1. Обогащать познавательную сферу ребенка информацией,
лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности.
Передавать детям информацию новым для них способом познания,
через слово.
Мир человека
В течение года педагоги рассказывают детям о своих
семьях, о семейных традициях и праздниках, о взаимоотношениях между близкими.
Начать целенаправленно знакомить детей с различной
трудовой деятельностью: а) профессиональной деятельностью (для общества) —
встречи с людьми разных профессий, экскурсии по детскому саду и за его пределы,
создание альбома «Умелые руки», в котором отражаются в первую очередь профессии
людей, окружающих детей в детском саду; б) бытовой деятельностью (для себя и
семьи) — рассказы педагогов и других сотрудников детского сада о своем
домашнем труде, труде на даче и пр.; в) хобби и увлечениями (для души) —
рассказы педагогов и других сотрудников детского сада о своих увлечениях в
детстве и сейчас (чем я люблю заниматься в часы отдыха).
Начать знакомить детей с правилами поведения (мерами
предосторожности) в разных ситуациях, в разных общественных местах (в детском
саду и за его пределами).
В процессе целенаправленной педагогической работы и в
повседневной жизни передавать детям разнообразную информацию о предметах,
сделанных руками человека и играющих большую роль в его жизни. Продолжить
знакомить детей с целевым назначением и функцией предметов; упражнять детей в
умении выделять свойства и качества предметов. Обращать внимание детей на
зависимость целевого назначения и функции от свойств и качеств предмета.
Знакомить детей со свойствами и качествами разных
рукотворных материалов (бумага, ткань, стекло и т. п.).
Предоставить детям возможность закреплять полученные
сведения в практической деятельности (например, в процессе художественного
ручного труда).
На основе детских представлений о целевом назначении и
функциях различных предметов, о свойствах и качествах разнообразных
материалов вводить правила безопасности при их использовании, хранении.
Мир природы
Продолжать рассказывать детям об отдельных
представителях растительного и животного мира, об особенностях их внешнего вида,
повадках.
В рассказах о природе особое внимание уделить таким
особенностям представителей живой природы, которые отличают их друг от друга,
делают непохожими и уникальными. Например, рассказывая о лягушке, обратить
внимание не на длинные задние конечности, а на удивительный язык и способ
добывания пищи.
Обогащать детей информацией об отдельных объектах и
явлениях неживой природы в соответствии с сезонными изменениями.
Обращать внимание детей на качества и свойства
объектов неживой природы (камень, песок, почва, вода и пр.).
Продолжить знакомить детей с некоторыми природными
материалами (дерево, глина). Выделить их свойства и качества. Рассказать, как
человек использует в своей жизни природные материалы.
В повседневной жизни, во время традиционных
мероприятий группы («Утро радостных встреч») педагоги рассказывают детям о
своих домашних питомцах, о любимых цветах, об интересных встречах в природе, о
природе и обитателях тех мест, где бывали, и пр.
2. Накапливать и обогащать эмоционально-чувственный
опыт детей в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с
объектами и явлениями внешнего мира, с другими людьми.
Мир человека
В течение учебного года систематически (как минимум
один раз в месяц) проводить экскурсии как по территории и помещениям детского
сада, так и за их пределами. Цель экскурсий — расширение круга представлений
детей о разнообразной деятельности взрослых и ее роли, значении для других
людей. В первую очередь это касается сотрудников детского сада (заведующей, методиста,
медицинской сестры, повара, кастелянши, нянечек, дворника и др.).
Дети должны понимать и оценивать значение каждой
профессии в своей жизни.
Сотрудники детского сада (гости) не только показывают,
что им необходимо для хорошей работы, но и обязательно рассказывают, за что
они любят свою профессию, как другим людям было бы плохо в этом мире без
данной профессии, объясняют (и по возможности показывают), как разные предметы
помогают им в их работе.
Один раз в месяц проводить традиционную встречу с
интересными людьми, к которой активно привлекаются сотрудники детского сада и
родители. На этих встречах гости могут рассказывать не только о своих
профессиях (этого не надо делать, если профессия сложна для объяснения и
понимания детьми четырех лет), но и о своих увлечениях (вязание, игра на
музыкальных инструментах, коллекционирование и пр.).
Все мероприятия должны вызывать у детей положительные
эмоции, желание и в дальнейшем встречаться с этими людьми.
Мир природы
Вызывать у детей эмоциональный отклик на различные объекты
и явления природы при непосредственном общении с ними.
С этой целью в детском саду проводятся: а) экскурсии в
природу. Желательно для экскурсий выбирать интересные места (парк, заповедник,
лесничество, ботанический сад, зимний сад в детском саду и пр.). по возможности
привлекать специалистов — работников этих мест (биолог, лесник, зоотехник и т.
