1. Расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего
окружения.
Мир человека
В течение учебного года систематически (как минимум
один раз в месяц) проводить экскурсии как по территории и помещениям детского
сада, так и за их пределами.
В игровой форме начать знакомить детей со строением
собственного тела (две руки, две ноги, голова (два глаза, нос, рот, два уха),
туловище).
Продолжать знакомить детей с предметным содержанием
окружающего рукотворного мира в следующем объеме: наименование предмета,
внешние признаки (свойства и качества), целевое назначение предметов, функция
предметов. Для этого широко использовать в работе как реальные предметы, так и
пособие Т. И. Гризик «Познаю мир. Предметы вокруг нас» (М.: Просвещение, 1999).
Мир природы
Систематически передавать детям в увлекательной форме
разнообразную информацию об отдельных представителях растительного и
животного мира.
Знакомить детей с некоторыми природными материалами
(дерево, глина). Выделить их свойства и качества.
Проводить с детьми наблюдения за природой (отдельные
объекты, явления, состояния и пр.). Главная цель наблюдений — созерцание
природы. Создавать наглядную опору для фиксации наблюдений (копилка «Подарки
осени, зимы, весны, лета»).
В течение года знакомить с конкретными представителями
животного и растительного мира (внешние признаки и яркие характерные
особенности). Собирать иллюстрации, картинки, открытки с изображением животных
и растений и создавать из них книжечки (по принципу подшивки), которые
находятся в свободном доступе для детей (например, хранятся в книжном уголке).
В группе создается копилка «Подарки осени, зимы,
весны, лета».
2. Создавать условия для развития самостоятельной
познавательной активности.
Мир человека
Внедрять в педагогическую работу методы и приемы,
побуждающие детей к различной степени активности: от наблюдений до
практической деятельности.
Создавать каждому ребенку (при помощи родителей или
педагогов) место для хранения личных вещей и предметов, которые вызвали у них
интерес («сокровищницы»: сумочка, визитка, косметичка, красиво украшенный
мешочек и т. п.).
Использовать в работе: решение проблемных ситуаций,
загадки-движения, разбор и комментирование путаниц.
Мир природы
Создавать условия для посильной, осознанной,
созидательной деятельности детей (создание аквариума и уход за его обитателями,
уход за растениями в группе, изготовление кормушек и подкормка птиц и пр.).
Систематически проводить с детьми прогулки по
окрестностям. Использовать в работе разбор и комментирование путаниц природоведческого
характера.
3. Формировать основы познавательного, бережного, созидательного
отношения к окружающему миру.
Мир человека
Все сотрудники детского сада собственным примером
демонстрируют внимательное отношение друг к другу, к детям.
Периодически проигрывать с детьми «Проблемы игрушек»,
содержание которых связано с житейскими ситуациями, с поведенческими
проблемами.
Систематически проводить групповые праздники (с
рукотворными предметами).
Своим личным примером .демонстрировать детям бережное
отношение к предметам.
Ввести в группу традицию «исправляем — помогаем». При
введении традиции основная роль принадлежит педагогам, которые демонстрируют
детям, что никто и ничто не остается без их деятельного внимания (кто-то
расстроился — утешаем; что-то сломалось — ремонтируем; что-то требуется —
делаем). При этом все происходит на глазах у детей и при их посильном участии
(эмоциональная сопричастность плюс реальные действия и поступки).
Мир природы
Вызывать у детей эмоциональный отклик на различные объекты
и явления природы при непосредственном общении с ними.
Создавать в детском саду условия для непосредственного
общения с объектами природы. С этой целью желательно организовать комнату
природы (зимний сад). Периодически посещать данную комнату (рассматривание
растений; наблюдение за цветами, внесенными осенью с улицы в помещение:
хризантемами, бальзамином и др.). Организовать весеннее посещение зеленого
детского сада (рассматривание цветочной и овощной рассады, посаженной
старшими дошкольниками, наблюдение за ее ростом и уход за ней).
В группе правильно разместить несколько комнатных
растений (до 5 штук) в соответствии с требованиями по их уходу. Желательно
иметь 2 — 3 цветущих растения и хотя бы один цветок с ароматом.
Озеленять
участок группы и территорию детского сада. Своими поступками демонстрировать
детям заинтересованное, бережное и созидательное отношение к природе. |