Правила детского общежития
- Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
- Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защититься.
- Не дерись без обиды.
- Не обижайся без дела.
- Сам ни к кому не приставай.
- Зовут играть - иди, не зовут - попроси, это не стыдно.
- Играй честно.
- Не дразни, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
- Не ябедничай за спиной товарища.
- Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь чистюлей, дети не
любят и чистюль.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем
домой.
- И не выставляйся, ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты - мой
любимый.
В добрый путь, маленький россиянин!
«Как можно назвать человека по имени»
Варианты начала.
- Ребята, сегодня утром я шла в детский садик и видела, как два
мальчика о чем-то спорили и называли друг друга некрасиво - Сашка,
Мишка. На них так было не приятно смотреть! В нашей группе я тоже слышу
иногда, как вы грубо называете друг друга.
- Когда я шла в детский садик, то на скамеечке во дворе увидела куклу
Катю. Она сидела и горько плакала. Когда я спросила ее, почему она
плачет, Катя рассказала, что девочки, которые с ней играют, называют ее
Катькой. А ей нравится, когда ее зовут ласково: Катенька, Катюша. Как
еще?
- Ребята, вы знаете, что у каждого из нас есть имя. Этим именем вас
называет мама, папа, бабушка, дедушка, другие люди. Каждое имя
награждает человека и разными отличительными чертами характера.
Например, имя. .. означает. .. но человека можно называть не только
именем, а любимым ласковым словом (солнышко, зайчик, рыбка,
цыпленочек, лапушка. .. ) Может быть, кого-то из вас тоже называют
не вашим именем, а таким вот ласковым словом? Какими словами? А как
можно назвать себя? Послушайте, как я буду называть Лену: Лена,
Аленушка, Алена, Аленка, Леночка. .. (Спросить детей их варианты. )
Вы знаете, что имена дают, когда человек родится. Когда он маленький,
его зовут очень ласково и нежно - Оленька, Олюшка (спросить детей,
как еще), а когда человек подрастает, его зовут по-другому - Ольга.
- А меня зовут: Оксана Ивановна. Почему меня так зовут? Как имя вашего
папы? Взрослых людей чаще называют по имени и отчеству. Вот какие
интересные имена у наших ребят.
- А как вы обращаетесь друг к другу? Я знаю, что у вас есть прозвища.
Мне хочется услышать, почему вы так называете друг друга?
- Как вы называете Диму? Как считает Дима, это хорошее или плохое
прозвище? Как думают об этом дети?
- Теперь мы знаем, какое имя у наших ребят, как по-другому их
называют, как их будут называть, когда они станут взрослыми, как их
называют друзья сейчас. И будет очень хорошо, если мы будем называть
друг друга ласковыми, нежными, добрыми именами.
«Как можно пожалеть».
Можно ввести игровой персонаж.
Дети, вам всегда бывает весело? Иногда всем бывает плохо, вас кто-то
обидел, вы ушиблись и, наверное, так хочется, чтобы вас кто-нибудь
пожалел. Так и другому ребенку или взрослому, когда ему плохо, хочется,
чтобы его пожалели. Давайте поговорим о том, как можно пожалеть,
утешить.
Как вас жалеет мама?
Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился?
Что можно сделать?
Как будет себя вести, если у мамы болит голова? Если сестренка или
братик ушиблись? Если заболела кошка, собака?
Из-за чего человеку может быть плохо? Во всех ли случаях вы будите
жалеть одинаково?
Дети, даже, если вы спешите, вам весело, то обязательно пожалейте
того, кому плохо, больно.
Поступайте так, как хотелось бы вам, чтобы поступили с вами.
Делайте людям добро, и оно вернется к вам.
БЕСЕДА
«Как можно обратиться к другому человеку с просьбой»
Дети, мы с вами уже говорили, как можно поздороваться с другим
человеком. Существует много волшебных слов, которые помогают нам
общаться, поднимают настроение.
Сегодня мы будем учиться правильно и вежливо обращаться с просьбой.
Давайте представим, что вы обращаетесь с просьбой к знакомому
человеку. Как это лучше сделать?
Как вы думаете?
Обязательно назвать по имени, посмотреть в глаза, не забыть сказать
слово «пожалуйста». Давайте попробуем.
«Дима, дай мне, пожалуйста, игрушку».
«Лена, если тебе не трудно, помоги мне сложить книги».
«Наташа, будь так добра, поправь мне, пожалуйста, воротник».
