Успешности установления
контакта способствуют приветливая улыбка и прямой взгляд. Не спешите начинать
разговор, поймайте сначала ответный взгляд. Лучше всего, если вы обменяетесь с
собеседником улыбками. Не начинайте разговор с волнующих вас вопросов.
Необходима настройка на разговор, а для этого требуется время.
Вступительная часть беседы
нужна для того, чтобы собеседник (ребенок, подросток) переключился с дел,
которыми был занят, на разговор с вами, а также чтобы была создана
благоприятная атмосфера для разговора.
Чтобы партнер быстрее и лучше
включился в разговор, рекомендуется так построить первые фразы, чтобы
мобилизовать все каналы восприятия. Например: «Коля, я рада поговорить с
тобой» — воздействие на кинестетический канал; «Я слышала о твоем увлечении
рисованием» — воздействие на аудиальный и кинестетический каналы; «Я вижу, у
тебя большие успехи в рисовании» — влияние на визуальный канал. Подобные фразы
воспринимаются как вежливые, приглашающие к общению, направлены на то, чтобы
завладеть вниманием собеседника.
Таким образом, задача
вступительной части:
привлечь внимание к своей
персоне;
установить контакт с собеседником;
пробудить интерес к теме
разговора.
Есть много вариантов начать
беседу. Если собеседник заговаривает о своих проблемах, нужно дать ему
возможность высказаться, поощряя на разговор. Очень важно внимательно выслушать
партнера по общению.
Если собеседник напряжен, то
начать разговор нужно со снятия напряженности, с приятных фраз общего
характера, с тактичного комплимента.
Беседа может также начаться с
зацепки (какого-либо события, личного наблюдения, случая), которую можно было
бы увязать с содержанием разговора.
Если собеседник расположен к
беседе, можно начать ее сразу, напомнив о предмете разговора.
В процессе общения важно
поддерживать партнера располагающей позой, кивками, словами.
Речь говорящего должна быть
достаточно эмоциональной, хорошо, если ей будет сопутствовать улыбка.
Улыбка — выражение хорошего
отношения к говорящему.
Вопрос. Как быть, если в данный
момент не хочется улыбаться?
Ответ. Воспользуйтесь приемом,
который предлагает Д. Карнеги: «Перед тем как войти в кабинет, на мгновение
остановитесь и подумайте о тех вещах, за которые вы должны быть благодарны
судьбе, и на лице у вас появится широкая, неподдельная улыбка; и когда вы
войдете в комнату, лицо еще будет сохранять следы этой улыбки».
* * *
Говорящий должен быть сам убежден в том, о чем он
говорит. Говорить
надо медленно, чтобы ребенок имел возможность следить за ходом мысли. Небольшие
паузы дадут возможность ребенку лучше усвоить сказанное.
Постоянный зрительный контакт
позволяет следить за реакцией ребенка и управлять его вниманием. Для
мобилизации внимания есть ряд приемов: изменение звучания голоса, использование
особой интонации, варьирование темпа речи, изменение силы звуков.
Люди склонны слушать другого
только после того, как выслушали их.
Лучший собеседник не тот, кто
умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.
|