Педагог объясняет детям, что приветливость, проявление
внимания, взаимопомощь помогают подружиться. Воспитатель рассказывает детям:
Наступило лето. Все разъехались.
Однажды я вышел погулять. Во дворе никого. Стало
скучно. Но вот из соседнего подъезда выбежал мальчик с мячом. Он стал гонять
мяч по площадке. Я подошел посмотреть. Мальчик не обращал на меня никакого
внимания. Я уже думал пойти домой. Но тут я увидел девочку с прыгалками в
руках. Посмотрев в нашу сторону, она подошла к нам, улыбнулась и сказала:
«Здравствуйте». Мы удивились, но ответили: «Здравствуй». Девочка продолжала
улыбаться. «Давайте вместе играть», — предложила она. Мы познакомились: девочку
звали Олей, а мальчика — Ромой, и стали все вместе играть в мяч. Было весело.
Почти каждый день мы придумывали новые игры. Я научил
новых знакомых играть в шахматы, а Рома учил нас игре в бадминтон. Когда у Оли
заболела нога, мы навещали ее и по поручению ее мамы ходили в магазин и
аптеку.
Это было хорошее лето. Я нашел хороших друзей. И как
оказалось на всю жизнь.
— Что помогло детям подружиться?
— Вспомните, как вы познакомились со своими друзьями.
Обобщая высказывания детей, воспитатель подчеркивает,
что дружба начинается с доброго слова, улыбки, проявления сочувствия, совместной
игры и т.д.
— А как вы себя чувствуете, когда рядом нет друзей?
Воспитатель знакомит детей с переживаниями крокодила Гены (Э. Успенский «Гена
и его друзья»).
В одном городе «...жил да был крокодил по имени Гена.
Каждое утро он просыпался в своей маленькой квартире, умывался, завтракал и
отправлялся на работу в зоопарк. А работал он в зоопарке... крокодилом. Придя
на место, он раздевался, вешал на гвоздик костюм, шляпу и тросточку и ложился
на солнышке у бассейна.
Когда кончался рабочий день, Гена тщательно одевался и
шагал домой, в свою маленькую квартирку. Дома он читал газеты, весь вечер играл
сам с собой в крестики-нолики.
Однажды, когда он проиграл сам себе сорок партий
подряд, ему стало очень грустно. „А почему я все время один? — подумал он. —
Мне надо обязательно завести себе друзей".
И, взяв карандаш, он написал такое объявление:
„Молодой крокодил пятидесяти лет хочет завести себе друзей".
Скоро к нему позвонила девочка Галя, потом Чебурашка.
Они стали дружить втроем: каждый вечер играли в крестики-нолики. А когда
заболела Галя, Гена и Чебурашка навещали ее, и ей не было скучно. А крокодил
Гена сыграл в театре вместо Гали в спектакле Красную Шапочку. Дети-зрители были
удивлены и очень довольны, долго хлопали и просили повторить. Так друзья помогали
друг другу.
По объявлению приходило много желающих найти друзей.
Тогда было решено построить Дом дружбы для всех».
— Почему крокодил Гена загрустил и захотел подружиться
с кем-нибудь?
— Как Гена нашел друзей?
— Какое важное правило дружбы вы узнали из этого
рассказа? (Нужно помогать друг другу.)
— А теперь давайте продолжим рассказ и придумаем, как
друзья проводили время в Доме дружбы.
По предложению воспитателя дети могут создать свой Дом
дружбы.
Взаимопомощь
В ходе
бесед по этой теме воспитатель знакомит детей с таким понятием, как
«взаимопомощь». Педагог подчеркивает, что помогать нужно не только знакомым,
но и незнакомым людям. На примере художественных произведений он объясняет
детям, что настоящая помощь бескорыстна, но иногда, чтобы помочь другому
человеку, требуется немало сил и времени. Но все это компенсируется глубоким
чувством удовлетворения от собственной полезности окружающим. |