Устав является учредительным документом дошкольного
учреждения. Руководитель должен знать порядок утверждения и регистрации
устава в соответствии с действующим законодательством РФ, а также с
учетом особенностей деятельности, типа и вида конкретного ДОУ.
Порядок утверждения устава дошкольного
образовательного учреждения (далее – ДОУ) определяется его учредителем. В
соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от
08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового
положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее – Закон №
83-ФЗ) в Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих
организациях" (далее – Федеральный закон "О некоммерческих
организациях"), утверждение устава бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном:
1) Правительством РФ – в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;
3) местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ
"Об автономных учреждениях" (далее – Федеральный закон "Об автономных
учреждениях"), устав автономного учреждения утверждает учредитель.
При этом наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает
предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о
внесении изменений в устав автономного учреждения. Учредитель принимает
решение об утверждении устава только после рассмотрения рекомендации наблюдательного совета.
Вместе с тем данные нормы для сферы образования применяются с
учетом положений ч. 2 ст. 13 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об
образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании"), согласно которой
"Устав гражданского образовательного учреждения в части, не
урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и
принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем.
Порядок утверждения устава федерального государственного
образовательного учреждения устанавливается уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной
власти, государственного образовательного учреждения, находящегося в
ведении субъекта Российской Федерации, – органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного
учреждения – органом местного самоуправления".
Переданный учредителю на утверждение устав ДОУ (бюджетного, казенного, автономного) должен пройти экспертизу,
в ходе которой проверяются полнота его содержания, соответствие
действующему законодательству, целям и задачам, поставленным учредителем
перед дошкольным учреждением.
Экспертиза устава учредителем
В органах власти и управления, а также в иных
организациях, которые выступают (могут выступать) учредителями ДОУ,
имеются специальные службы, проводящие экспертизу представленного
учредителю проекта устава. Для этого одновременно с проектом устава
учредителю предоставляется лист согласования,
в котором фиксируются мнения юриста, экономиста, финансиста,
уполномоченного по управлению имуществом, а также иных специалистов на
выбор заинтересованных лиц. Указанные специалисты проводят экспертизу
проекта устава исходя из предметов своего ведения.
К компетенции образовательного учреждения относится разработка и принятие устава
коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение.
Закон РФ "Об образовании". П. 12 ч. 2 ст. 32
Напомним, что особенности правового статуса автономных
учреждений регулируются Федеральным законом "Об автономных учреждениях",
бюджетных учреждений – Федеральным законом "О некоммерческих
организациях", казенных учреждений – Бюджетным кодексом Российской
Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ и Федеральным законом "О некоммерческих
организациях". Кроме того, любое учреждение в сфере образования должно
учитывать положения Закона РФ "Об образовании", а также соответствующих
типовых положений.
Законодательством установлены определенные требования к тому,
какие именно вопросы должны быть урегулированы в уставе. В частности,
все образовательные учреждения, в т. ч. и дошкольные, должны учитывать
требования ст. 13 Закона РФ "Об образовании". Отсутствие в уставе
сведений, указанных в данной статье, не повлечет за собой его отмены, но
в случае выявления таких недочетов ДОУ обяжут внести необходимые
дополнения в устав, чтобы привести его в соответствие с требованиями
Закона РФ "Об образовании". Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона "О
некоммерческих организациях", в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться
наименование некоммерческой организации, содержащее указание на
характер ее деятельности и организационно-правовую форму,
местонахождение некоммерческой организации, порядок управления
деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и
представительствах, источники формирования имущества некоммерческой
организации, порядок внесения изменений в учредительные документы
некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае
ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные
федеральными законами.
В уставе бюджетного или казенного учреждения также должны быть указаны:
1) наименование учреждения с указанием его
организационно-правовой формы и характера деятельности
(образовательная). Также устав может содержать указание на тип
учреждения ("бюджетное учреждение" или "казенное учреждение");
2) сведения о собственнике его имущества;
3) исчерпывающий перечень видов
деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе
осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно
создано;
4) указания о структуре, компетенции органов
управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и
порядке деятельности таких органов.
Согласно Федеральному закону "Об автономных учреждениях" (ч. 2 ст. 7), устав автономного учреждения должен содержать следующие сведения:
1) наименование автономного учреждения, содержащее указание на
характер его деятельности, а также на собственника его имущества*;
2) местонахождение автономного учреждения;
3) сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения;
4) предмет и цели деятельности автономного учреждения;
5) исчерпывающий перечень видов деятельности, которые
автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для
достижения которых оно создано;
6) сведения о филиалах, представительствах автономного учреждения;
7) структура, компетенция органов автономного учреждения,
порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких
органов;
8) иные предусмотренные федеральными законами сведения.
Возникшие замечания по проекту специалисты фиксируют в листе
согласования. Если замечаний нет, лист согласования ими подписывается и
на нем проставляется дата.
Основные причины отказа учредителя в согласовании проекта устава дошкольного учреждения:
- несоответствие проекта (или его части) действующему
законодательству (имеется в виду законодательство всех уровней, в т. ч.