А теперь представим, что вам нужно обратиться к незнакомому человеку
на улице, чтобы узнать, как найти магазин. ..
Как вы думаете? Можно сказать так:
- Будьте добры.
- Будьте любезны.
- Если Вас не затруднит.
- Помогите мне, пожалуйста.
- Окажите мне услугу.
Проиграть варианты по ситуациям.
А если вам нужно обратиться к воспитателю, маме или другому
взрослому, а он в это время разговаривает с кем-нибудь?
«Извините, пожалуйста, что перебиваю вас, можно к вам обратиться?»
«Извините, я вам не помешаю, можно задать вопрос?»
Думаю, что вы не забудете о нашем уроке вежливости и доставите
окружающим радость от общения с вами.
«Как можно узнать настроение человека?»
- У меня сегодня плохое настроение. А у вас?
Всегда ли у вас бывает хорошее настроение?
Посмотрите на эти фотографии и скажите, чем они отличаются? - Почему бывает так грустно?
- Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь?
- А если у твоего друга, мамы плохое настроение, как это
заметишь?
- Каким бывает лицо у такого человека?
- Как вы можете поднять настроение?
- Как можно спросить о причине плохого настроения?
- Если человеку просто хочется побыть одному?
- Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение?
Отчего оно бывает?
- Как погода действует на настроение человека?
- Если в доме гости, все веселые, праздник, а у тебя
плохое настроение, будешь ли ты его показывать остальным? Как ты
думаешь, их это огорчит?
- Давайте возьмем, друг друга за руки и заглянем, друг
другу в глаза, скажем друг другу ласковые слова. Пусть у всех будет
хорошее настроение.
Можно предложить детям фотографии, вырезки из газет, иллюстрации и
попросить определить настроение персонажей, определить причину.
Объяснить детям, как важно уметь определять настроение человека, быть
внимательным и предусмотрительным, добрым, наблюдательным. Можно
предложить схематическое изображение лиц, изображающих разное
настроение. Определить, объяснить почему.
Предложить детям каждый день, когда они здороваются, обязательно
посмотреть в глаза другому.
ЗАНЯТИЕ 1
Цель. Помочь понять детям, что все нуждаются в любви и
доброжелательном отношении. Снятие эмоционального дискомфорта.
- Ритуал начала занятия «Волшебный клубочек».
- Упражнение «Как меня зовут».
Дети называют свое имя: краткое, полное, ласковое, самое любимое (за
основу можно взять беседу «Как можно назвать человека по имени»)
- Пластический этюд «Солнышко».
- От ласковых имен стало тепло, как от солнышка. Все мы
сейчас станем солнышками и согреем друг друга. - Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали
любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь
хорошо рассмотрите, друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда.
Воспитатель предлагает «Дотронься до. .. синего!»
Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в
одежде что-то сине и дотронуться до этого предмета.
Цвета периодически меняются, кто не успел - ведущий. Воспитатель
следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
- Ритуал окончания занятия «Круг друзей»
ЗАНЯТИЕ 2
Цель. Способствовать расширению словарного запаса, для
выражения дружеских чувств.
- Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»
- Этюд «Скажи хорошее о друге»
По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о
том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание
детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих
высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка,
приводят примеры любых жизненных ситуаций.
На одном занятии выбирать более двух детей. Периодически
возвращайтесь к этому этюду на других занятиях.
Ритуал окончания занятия «Речевка»
ЗАНЯТИЕ 3
Цель. Развивать добрые и теплые отношения между детьми.
Ход занятия.
- Ритуал начала занятия «Доброе животное»
- Беседа «Как можно пожалеть»
- Этюды на выражение страдания печали:
- «Ой-ой, живот болит!»
Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки.
У них разболелись животы. Медвежата жалуются:
Ой, ой, живот болит!
Ой, ой, меня тошнит!
Ой, ой мы яблок не хотим!
Мы хвораем. Том и Тим.
Выразительные движения: брови приподняты, живот втянут, руки прижаты к
животу.
Воспитатель предлагает «медвежатам» пожалеть друг друга.
Этюд «Я так устал».
Маленький гномик несет на спине большую еловую шишку. Вот он
остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень
устал. .. ».
Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опущены.
Воспитатель предлагает одной группе детей изобразить гномиков, а
другой - помочь донести большую шишку, пожалеть. Затем дети меняются
местами.
- Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»
|