Воспитатель начинает цикл наблюдений (в свободное
время) за аквариумными рыбками.
Наблюдение 1. «Кто живет в аквариуме?»
Цель: уточнить представления детей о том, что в
аквариуме живут рыбки (даются названия), улитки, растения (рыбки плавают,
улитки ползают, а растения растут; все они живые); аквариум красивый, на него
приятно смотреть.
Наблюдение 2. «В каких условиях живут рыбки?»
Цель: формировать у детей представления о том, что
рыбки живут в хороших условиях: в аквариуме много воды, значит, им просторно
плавать; вода прозрачная, необходимой для них комнатной температуры (не
холодная и не горячая); в аквариуме много света, так как он прозрачный; на дне
лежат песок и камни, в которых хорошо растут растения, рыбки не голодают,
потому что их каждый день кормят дети и воспитатель; в этих условиях рыбки
хорошо себя чувствуют, не болеют.
Организуя наблюдения, воспитатель дает детям
возможность потрогать воду в аквариуме, сравнить ее с горячей и холодной.
Объясняет, что в плохих условиях рыбки могут заболеть — тогда они будут лежать
на дне, плохо плавать (заваливаться на бок). Демонстрирует мутную воду в банке,
совсем не подходящую для рыб.
Вторая неделя
Проводится индивидуальная работа со второй тройкой
детей по обучению их приемам ухода за обитателями уголка природы.
Педагогический процесс осуществляется по той же схеме: два дня воспитатель
делает все сам, дети наблюдают и выполняют отдельные его поручения. Следующие
2—3 дня воспитатель и дети меняются ролями: дети пробуют выполнять операции
самостоятельно, а взрослый им активно помогает. При этом воспитатель основное
внимание уделяет приемам, которые пробуждают интерес детей к объектам природы,
помогают демонстрировать способы общения с растениями и животными, осуществляет
индивидуальный подход к дошкольникам.
Продолжается цикл наблюдений за аквариумными рыбками.
Наблюдение 3. «Как можно улучшить условия жизни
рыбок?»
Цель: показать детям, что условия жизни для обитателей
аквариума создают люди — взрослые и дети, что за аквариумом надо следить и ухаживать:
доливать воду, включать рефлектор, протирать и очищать стекла, собирать грязь
со дна; чистый аквариум, освещенный рефлектором, очень красиво выглядит, рыбки
в нем хорошо себя чувствуют, не болеют, а дети и взрослые около аквариума могут
отдыхать.
Воспитатель предлагает детям смотреть, как он чистит
стекла, доливает воду. Просит оценить, как лучше выглядит аквариум — когда
лампа включена или когда выключена. При этом дети помогают воспитателю.
Наблюдение 4. «Какое тело у рыбки?»
Цель: уточнить представления детей об особенностях
внешнего облика рыб, строении их тела.
Организуя наблюдение, воспитатель задает детям
вопросы: что есть у рыбки? Что у нее впереди, а что сзади? Где у рыбки спинка,
а где брюшко? Что у рыбки на голове? Воспитатель движением рук показывает сам и
просит детей изобразить вытянутую форму туловища рыбки, расположение основных
частей ее тела. Обращает их внимание на то, что у водной обитательницы нет рук,
ног, но есть плавники, которые расположены в разных местах ее тела — на спине,
брюшке, на хвосте, вблизи головы. В завершение наблюдения декламирует шуточную
считалку:
Ини, мини, майни, май,
Рыбку за ногу поймай.
Если рыбка «ой-ой-ой»,
Отпусти ее домой.
На четвертой неделе возобновляются наблюдения за
аквариумными рыбками.
Наблюдение 5. «Для чего рыбкам глаза?»
Цель: уточнить с детьми представление о функции глаз —
они нужны, чтобы видеть окружающие предметы.
Организуя наблюдение, воспитатель спрашивает, что
делают рыбки в аквариуме, что у них на голове, зачем им глаза, сколько глаз у
каждой рыбки, где глаза расположены на голове (по бокам головы — с одной стороны
и с другой). Затем предлагает детям вообразить, что они рыбки и находятся в
аквариуме, и рассказать, что они видят.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что рыбки
видят все предметы не только в аквариуме, но и за его стенками, так как они
стеклянные и прозрачные. Значит, рыбки видят и ребят, которые подошли к аквариуму
и наблюдают за ними. Воспитатель предлагает детям закрыть
глаза, повернуть голову
влево, вправо. Затем
поясняет: «Глаза очень важны, с их помощью можно видеть все,
что нас окружает. Для рыб глаза тоже важны: они видят корм, друг друга, тех,
кто их кормит».
Наблюдение 6.
«Как рыбки отдыхают?»
Цель: дать детям представление том, что рыбки, как и
все живые существа, отдыхают и спят, при этом они неподвижно стоят в траве,
возле дна, глаза у них остаются открытыми, так как у рыбок нет век, но при этом
рыбки спят и ничего не видят; когда рыбки спят, им не надо мешать — шуметь
возле аквариума.
Воспитатель, собрав детей в вечернее время возле
аквариума с включенным рефлектором, предлагает понаблюдать и сказать, что
делают водные обитательницы. Затем выразительно читает стихотворение И.
Токмаковой «Где спит рыбка».
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий — к конуре.
Белкин след ведет к дуплу.
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Затем воспитатель говорит: «Мы сейчас устроим темноту
и тишину, рыбки успокоятся и будут спать. А вы тихонько, по-одному, будете
подходить к аквариуму и смотреть, где спят рыбки. Это очень интересно узнать!»
Воспитатель выключает рефлектор и свет в этой части помещения, уводит детей
подальше, предлагает им тихо играть и шепотом разговаривать. Через 20 мин он
предлагает детям тихо подойти к аквариуму. Затем они все вместе обсуждают то,
что заметили. Воспитатель говорит, что рыбки тоже спят, как и люди, только с
открытыми глазами, потому что у них нет век. Иногда рыбки отдыхают и днем, в
это время им не следует мешать, не надо шуметь вблизи аквариума.
В ноябре продолжается наблюдение за аквариумными
рыбками.
Наблюдение 7. «Как плавают рыбки?»
Цель: уточнить представления детей о приспособительных
особенностях передвижения рыб в воде (рыбки плавают легко, быстро, в разных
направлениях, у них всегда спина сверху, брюшко снизу, так плавать им помогают
вытянутое и скользкое тело, заостренная голова, плавники; рыбки легко
поворачиваются в разные стороны — им помогает хвост с плавником; больные рыбки
плавают медленно, неровно, качаются и заваливаются на бок, таких рыбок надо
лечить).
Во время наблюдения воспитатель может использовать
рыбку-игрушку, чтобы лучше рассмотреть с детьми части тела рыбки, показать ее
движения. В конце наблюдения воспитатель предлагает всем спеть песню «Рыбка»
(муз. М. Красева, сл. М. Клоковой).
Рыбка плавает в водице,
Рыбка, рыбка-озорница,
Рыбке весело играть.
Мы хотим тебя поймать...
Наблюдение 8. «Какие разные у нас рыбки».
Цель: учить детей сравнивать разные виды рыбок—по
особенностям строения и поведения, находить признаки различия и правильно
отражать их в речи.
Во время наблюдения воспитатель задает вопросы: «Рыбки
в аквариуме одинаковые или разные? Чем они различаются? Какие гуппи? Какие меченосцы?
Какие рыбки большие, а какие маленькие? Одинакового ли они цвета? Где плавают?»
Вопросы могут быть другими в зависимости от видового состава аквариумных рыб.
Правильные ответы детей воспитатель поощряет. |