муниципальные правовые акты);
- несоответствие положений устава целям и задачам, которые ставит перед ДОУ учредитель;
- невключение в устав обязательных сведений, предусмотренных Законом РФ "Об образовании";
- нарушение требований инструкций по делопроизводству при подготовке проекта устава.
Если у кого-либо из указанных специалистов имеются замечания,
проект устава возвращается на доработку дошкольному учреждению. После
устранения замечаний проект вновь передается на согласование. В
некоторых случаях на повторное согласование проект направляется лишь тем
специалистам, которые выразили свои замечания, хотя целесообразнее
проводить повторное согласование в полном объеме во избежание возможных
недоразумений в будущем.
Как правило, об утверждении устава учредитель издает
нормативный акт: постановление, распоряжение, приказ. Сам устав является
приложением к нему. После утверждения устава производится его
государственная регистрация.
Государственная регистрация внесения изменений в устав
Вопрос о государственной регистрации устава
дошкольного учреждения заслуживает отдельного внимания, поскольку такая
регистрация в настоящее время не производится: регистрируется либо вновь
создаваемое ДОУ (в т. ч. в процессе реорганизации), либо изменения и
дополнения в устав уже действующего учреждения.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 №
129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей" (далее – Закон № 129-ФЗ), устав предоставляется в
регистрирующий орган (в настоящее время это налоговый орган по месту
нахождения учреждения) вместе с иными документами, необходимыми для
государственной регистрации образовательного учреждения в качестве
юридического лица при его создании. При этом осуществляется государственная регистрация не устава, а самого учреждения. Порядок государственной регистрации учреждения в качестве юридического лица при его создании определен Законом № 129-ФЗ.
Рассмотрим ситуацию, когда изменения и дополнения в
устав ДОУ вносятся при создании на его основе учреждения другого типа
(бюджетного, казенного, автономного) либо принимается новая редакция
устава.
Согласно ст. 23 Федерального закона "О некоммерческих организациях":
1. Государственная регистрация изменений, вносимых
в учредительные документы образовательного учреждения, осуществляется в
том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация
других организаций.
2. Изменения учредительных документов образовательного учреждения вступают в силу со дня их государственной регистраций.
3. За государственную регистрацию изменений,
вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, взимается
государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
4. Изменения, вносимые в сведения, указанные в
п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", приобретают
юридическую силу со дня их внесения в Единый государственный реестр
юридических лиц.
Заявление о государственной регистрации изменений в устав ДОУ,
связанных с созданием на его базе учреждения другого типа, либо устава в
новой редакции составляется по форме № Р14001, утв. постановлением
Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 "Об утверждении форм и требований к
оформлению документов, используемых при государственной регистрации
юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных
предпринимателей".
Методические разъяснения по заполнению форм
документов, используемых при государственной регистрации юридического
лица и индивидуального предпринимателя (раздел V), утверждены приказом
Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16.
Согласно подп. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ,
заявление удостоверяется подписью заявителя (в качестве которого, как
правило, выступает руководитель ДОУ либо руководитель учредителя ДОУ),
засвидетельствованной в нотариальном порядке.
Помимо заявления в налоговый орган предоставляются:
-
решение учредителя о внесении изменений в
устав ДОУ, связанных с образованием на его базе учреждения другого типа.
Требования к оформлению такого решения изложены в письме МНС России от
07.02.2003 № ММ-6-09/172@ «О применении пункта 1(б) статьи 17
Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной
регистрации юридических лиц"»;
-
устав в новой редакции реорганизованного ДОУ
(устав бюджетного, казенного, автономного) либо изменения в устав
дошкольного учреждения, связанные с созданием на его основе учреждения
другого типа;
-
квитанция об оплате государственной пошлины.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской
Федерации (части второй) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (далее – НК РФ), за
государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные
документы юридического лица, взимается государственная пошлина в размере
20% от размера государственной пошлины, установленной за
государственную регистрацию юридического лица, и составляющей на
сегодняшний день 2000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Таким
образом, за государственную регистрацию изменений в устав
дошкольное учреждение обязано уплатить государственную пошлину в размере
400 руб.
Согласно письму МНС России от 25.12.2003 №
09-1-03/5891-АЦ386 "Об оформлении документов, представляемых при
государственной регистрации", каждый документ, содержащий более одного
листа, должен быть прошит и пронумерован. Количество листов
подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего
листа документа на месте прошивки.
Государственная регистрация изменений в устав ДОУ,
связанных с созданием на его базе учреждения другого типа, либо устава в
новой редакции осуществляется налоговыми органами в течение пяти рабочих дней со дня предоставления им указанных выше документов.
Если учреждение уже создано и необходимо внести в
его устав изменения и (или) дополнения, действуют те же правила. Но в
этом случае регистрируется не устав учреждения, а лишь вносимые в него
изменения и дополнения, которые после государственной регистрации
являются неотъемлемой частью устава.
|