ведения ребенка с полоролевым поведением других детей своего и проти­воположного пола.

Показателями успешности формирования полоролевого поведения у детей данного возраста будут следующие:

• развертывание в самостоятельной деятельности специфических по-лоролевых действий и речи, направленной на персонажа (куклу, другого ребенка, взрослого);

• парное полоролевое взаимодействие со сверстником как своего, так и противоположного пола.

Развитие позитивного полоролевого поведения в сюжетно-ролевой иг­ре у детей 5-7 лет уже происходит несколько иначе. Сюжетно-ролевая игра детей данного возраста, в отличие от игры детей четвертого и пятого годов жизни, обогащается тематическим содержанием, а также появлением кол­лективной формы. При этом у мальчиков и девочек все сильнее становится стремление играть со сверстниками как своего, так и противоположного пола. Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и слож­нее, приобретают многотемный характер. В них так переплетаются и ком­бинируются события из жизни людей и их роли в семье и обществе, отно­сящиеся к разным сферам жизни человека, что игры старших дошкольни­ков уже не укладываются в однотемный сюжет.

Тактикой воспитателя при организации сюжетно-ролевых игр мальчи­ков и девочек данного возраста с целью закрепления в поведении позитив­ных стереотипов мужественных и женственных качеств будет построение и развертывание многотемных сюжетов, т.е. предполагается комбиниро­вание разнообразных событий и отношений из жизни семьи и жизни муж­чин и женщин в обществе.

Формирование позитивного полоролевого поведения у детей данного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр может осуществляться в сле­дующей последовательности:

• совместное припоминание (пересказ) известных событий из жизни мужчин и женщин в обществе и в семье;

• частичное преобразование известных событий с целью обыгрывания именно позитивных качеств мужественности и женственности в сюжетно-ролевой игре;

• развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями разных полов с использованием непринужденного разговора ребенка с вообра­жаемым собеседником;

• придумывание новых историй на основе реалистичных событий. Показателями успешности формирования позитивного полоролевого

поведения у детей данного возраста будут следующие:

• развертывание в самостоятельной сюжетно-ролевой игре специфиче­ских полоролевых действий, отражающих позитивные стереотипы муже­ственности и женственности;

• положительное подгрупповое или коллективное взаимодействие со сверстниками как своего, так и противоположного пола.

Одним из ведущих условий для формирования позитивной половой идентичности ребенка и закрепления у девочек и мальчиков положитель­ных стереотипов маскулинных и фемининных качеств в поведении высту­пает предметно-развивающая среда, которая дает возможность ребенку ак­туализировать и закреплять в деятельности формирующиеся способы по­лоролевого поведения. Анализ характера выпускаемых для детей игрушек указывает на то, что игрушки, в основном, направлены на удовлетворение типичных игровых наклонностей отдельно мальчиков и девочек. Для мальчиков выпускаются различные машины, технические конструкторы, оружие. Для девочек - разнообразные куклы и предметы ухода за ними, фигурки животных, человечки и т.д. Хороших конструкторов для девочек нет. Наборы мебели для кукол воспроизводят лишь отдельные предметы обстановки, но не позволяют конструировать хозяйство. Так называемые настольные игры имеют соревновательный характер. Однако не встречает­ся игр, в которых девочки и мальчики могли бы участвовать не на основе соперничества, а на основе разделения ролей в интересах достижения об­щего результата.

Необходимыми элементами предметно-развивающей среды, помимо общепринятых, являются:

• мини-среды мужского и женского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерских с наборами простых инструментов, фрагменты кухонного блока и ванной комнаты, столы для разделки продуктов и приготовления пищи, доски для глажения кукольного белья, салфеток и т.п., тазики для стирки кукольного белья, мытья игрушек, шкафы с посудой и др.);

• куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибута­ми и аксессуарами, способствующими выполнению различных социаль­ных ролей (кукла-мать, кукла-хозяйка, кукла-леди, кукла-мастер и т.д.);

• схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения пред­ставителей мужского и женского пола; карточки-символы добра, красоты, честности, смелости, силы и т.п., обозначающие социально ценные качест­ва мальчика и девочки; " и т.п.,

• уголок красоты, позволяющий ребенку самостоятельно без посто­ронних глаз навести порядок во внешнем виде;

• мини-среда светского этикета ("Театр", "Званый обед", "Концерт", "Незнакомые люди", "Прием гостей" и т.п.), где сосредоточены костюмы, шляпки, "бабочки", галстуки, цветы, книги и др., обеспечивающие воз­можность ребенку самостоятельно проигрывать разнообразные мужские и женские роли.

Организуя педагогическое взаимодействие с детьми в целях оказания им помощи в том, чтобы они воспринимали себя настоящими мальчиками или девочками, гордились собой, чувствовали себя уверенно в своем поло-ролевом поведении и социальных функциях, которые они выполняют сей­час и будут выполнять в будущем, важно, учитывая особенности тех и других, выполнять ряд "простых" (по терминологии Д. Элиум, Дж. Элиум) правил.

Категория: ВАЖНО ЗНАТЬ | Добавил: admin (27.09.2011)
Просмотров: 2989 | Теги: диагностика, детский сад, методические рекомендации для воспи, обучение, методист ДОУ, дети дошкольного возраста, воспитание, подготовка к школе | Рейтинг: 5.0/2
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru