Самоуважение –
одно из социальных чувств человека, которое связано с развитием такого
личностного качества, как уверенность в себе. И то, и другое играет
существенную роль в формировании личности ребенка.
Они влияют на его активность в достижении любых целей. Уверенный в себе
ребенок внутренне ориентирован на приложение существенных усилий для
получения высоких результатов. Если же у него низкое самоуважение, то он
интуитивно ориентирован на уменьшение своих усилий и избегает активной
деятельности, поскольку опасается возможной неудачи. Так, уверенные в
себе ученики начальной школы, считающие, что они должны учиться на
четверки и пятерки, могут уделять подготовке домашних заданий много
времени. И, что особенно важно, делают это легко и естественно, без
напряжения и страданий. Неуверенные в себе младшие школьники полагают,
что все равно получат тройку. Из-за этого они даже не пытаются
прикладывать усилий к выполнению домашнего задания. "Зачем делать это,
если все равно не получится", – вот что часто думают такие ребята.
Вследствие подобных рассуждений сбывается так называемое
"самореализующееся пророчество".
Уверенность/неуверенность в себе влияет собственно на постановку жизненных целей.
Уверенные в себе дети ставят себе цели, которые находятся на верхней
границе их возможностей, требуют приложения существенных усилий, но
вместе с тем доступны. Они хотят хорошо учиться в школе, на пятерки и
четверки.
Неуверенные в себе ребята обычно либо мечтают о недостижимых для них в
существующих условиях результатах, либо, наоборот, не стремятся к
сколько-нибудь значимым успехам. Нередко такие дети считают, что будут
учиться на тройки. И это приводит к сложному противоречию: с одной
стороны, ребенок сумел выполнить намеченное, и его самоуважение растет, с
другой – это результат, которым трудно гордиться, поэтому самоуважение
падает. Ко всему прочему такое несоответствие является источником
негативных эмоциональных переживаний дошкольника.
Самоуважение и уверенность в себе влияют также на эмоциональный фон
любой деятельности, давая ей позитивную или негативную окраску. Ребенок,
уверенный в себе, принимается за выполнение заданий в радостном,
приподнятом настроении, с интересом, поскольку верит в себя. Он легко
контактирует со взрослыми и сверстниками, полагая, что окружающие желают
с ним общаться.
Неуверенные в себе дети боятся, что не смогут выполнить задания хорошо, и
от этого приступают к ним в состоянии беспокойства и тревоги. Считая
себя хуже остальных и боясь быть отвергнутыми, они с трудом находят
общий язык со сверстниками.
Итак, если мы хотим, чтобы наши дети ставили себе достойные цели, с
радостью и без особых затруднений прилагали достаточно усилий для их
достижения и в результате добивались успеха во многих видах
деятельности, то следует воспитывать у них чувство самоуважения и
уверенность в себе.
Роль педагога в формировании личности ребенка и воспитании у него самоуважения и уверенности в себе
Для воспитания этих качеств у ребенка воспитатель может задействовать различные источники и механизмы.
И в первую очередь, это обратные связи со стороны других людей – те
мнения, отношения и оценки, которые другие люди дают ребенку. Они могут
быть в виде позитивных или негативных слов, например: "Какой интересный у
тебя рисунок!" или "Что это нарисовано? Разве это дом???", либо в виде
взгляда (внимательного и одобряющего либо невнимательного и
равнодушного), в виде движения (радостного, навстречу ребенку либо
равнодушного прохода мимо него), в виде ласкового касания либо удара.
Другими словами, направленные ребенку слова, взгляды, жесты, движения,
интонации – все это обратная связь. Ребенок впитывает, присваивает
(интериоризирует) эти обратные связи. Используя их, он строит свое
самоуважение. Если обратные связи позитивны, то они обеспечивают
формирование высокого самоуважения, если негативны – низкого. Из всех
людей, окружающих дошкольника, особое значение для формирования его
самоуважения имеют родители, особенно мать, и люди, с кем он часто
общается, в т. ч. воспитатель и другие дети из группы детского сада.
