Поделите детей на группы и
раздайте им карточки с рисунками деревьев, зверей (птиц, насекомых, реки,
моря, солнца и т. д.) Каждая группа должна подумать и рассказать, какую пользу
тот или иной обитатель мира природы приносит миру людей, не называя себя. По
рассказам друг друга дети угадывают, о ком говорят их друзья.
Вопросы и задания для
беседы:
• Представьте, что однажды вы
увидели человека, который на ваших глазах сломал дерево, ударил палкой
какого-либо зверя, бросил камень в птицу. Что вы сказали бы этому человеку?
МАЙСКИЙ ЖУК
А. Неелова
Жарким летним днем собрались
мальчики в поле погулять. У всех через плечо висели жестяные ботанические ящики
- дети хотели заняться собиранием трав. Даже маленький Коля не забыл взять
свой зеленый ящичек, в который мать заботливо положила для сынишки кусочек
хлеба на дорогу. Через луга, мимо весело журчащего ручейка, через темный лес
дети весело шли гурьбой к мельнице, где их ждал вкусный сытный завтрак.
Коля ни в чем не желал
отставать от старших. Видя, как те собирают разные травки и цветы, и он рвал
без разбора все, что ни попадалось, и прятал в свой ящик. Стало смеркаться,
когда мальчики собрались домой. Все были бодры, словно только что вышли из
дома, и только самые младшие - Коля с Володей, еле передвигали ноги и порядочно
отстали.
Идя по аллее, Коля спросил
Володю: «Скажи, пожалуйста, что это так летает и жужжит?»
- Майские жуки, - ответил
Володя и постарался поймать пролетавшего мимо жука. Когда ему это удалось, он
присел на камешек, достал из кармана нитку и привязал жука за ногу, потом
отпустил его и запел: «Лети, лети, мой жучок, - высоко, далеко!» А сам не
выпускал из рук нитку и бежал за жуком. Понравилась эта забава Коле, и он стал
просить Володю поймать и ему жука. А как поймал Володя жука, Коля привязал его
за ногу и пустил летать, а сам принялся за ним бегать.
Коля позабыл про усталость и
весело бежал, пока не догнал старших. «Прячь скорей жука в ящик, - сказал
Володя, - лучше завтра с ним поиграешь».
Посадил Коля жука в ящик, где
бедняге пришлось сидеть, пока Коля сладко спал в своей кроватке. К счастью,
ящик закрывался не плотно, не то бедный пленник задохнулся бы.
Вдруг среди ночи ясно
послышалось жужжание майского жука - сначала издалека, потом все ближе и ближе
и, наконец, раздалось подле самой Колиной кровати. Сбросил мальчик с головы
одеяло и стал с любопытством смотреть в ту сторону, откуда доносилось жужжание,
и вдруг к ужасу своему увидел огромного, ростом с человека, майского жука.
Сердитыми глазами жук смотрел на своего мучителя и жужжал, да так внятно,
словно человечьим голосом: «Злой мальчик, что ты со мной сделал! От твоей
веревки у меня вся нога болит и ноет! Чтобы ты знал, какую муку ты мне
причинил, я также привяжу тебя за ногу веревкой, пущу бежать, а сам буду тянуть
веревку». И не успел Коля опомниться, как на ноге у него очутилась веревка.
Перепугался мальчик, спрыгнул с постели и бросился бежать, а веревка не
пускает, все больше врезается в ногу.
Пусти, я больше не буду
мучить жуков! - стал молить Коля. Тут жук так сильно дернул за веревку, что
мальчик не удержался, упал на пол и с громким криком... проснулся. Прибежала на
крик Колина мама и спрашивает: «Что случилось?»
Жук! Жук! - бормотал
испуганный мальчик.
Здесь никакого жука нет, -
успокаивала мать.
Большой майский жук привязал
меня веревкой за ногу.
Это тебе приснилось. Спи,
сынок, спокойно.
Коля и сам теперь понял, что
жук ему приснился. Весь еще под влиянием страшного сна он заплакал и рассказал
маме, как они вчера с Володей играли с жуками.
- Нехорошо, Коля, так делать, - покачала головой мать.
-Страшный сон приснился тебе в наказание за то, что ты мучил бедного жука.
Давай его выпустим
Потом Коля лег в кроватку и
сладко проспал до утра, - жука уж не было в ящике: мама выпустила его на
свободу. После этого случая Коля не только сам не мучил животных, но и товарищам
не позволял этого делать. Когда же мальчики его не слушались, он рассказывал
им про свой страшный сон, который на всю жизнь остался у него в памяти.
Вопросы и задания к
сказке:
Ловили ли вы когда-нибудь
жуков? Что вы с ними делали: отпускали на волю или оставляли жить у себя?
Как вы думаете, почему жуки,
бабочки или другие насекомые не могут долго прожить в неволе?
Как вы думаете, почему Коле
приснился этот сон?
Вопросы и задания к
стихотворению:
Как ты думаешь, как назывался
любимый цветок лужка?
Какие луговые цветы кажутся
тебе самыми хрупкими?
Представь себя каким-либо
луговым цветком и расскажи о своей жизни.
Опиши красоту какого-либо
цветка, не называя его. По описаниям друг друга дети угадывают, о каких цветах
рассказывают их друзья.
Игра «Мир природы»
Покажите детям карточки с
рисунками деревьев, зверей (птиц, насекомых, реки, моря, солнца).
Дети должны рассказать, какую
пользу тот или иной обитатель мира природы приносит миру людей.
Тот, кто расскажет интереснее
всех, получает карточку с обитателем мира природы.
Сценка «Разговор цветов»
Поделите детей на пары. Один
человек в паре - цветок, растущий на лугу или в лесу; другой - его сорванный
собрат, стоящий в вазе. Дети должны придумать небольшую сценку-диалог между
своими цветами о том, как им живется.