Дидактические задачи. Обратить внимание детей на то,
что добрые чувства, поступки, отношения и дела вызывают уважение, дружбу,
любовь. Добро противостоит злу, ссорам, лжи, зависти, желанию делать все
только для себя, лени.
Игровая задача. Узнать, «что такое хорошо, а
что плохо».
Игровые действия. Переживать хорошее как
радость, испытывать неприязнь к плохому.
Оборудование. Отрывки из поэтических
произведений, рассказов, жизненные факты о хорошем и плохом поведении
человека, самих детей.
Ход игры
Воспитатель. Дети, вы уже много,
путешествовали и каждый раз во время путешествия узнавали что-либо интересное,
новое, важное. Сегодня будет игра «Путешествие по маршруту добрых чувств,
поступков, дел и отношений». Маршрут указывает, куда дети пойдут и о чем
узнают. Маршрут имеет остановки.
Первая остановка называется «Вовка — добрая
душа». Мы узнаем, почему поэт А. Л. Барто так назвала одно свое
стихотворение. Вспомните это стихотворение, подумайте и ответьте на вопрос:
почему мальчика Вовку назвали «Вовка — добрая душа»? Если дети не знают или
забыли содержание стихотворения, воспитатель читает его, акцентируя внимание
на добрых поступках мальчика, и тем самым помогает детям выделить их.
Шла вчера я по Садовой,
Так
была удивлена —
Паренек белоголовый
Закричал мне из окна:
-С добрым утром! С добрым утром! -
Я спросила: — Это мне? —
Улыбнулся он в окне,
Закричал еще кому-то:
— С добрым утром!
С добрым утром!
Воспитатель. Что же мы узнали о Вовке?
Дети. У Вовы добрая душа. Он
веселый и добрый, желает людям доброго утра.
Воспитатель. А еще о чем узнали?
Вспомните.
Он помог усталым бабушкам.
Ох, устали бабушки...
— Вовка—добрая душа,
Позабавь-ка малыша! —
Подошел он к бабушкам,
Встал
он с ними рядышком. Вдруг запрыгал и запел:
— Ладушки, ладушки!
Замолчали крикуны,
Так они
удивлены:
Распевает ладушки
Мальчик вместо бабушки.
А помните, как девочки Таня и
Валечка рассказывают о своих старших братьях?
Катя в красном платьице
Как
расплачется:
— Я одна ничья сестра,
Цапнул кот меня вчера.
Что ж, меня кусай, царапай...
Нету братьев у меня,
Папа с мамой — вся родня.
К ней подходит не спеша
Вовка —
добрая душа. Объявляет он ребятам:
— Буду Кате старшим братом.
С понедельника, с утра,
Будешь ты моя
сестра.
Воспитатель. Хотели бы вы дружить с
Вовкой? Почему?
Дети. Вова добрый, он помогает
другим. Он пожалел девочку... Он сказал, что будет се старшим братом, будет
защищать ее, если кто обидит... Вовка — добрая душа, он веселый мальчик, всегда
говорит: «Доброе утро! Доброе утро!»
Воспитатель. На этой же остановке нашего
путешествия мы встретимся еще с детьми, про которых А. Л. Барто написала в
стихотворении «Уехали».
Если дети знают стихотворение,
они могут ответить на вопросы: Что случилось? Кто уехал и кто остался? На
основе имеющихся знаний решить вопрос, правильно ли поступили дети, оставив
щенка одного. Итогом должно быть понимание необходимости доброго, заботливого
отношения к щенку.
Если дети не знают стихотворения,
воспитатель кратко рассказывает о случившемся и приводит небольшие отрывки.
Например. Летом дети жили па
даче. С ними жил маленький, неуклюжи и щепок. Дети заботились о нем, кормили,
играли с ним. И вдруг приехал грузовик и всех увез, а щепок остался.
Он был один в саду пустом.
Он
па террасе лег.
Он целый час лежал пластом,
Он не хотел махать хвосюм. Он даже
есть не мог.
Правильно ли поступили дети,
уехав и оставив беззащитного щенка?