Правило КИП
Следует помнить, что позитивные связи с ребенком должны подчиняться трем условиям. Они должны быть конкретными, искренними и правдивыми. Это может быть обозначено как правило КИП
– правило, которым следует пользоваться для воспитания у ребенка
здорового самоуважения. Хвалить искренне за то конкретное, что у малыша
получилось действительно хорошо. Например: "Мне нравится твой рисунок,
особенно то, как ты подобрал цвета для листьев и белочки" или: "Хорошо
рассказал стихотворение, ты уже научился рассказывать с выражением,
показывать голосом то, о чем рассказываешь". Такие оценки побуждают
ребенка к анализу своей деятельности, показывают ему, что мы видим и
ценим его успехи. Вместе с тем они готовят его к адекватному восприятию
неизбежных отрицательных оценок, что будет стимулировать дошкольника к
совершенствованию своих умений.
Именно самоанализ и
самонаблюдение являются еще одним источником развития самоуважения.
Анализируя результаты собственной деятельности, ребенок выносит им
оценку, на основании которой его самоуважение растет или, наоборот,
падает. Например, рисунок, нравящийся ему самому, поднимет и уровень
уважения к себе, тогда как неудавшийся прыжок через ручеек, напротив,
снизит его.
Очевидно, что взрослый может регулировать этот процесс. Для этого нужно
лишь почаще обращать внимание ребенка на его удачи, но не прямо, а
задавая наводящие вопросы: "А что тебе самому нравится в своем
рисунке?", "Что ты уже научился делать хорошо?", "Ты уже научился
прыгать на одной ноге?" и т. п.
Принцип меры и принцип системы в ежедневном общении с ребенком
Работая над формированием уверенной в себе личности, педагогу также важно учитывать два принципа – принцип меры и принцип системы. В основе принципа меры
лежит тот факт, что любое личностное качество хорошо в определенной
степени развития. Его несоблюдение чревато появлением у воспитанника
самомнения, некритичности к себе. В таком случае он видит только свои
достоинства, не замечая недостатков и, как следствие, не считает нужным
работать над самосовершенствованием. Он считает, что всегда и во всем
должен быть первым, что физически невозможно. Это противоречие злит
ребенка и причиняет ему страдания.
Принцип системы основан на том, что ребенок должен
уважать не только себя, но и других людей, т. е. воспитываться в системе
"Я – другие". Последствия несоблюдения этого принципа могут быть весьма
плачевными. Существует вероятность вырастить заносчивого зазнайку,
который не сможет контактировать с окружающими.
Все тонкости воспитания у дошкольников самоуважения необходимо учитывать
в ежедневном общении с ними. Но помимо этого имеет смысл проводить
целенаправленные занятия в ДОУ.
Занятие "Тень-тень-потетень" по воспитанию у дошкольников чувства самоуважения
В качестве примера в приложении приведено занятие по тексту русской народной прибаутки "Тень-тень-потетень".
На занятии ставятся следующие задачи:
- развивать средства личной эмоциональной экспрессивности: мимики, пантомимики, жестов, интонации;
- развивать самоуважение и
уважение к окружающим через осознание личных достоинств и достоинств
товарищей, восприятие эмоциональной поддержки, согласия со стороны
других детей.
Основной его целью является развитие самоуважения детей
на основе использования их собственной способности к самоанализу и
самооценке. Для того, чтобы плавно подвести дошкольников к упражнению,
которое направлено на достижение этой цели, ребятам предлагается работа
по тексту русской народной прибаутки. Они проигрывают различные
экспрессивные этюды – специализированные упражнения, которые
целесообразно включать в занятия, связанные с развитием эмоций и чувств.
Эти упражнения помогают детям, изображающим персонажей, овладеть
экспрессивными средствами, а у наблюдающих вырабатывают способность
адекватно воспринимать экспрессию других.
Нужно отметить, что исполнение каждого этюда должно вознаграждаться
аплодисментами, благодаря которым будет укрепляться позитивная связь
между детьми и, соответственно, расти самоуважение.
Далее проводится упражнение, которое позволяет понять, чем могут гордиться звери, что они научились делать хорошо?
После выполнения всех упражнений педагог дает последнее задание. Каждый
ребенок должен рассказать о своем умении, которым он гордится. При этом
важно обратить особое внимание ребят (апеллируя к тексту прибаутки) на
то, что гордиться можно знаниями и умениями, приобретенными собственным
трудом, а не полученными от природы.
В конце занятия можно попросить детей нарисовать рисунок "Я горжусь тем,
что научился…" и оформить соответствующий стенд. Материал стенда может
быть интересной основой для взаимодействия с родителями.
