Ознакомление детей четвертого года жизни с художественной
литературой осуществляется на материале литературных произведений разных
жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи,
а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным
героям.
Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок,
рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им
отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Например, после слушания сказок «Козлятки и волк», «Кот, петух
и лиса» можно предложить детям повторить песенки действующих лиц.
Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова
разных героев. И даже если они повторяют интонации воспитателя, это
закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной
выразительности в более старшем возрасте.
Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической
речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко
запоминает такие образы, как «петушок— золотой гребешок»,
«козлятушки-ребятушки», «коза-дереза» и др.
Такие стихотворения, как «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» 3.
Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство эмпатии, умение
эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное содержание, близкое личному
опыту ребенка, выражено в простой, до* Конспекты занятий по ознакомлению
дошкольников с литературой опубликованы ранее в пособии: Ушакова О.С, Гавриш
Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. М., 1999.
ступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные
строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха.
Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные
произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При
повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения
и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися
ему словами и выражениями.
На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой
ставятся задачи формирования эмоционально-образного восприятия произведений
разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных форм),
развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения
воспроизводить эти средства в своем творчестве.
Ознакомление с каждым жанром помимо указанных общих задач
решает конкретные вопросы, связанные с тематикой произведений — они
формулируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного
произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания.
Цель беседы — уточнить понимание содержания произведения,
его идеи, осознание средств художественной выразительности. Эта беседа не должна
перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает
взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. Ребенок,
повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым
и переносным смыслом.
В младшей группе проводится моделирование эпизодов сказки
— так дети легче могут усвоить ее образное содержание. Нарисовав ушки, ребенок
видит не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы.
Выкладывая на листе бумаги елочку и сугроб, ребенок ярче представляет себе, как
снегом «все тропинки замело».
Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение
творческих заданий, которые проводятся почти на каждом занятии. Под
творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических,
фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов), сравнений, синонимов
и антонимов к заданному слову, под бор рифмы к ритмическим строчкам,
произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной
выразительности.
Если в дошкольном учреждении нет репродукций произведений
живописи, указанных в конспектах, можно использовать те, которые имеются, а
беседу проводить аналогично той, которая предлагается авторами. Главное, чтобы
беседа по пейзажной картине проводилась образно и не превратилась в скучное
перечисление изображенного на картине. Это замечание относится и к подбору
музыкальных произведений.
Хорошо, если рисунки и сочинения детей воспитатель поместит
в альбом детского творчества. Это может быть книжка-малышка отдельного ребенка,
альбом, в котором найдут место рассказы, сказки, стихи, загадки, придуманные
детьми. Иллюстрации к сочинениям детей могут нарисовать родители, старшие
братья, сестры. В конце учебного года можно организовать выставку детского
творчества, провести совместную конференцию воспитателей и родителей.
Предлагаем вашему вниманию конспекты занятий по ознакомлению
с художественной литературой детей четвертого года жизни. Используя их в своей
работе, вы непременно добьетесь успеха. Занимаясь с детьми в соответствии с
нашими рекомендациями, вы научите их любить и понимать произведения
художественной литературы.
|