Особенности работы воспитателя в коррекционных группах. Специфика работы воспитателя в группах компенсирующего вида определяется комплектованием. Решением медико-педагогической комиссии (на один учебный год) зачисляются дети с тяжелыми нарушениями речи. Воспитатели в такой же мере несут персональную ответственность за реализацию комплексной и коррекционной программ. В сентябре педагоги, как и специалисты ГДОУ, участвуют в диагностике детей, имеющих речевые нарушения, отбирают те методики и технологии, которые позволяют получить достоверную информацию о развитии каждого ребенка, под руководством методиста ГДОУ разрабатывают диагностические листы по таким разделам комплексной программы, как «Развитие речи», «РЭМП», «Изобразительная деятельность», обрабатывают полученные результаты. Воспитатели участвуют в работе медико-педагогических совещаний (консилиумов), готовят сообщения с подробным анализом усвоения программы каждым ребенком, участвуют в обсуждении трудных случаев, ищут пути в составлении индивидуального маршрута для детей с тяжелыми речевыми расстройствами. Ежедневно воспитатели выполняют рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком на индивидуальных занятиях. Воспитатели принимают активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе, учитывая рекомендации логопеда, методиста. Разграничение функций логопеда и воспитателя в процессе реализации раздела «Развитие речи» Такой раздел планирования, как «Лексика», предполагает совместную работу специалистов, в которой ведущим является учитель-логопед, а воспитатель лишь закрепляет материал, уже пройденный и отработанный с детьми логопедом. Работу по звукопроизношению, развитию навыков языкового анализа, общих речевых навыков, совершенствованию грамматического строя речи и обучению связной речи ведет логопед, а воспитатель, являясь его помощником, закрепляет результаты достигнутого. Зато такие разделы, как «Развитие элементарных математических представлений», а также «Конструктивный праксис и художественно-творческая деятельность», ведет воспитатель, а логопед при необходимости оказывает помощь. Эффективность коррекционной работы логопеда зависит от умения воспитателей слышать и дифференцировать дефектно произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного логопедом звука. В игровой и занимательной форме воспитатель проводит индивидуальные задания по автоматизации звука, учитывая рекомендации логопеда, поощряет стремление и желание ребенка произносить звук чисто. Логопеду необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполне¬ние своих рекомендаций. Тетрадь занятий, проводимых воспитателем с детьми по заданию логопеда. Заполняется логопедом 1 раз в неделю. Содержание работы раскрывается по трем разделам: Логопедические пятиминутки. Игры и упражнения. Индивидуальные занятия.
Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями на любых занятиях, в разных ситуациях и других видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, не следует их превращать в мини-занятия. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание. Игры и упражнения, рекомендуемые логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться на занятиях во время динамических пауз. Индивидуальные занятия проводятся воспитателем как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2—3 детьми и проводит занятия, включающие общую или специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Учитывая, что у педагогов есть картотеки игр, упражнений на развитие зрительного и слухового внимания (памяти), мелкой моторики, упражнений на развитие координации речи с движением и каждая карточка в картотеке имеет свой номер, логопеду достаточно указать номер карточки. Это облегчает логопеду написание ежедневных заданий для воспитателей. Компьютерная схема бланков ускоряет их заполнение. Примерное заполнение тетради, в которой осуществляется связь логопеда с воспитателем. Задания рассчитаны на неделю. Содержание логопедических пятиминуток. Подготовительная к школе группа. I квартал, сентябрь, IV неделя Тема недели: Осень, деревья. I. Игры на развитие зрительного и слухового восприятия • Игра: Найди два одинаковых листогка, раскрась их. Назови листочки. Образец ответа: Я нашла два кленовых листочка, два березовых... Листья: березовый, ивовый, дубовый, кленовый, рябиновый. • Игра: Какие листья спрятались на картинке? Цель: Развитие зрительного восприятия, работа над грамматически правильной речью. Образец ответа: На картинке спрятались рябиновые, кленовые ... листья. II. Игры на развитие фонематических представлений • Игра: «Длинные и короткие слова». Воспитатель называет деревья, которые растут в лесу. Детям предлагается запомнить короткие и длинные названия деревьев. Деревья: береза, осина, рябина, дуб, клен, тополь, ель, ива. III. Игры на развитие лексико-грамматигеского строя речи Цель: Упражнять в согласовании существительного (осень) с прилагательными в роде, числе, падеже. Игра-соревнование: «Кто больше придумает слов к слову «осень». Образец ответа: Осень какая? — дождливая, пасмурная, золотая, урожайная... За каждое правильно подобранное слово — фишка. Победитель определяется по количеству фишек. IV. Речь с движением Эй, ребята, что вы спите?! На зарядку становитесь! (Дети встают) Справа — друг, и слева — друг! Вместе все в веселый круг. (Вытягивая руки в сторону, каждый показывает жестом на стоящего рядом ребенка) Под веселые напевы Повернемся вправо, влево. Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова наклонись! (Действия детей соответствуют тексту) Н. Лопухина
КАРТОЧКА № 81 Цель: Учить согласовывать движения с речью. V. Развитие связной речи Игра: «Подбери нужное слово». Педагог: Листья пожелтели, значит наступила... (осень). Подул ветер, и на землю полетели кленовые, березовые, осиновые... (листья). — Колхозники собрали с полей хороший... (урожай). Игра: «Кто придумает красивое предложение с словом «осень». С помощью вопросов следует наращивать предложения. Образец: Наступила осень. Педагог: Наступила осень какая? Наступила золотая осень. Наступила дождливая, пасмурная осень. - Наступила дождливая, пасмурная, холодная осень. Педагог записывает в тетрадь придуманные детьми предложения. Это начало словотворчества каждого ребенка. • Педагог дает рекомендации по оснащению предметно-развивающей среды в группе с учетом прохождения лексической темы. Например: На ковролине дети моделируют картину «Осень в городе». Предложить детям рассказать, что изображено на картинке? (Ведется запись рассказов детей.) Предложить детям подобрать слова к слову осень: Осень какая? — Золотая, дождливая, урожайная... Предложить детям нарисовать осенние листочки и украсить рисунками зону «Творчество детей». Подвесная среда: на нитях различной длины, прикрепленных к потолку, висят листочки. Воспитатель предлагает де тям вспомнить, как соединить в одно слово два слова листья падают. Какое слово получится? (ЛИСТОПАД) Развитие мелкой моторики: обводка и штриховка изображения листьев, овощей, фруктов. В уголке книги — иллюстрации об осени, картинки, загадки, раскраски. В уголке природы — «Дневник наблюдений» (с записью об изменениях в живой и неживой природе). Например: 20.09.— Появились первые желтые листочки (заметила Таня). 27.09.— Настя увидела синицу под кустом. 29.09. — Коля попал с мамой под сильный, проливной дождь. «Дневник наблюдений» позволяет развивать у детей наблюдательность, интерес к изменениям в природе. Дети учатся четко передавать свои наблюдения. В тетради связи логопеда с педагогами планируется индивидуальная работа с каждым ребенком на неделю. Логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая подгрупповые и индивидуальные занятия, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата! Посещения педагогами занятия логопеда расширяет их представление о коррекционной работе, они овладевают приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист.
|