Занятие может быть проведено в один или два этапа. В
последнем случае второй этап начинается с "прихода" других зверей. В
этом случае стоит предварительно провести индивидуальную беседу с каждым
ребенком о том, чему он научился и чем может гордиться, и попросить
нарисовать соответствующий рисунок, который будет использован в
обсуждении на занятии.
Ход занятия:
(Педагог и дети (5–8 человек) сидят в кругу.)
Ритуал приветствия друг друга
(Воспитатель кладет руку на плечо слева стоящего ребенка и приветствует
его: "Здравствуй, Саша". Ребенок в свою очередь кладет руку на плечо
соседа и здоровается с ним и т. д., пока круг не замкнется.)
Воспитатель и дети (вместе):
Здравствуй, небо (поднятьрукивверх),
Здравствуй, земля (присестьирукамикоснутьсяпола),
Здравствуйте, люди (направитьрукиладонямивверхвсторонуостальныхдетей).
Ритуал приветствия сказки
(Девочки приветствуют сказку, как принцессы (приседанием), а мальчики, как принцы (кивком головы).)
Работа по тексту прибаутки
Педагог:
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
"Всему свету я краса".
Кто может сейчас показать, как лиса встает, проходит по кругу по-лисьи, останавливается и говорит: "Всему свету я краса"?
Экспрессивный этюд "Лиса"
(Желающие изображают лису. Каждый исполнитель получает аплодисменты.)
Педагог: Похвалялся зайка:
"Поди, догоняй-ка!".
Экспрессивный этюд "Зайка"
(Аналогично предыдущему заданию несколько детей проигрывают этюд о зайке.)
Педагог: Похвалялися ежи:
"У нас шубы хороши!".
Экспрессивный этюд "Ежи"
(Аналогично предыдущему заданию несколько детей проигрывают этюд о ежах.)
Педагог: Похвалялся медведь:
"Могу песни я петь".
Экспрессивный этюд "Медведь"
(Аналогично предыдущему заданию несколько детей проигрывают этюд о медведе.)
Педагог: Похвалялася коза:
"Всем вам выколю глаза".
Ой, я вижу, что Оля и Саша удивились таким словам, а Таня даже немного испугалась. Наверное, неправильно коза похвалялась?
Дети: Да, неправильно.
Педагог: А чем она могла похвалиться?
Дети: Вкусным молочком, шерстью, звонкими копытцами, рожками, козлятами и т. д.
Педагог: Представьте, что в гости к нашим зверям пришли другие звери,
птицы и насекомые. Теперь для каждого из вас задание. Подумайте, какого
зверя, птицу или насекомое вы можете показать нам без слов, а мы будем
угадывать.
Экспрессивные этюды "Звери, птицы, насекомые"
(Каждый ребенок показывает какого-либо зверя, птицу или насекомое, а
остальные отгадывают, кто это. Каждый этюд после отгадки завершается
аплодисментами.
Работа с созданными образами "других" зверей
Педагог: Пришедшие звери, птицы и насекомые также решили похвалиться,
погордиться. Чем можно гордиться? Тем, что и так есть, или тем, что
научился делать хорошо? Конечно, тем, что научился делать хорошо. Теперь
такое задание. Каждый из вас по очереди говорит, кто он (какого зверя,
птицу или насекомое представлял), например: "Я – лягушка". А затем
говорит, чем она гордится, что научилась делать хорошо. Например: "Я –
лягушка, я горжусь тем, что научилась хорошо прыгать!", или "Я – цапля, я
горжусь тем, что научилась долго стоять на одной ноге!", или "Я –
дятел, я горжусь тем, что научился лечить деревья!".
(Дети выполняют задание. Слова каждого ребенка поддерживаются аплодисментами.)
Обсуждение предмета гордости каждого ребенка
Педагог: А мы люди, и тоже гордимся тем, что научились делать. Теперь
каждый из нас по очереди назовет то, чем он сам гордится, что он
научился делать хорошо. Например: "Я – Саша, я горжусь тем, что научился
хорошо…".
(Каждый ребенок рассказывает о том, чем он гордится. В конце обсуждения о своем предмете гордости может рассказать педагог.)
Педагог: Итак, каждому из нас уже сегодня есть чем гордиться, каждый уже
научился делать что-либо важное и нужное. В свободное время нарисуйте
рисунок "Я горжусь тем, что научился…".
Ритуал прощания со сказкой
(Дети машут сказке рукой, прощаясь с ней.)
|