п.), которые лучше и эмоциональнее раскроют детям секреты природы, покажут
наиболее привлекательные объекты; б) ежедневные наблюдения за природой
(отдельные объекты, явления, состояния и пр.). Главная цель наблюдений —
созерцание природы, попытка разобраться в ее «желаниях», «настроениях».
Преподносить детям каждый объект живой и неживой природы
как жителя нашей планеты, т. е. одушевлять его в восприятии детей (особенно
растительный мир, который дети часто воспринимают как неодушевленный объект).
Побуждать каждого ребенка отражать свое отношение к наблюдаемым
объектам и явлениям (нравится ли? почему? за что? и пр.) высказываниями, рассказами,
рисунками, поделками.
Создавать в детском саду условия для непосредственного
общения детей с объектами природы (зимний сад, живые цветы в помещениях
детского сада).
Продолжить работу с комнатными растениями в группе.
Учить детей определять по внешнему виду растений, хорошо им или плохо, какая
требуется помощь.
Максимально использовать художественное слово, сказки,
образные сравнения для усиления эмоциональной стороны непосредственного
восприятия природы.
3. Помогать детям упорядочивать накопленные и получаемые
сведения о мире через понятие последовательность и целевые связи.
Мир человека
Познакомить детей с понятием последовательность.
Используя учебно-наглядное пособие Т. И. Гризик «Познаю мир. Я во всем люблю
порядок» (М., 1999), учить сопоставлять правильные и нарушенные
последовательности из жизни детей, из трудовой деятельности взрослых.
Расширить представления детей о целевых связях (зачем?
для чего? для кого?) на примерах предметов и материалов рукотворного мира,
которые используются в жизни детей и взрослых.
Сделать вместе с детьми альбом по профессиям.
Продолжать знакомить детей со схемой собственного
тела.
Знакомить детей с основными направлениями (право —
лево, верх — низ).
Мир природы
Проводить с детьми целенаправленную педагогическую
работу по упорядочиванию представлений о природе: объяснять роль последовательности
в жизни растений и животных, в сезонных изменениях.
В теме «Лес» показать отдельные связи и зависимости в
экосистемах — дерево, озеро и пр., во взаимоотношениях между природой и
человеком; познакомить детей с целевыми связями, которые проявляются во
взаимоотношениях человека и природы.
4. Формировать у детей бережное отношение к миру. Создавать
условия, позволяющие ребенку активно проявлять свое отношение к миру,
закреплять и упражнять свой положительный опыт.
Формировать у детей бережное отношение к предметам,
объектам рукотворного мира. Внедрять в жизнь группы принцип: «Если в группе
что-то сломалось, испортилось — исправляем совместными усилиями детей и
взрослых».
Создавать в группе условия для детского творчества и
уделять внимание поделкам и работам.
Формировать у детей чувство признательности к сотрудникам
детского сада, желание оказать им посильную помощь. Например: чисто вытирай
ноги при входе в детский сад и группу, отнеси свою посуду после еды, аккуратно
ешь, не бросай на пол бумажки, убирай на место игры и игрушки, будь приветлив
и вежлив.
Мир природы
Продолжить работу по уходу за обитателями аквариума,
комнатными растениями, зимующими птицами.
Ввести в жизнь группы ежемесячную традицию «Наши славные
дела», цель которой — обращать внимание на положительные поступки детей по
отношению к людям, природе; обсуждать их, возвращаться к ним; планировать новые
хорошие дела и стремиться довести их до конца. Желательно создать в группе альбом
(газету) под тем же названием, где можно описывать хорошие поступки детей,
размещать зарисовки и фотографии, например: фото (рисунок) разорванной книги,
а рядом фото (рисунок), на котором изображена отремонтированная книга в руках
детей, принимавших в этом участие.
5. Создавать условия, способствующие выявлению и
поддержанию первых избирательных интересов детей, появлению самостоятельной
познавательной активности детей.
Обеспечить каждому ребенку (с помощью родителей) место
для хранения личных вещей и предметов, отобранных ребенком в соответствии со
своими интересами и привязанностями (сумочка, визитка, косметичка, красиво
украшенный мешочек и т. п.).
Создать в группе условия для работы детей с
коллекциями, собранными по их личным интересам: коллекция фантиков, вкладышей
от жвачки, календарей определенной тематики, пуговиц и т. п.
Педагоги создают коллекции в группе, на примере
которых расширяют кругозор детей, демонстрируют культуру оформления коллекций,
правила работы с ними, способы пополнения.
Организовать в течение года выставки «Моя коллекция»,
в которых принимают активное участие сотрудники детского сада и сами дети. |