Дети. Нельзя оставлять щенка, он
будет скучать... Его могут обидеть большие собаки... Кормить щенка никто не
будет, и он умрет голодный...
Воспитатель. Как бы поступили вы?
Дети. Щенка нужно было взять с
собой. Если нельзя взять, нужно его кому-либо отдать, чтобы он не оставался
один. Попросить, чтобы его кто-то кормил.
Кира. Мне очень жаль щенка. Я
попрошу маму взять его к нам. А можно взять его к нам в детский сад?
В о с п и т а т е л ь. Ребята
вспомнили о щенке, поняли, что поступили неправильно, и вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом.
Но он не дал войти.
Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.
И мы рады за щенка и за детей,
которые поняли, какую они допустили ошибку.
Вторая остановка называется
«Мальчик потерялся» (стихотворение 3. Александровой).
Можно по сюжету стихотворения
создать короткий рассказ, можно использовать текст самого стихотворения,
сделав некоторые купюры в целях сокращения.
Мальчик убежал за голубями и
не знает, как вернуться к маме. Он плачет, он очень испугался. Ведь ему всего
лишь третий год. Люди вокруг него волнуются: как найти мать? В это время
пробегала девочка Таня. Она протиснулась
сквозь толпу и сказала:
Только что сидел он рядом с
мамой
На зеленой лавочке в саду.
Я его обратно отведу!..
Таня, будто старшая сестренка,
По дорожке мальчика ведет.
Утешает девочка малышку:
Ну-ка, Миша, посмотри кругом,
Мама здесь, она читает
книжку...
Мы с тобой сейчас ее найдем...
Таня говорит:
Ну, будь мужчиной! Мой
братишка плакать бы не стал. Ух, какая у тебя машина, Прямо настоящий
самосвал...
Танин мальчик в желтеньком
пальтишке Смотрит, улыбается опять... Возле них толпятся ребятишки. Все хотят
машину покатать.
А к скамейке мимо ребятишек
Женщина бежит из-за угла. — Я нашелся! -- говорит ей Миша.— Это девочка меня
нашла!
Воспитатель. Что можно и нужно сказать о
девочке Тане?
Дети. Таня ласковая, добрая, она
пожалела мальчика и помогла ему. Она ласково уговаривала, чтобы он не плакал.
Таня, наверно, подумала и о его маме: ведь мама беспокоилась, где, куда пропал
ее сыночек Миша,
Воспитатель. Пословица говорит: «Ласковые
слова что весенний день». Помните, как слезы у Миши высохли и появилась
улыбка.
Третья остановка называется
«Мальчик Помогай».
В о с п и т а т е л ь.
Послушайте стихотворение «Мальчик Помогай» и скажите, почему мальчика так называли.
По земле из края и край
Ходит мальчик Помогай.
Где народ сажает сад,
Там и он сажает ряд.
Зачерпнул ведро воды,
Взял и полил две гряды.
На дубу колхозных пчел
Помогай в лесу нашел.
Он накрыл их и в колхоз
Целый рой в мешке принес.
Землекопы роют пруд,
Он и с ними делит груд...
Всем и каждому помог
Помогай чем только мог:
Столяру и кузнецу,
Брату, матери, отцу.
Что за славный этот край,
Где растет наш Помогай!
Воспитатель. Что можно сказать о
мальчике?
Д е т и. Он любит труд. Он добрый
мальчик.
Воспитатель. Кому, как и чем вы помогаете
в труде?
(Вопрос побуждает детей осознать
свою роль в труде взрослых.)
Воспитатель показывает альбом,
в котором будут записи о добрых чувствах, поступках, отношениях, участии детей
в труде. Предупреждает, что нужно сказать о добрых поступках, но не хвастаться
ими, не ждать награды.
Дети. На дворе мяукала кошка. Я
попросил маму дать еду для нее. Вышел и смотрел, как кошка ест. Кошка была
рада, и я рад... Мне подарили красивую куклу, и мы вместе с подружками играли...
Вместе с мамой мы посадили цветы в клумбы. Я была девочка Помогай... Мне очень
хотелось взять книгу, и я ее взял, а потом отнес обратно: я взял ее не
спросив. Так нельзя. |