Успехи ребенка, достигнутые
на протяжении 3 лет, качественно меняют его поведение. Роль взрослого остается
главной, но ребенок стремится действовать независимо от взрослого. Это
приводит к противоречиям, которые разрешаются, если взрослый поддерживает
стремление ребенка к самостоятельности.
Особенности осознания
ребенком своего «Я» можно представить в виде схемы.
Осознание ребенком себя как
«Я» может быть:
РАННИМ < ► ПОЗДНИМ
|
В зависимости от культуры
близких ребенку людей
|
• Доброжелательное отношение
в семье и собственная активность ребенка в действии
|
• Грубость, агрессия,
недружелюбие в семье
|
• Начинает говорить «Я»
довольно рано
|
• Начинает говорить «Я»
сравнительно поздно
|
Особенности осознания
ребенком своего «Я»
Осознавая себя, ребенок
сравнивает себя со взрослым:
он хочет быть таким, как
взрослый;
он хочет выполнять такие же
действия, как взрослый;
он хочет быть независимым и
самостоятельным.
Ситуация. Во время разговора с внучкой
Анечкой (3 года) бабушка похвалила ее. Вдруг девочка в ответ заявила: «Хочу
бегать и кричать, как плохие мальчики», — и выжидательно посмотрела на бабушку.
Какие черты личности ребенка
проявились в разговоре?
Решение. Здесь проявился негативизм
ребенка, спровоцированный желанием заявить о себе. Скорее всего, эта ситуация —
порождение кризиса
3 лет.
Кризис 3 лет проявляется в
трех сферах отношений ребенка:
отношение к предметному миру;
отношение к другим людям;
отношение к себе.
Ребенок все больше стремится
к самостоятельности, не желает терпеть постоянную опеку взрослых,
обижается на самые невинные замечания. У малыша отмечается обостренная
чувствительность к своим действиям, которая проявляется в излишней стыдливости,
застенчивости, смущении.
Например, Игорь не смог
выполнить постройку из кубиков по просьбе мамы, засмущался, потом вывел маму
из комнаты, вернулся и достроил постройку правильно.
Ребенка начинают тяготить его
неумелость, неловкость, которые могут обнаружить другие люди. Зато малейший
успех может вызвать бурную радость, хвастовство.
Например, Коля (2 года 8
месяцев) заявил своим родителям: «Я сегодня так устал! Я построил большой дом,
помог Мише и Ване. Воспитательница сказала, что я хороший». В действительности
ничего подобного не было, зато родители впервые похвалили Колю за хорошую
постройку.
Протекание кризиса 3 лет
зависит главным образом от отношения взрослого к ребенку.
Сохранение существующего
(принятого) общения ведет:
♦ к закреплению отрицательных черт поведения (негативизм, упрямство);
♦ к охранению их на протяжении всего дошкольного возраста.
Разумное поведение взрослого (последовательность, обязательность,
уравновешенность и др.)
ведет:
к предоставлению максимально
возможной самостоятельности;
к смягчению проявления
негативизма.
Помните! Притязания детей намного превосходят
их реальные возможности.
Стремясь быть таким, как
взрослый, ребенок хочет сам зажечь свет, сходить в магазин за покупками,
сварить обед и т. д. Удовлетворить все его потребности нереально!
Удовлетворение потребностей
ребенка возможно в игре, а для этого ему надо овладеть игровой деятельностью.
При правильно выстроенных
взаимоотношениях (общении) в игровой деятельности период трудновоспитуемости
проходит смягченно и сокращается.
Кризис 3 лет — явление
субъективно трудное для самого ребенка и объективно трудное для близких ему
взрослых.
|